Современное декоративное искусство. Что такое дизайн?

Разделы: МХК и ИЗО


Вид занятия: Декоративное рисование.

Цель урока: Составить дизайнерский проект интерьера комнаты по заданным параметрам.

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с понятиями «дизайн», «дизайнер», «предметная среда». Изучить законы дизайна и особенности профессии дизайнер.
  2. Развивать творческую и познавательную активность, воображение, ассоциативно-образное мышление.
  3. Формировать навыки рисования интерьера комнаты с учётом законов линейной перспективы.
  4. Воспитывать художественный вкус различными средствами ИЗО.

Оборудование и материалы:

  1. Мультимедиапроектор, компьютер, экран, USB с презентацией.
  2. Словарь художественных терминов.
  3. Методические таблицы «Виды перспективы».
  4. Музыкальное сопровождение.

Ход урока.

Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Сообщение темы урока.

Учитель: Дети, скажите мне, что такое ДПИ?

Дети: Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) – (от лат. dekoro - украшаю) создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью. (1 слайд)

Учитель: Посмотрите на экран, прочитайте определение про себя и скажите, какие изделия относятся к ДПИ?

Дети: К ДПИ относятся: расписанная посуда, ткань, мебель, игрушки и т. д.

Учитель: Теперь, ребята давайте с вами помечтаем и попробуем представить, как должен выглядеть наш класс, чтобы в нём легко, весело и удобно было работать?

Дети: Приводят примеры того, чтобы они изменили в классе.

Учитель: Молодцы! Какие же вы фантазёры! А теперь скажите мне, кто занимается работой, которой мы сейчас занимались, правда, не на самом деле, а в мечтах?

Дети: Этой работой занимаются дизайнеры.

Учитель: Правильно вы думаете – это дизайнеры. А всё, что они создают – это дизайн. Сегодня на уроке мы должны познакомиться с понятиями «дизайн», «предметная среда», попробовать себя в роли дизайнера, т.е. составить дизайнерский проект (рисунок) заданного вам помещения.

Изучение нового материала.

1. Словарная работа.

Учитель: Ребята, кто из вас хочет попробовать дать определение понятию «дизайн»?

Учитель: Посмотрите на экран, прочитайте определение и запишите его в свои словари.

Дизайн – это придумывание, разработка новой, удобной для человека и красивой предметной среды.(2 слайд)

Учитель: Дети, кто из вас догадался, что же такое предметная среда?

Учитель: Прочитайте определение на экране и запишите его в словарь.

Предметная среда – это то, что окружает человека. Это мебель, посуда, бытовая техника, дома, автомобили, одежда и многое другое. (3 слайд)

2. История возникновения дизайна.

Учитель: «Искусство дизайна – одно из самых молодых. Оно возникло лишь в двадцатые годы двадцатого века. Именно в это время стала бурно развиваться промышленность, на человека хлынуло так много разнообразных вещей и приспособлений, что он просто стал тонуть и захлёбываться в них. Поток новых вещей, механизмов, приспособлений рос, а человек оставался прежним – с его пятью пальцами, двумя ногами и руками, не выше и не ниже. Вот для того, чтобы учесть и изучить возможности отдельного человека и не дать вещам поглотить его, возникло новое направление в искусстве – дизайн.

Он защищает нас от вещей и учит строить отношения с ними. Вещи должны знать своё место и не угнетать человека, а помогать ему, радовать его. Всё вокруг человека должно быть очеловечено, смягчено, тогда и человек почувствует себя удобно, спокойно и комфортно дома, в банке, в офисе, на улице, в машине, на корабле, в самолёте. Везде, где бы ни появился человек, его должен окружать добрый и умный дизайн. Вот почему можно сказать, что дизайн – это искусство будущего.

Искусство дизайна требует знания законов красоты, техники, человеческого труда. Дизайнер изучает разные профессии и привычки людей, их характер, стиль жизни. Потом, через сочинённые им формы предметов, он может повлиять на людей, чтобы улучшить их дела».

Дизайн бывает разный:

  • дизайн автомобилей;
  • дизайн интерьера;
  • дизайн одежды;
  • ландшафтный дизайн и т.д. (4 слайд)

Дизайнерский проект составляется по заказу клиента и должен отвечать многим требованиям – это красота, новизна, удобство и т. д.

Учитель: Ребята, скажите мне, что значит удобство? Приведите примеры.

Дети: Если разрабатываем проект кухни для мамы, мы должны учитывать её рост, т.е.расположить навесные шкафы так, чтобы ей не приходилось тянуться или подставлять стул, чтобы что-то достать с верхней полки. Или крупный человек не купит себе маленькую машину, т.к. ему будет неудобно в ней ездить.

Учитель: Ребята, т.к. мы с вами должны сегодня составить дизайнерский проект жилой комнаты, я предлагаю вам посмотреть на экране работы известных дизайнеров по интерьеру. (5-8 слайд)

Учитель: Вспомните, что такое интерьер?

Учитель: Посмотрите на экран и прочитайте определение.

Интерьер – это внутреннее убранство помещения. (9 слайд)

Учитель: Ребята, мне кажется, что вы засиделись, давайте немного разомнёмся.

Физическая минутка.

Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся покажем –
Крылья сложим назад.

Упражнения для глаз.

Учитель: Молодцы, садитесь. Продолжим урок.

Повторение ранее изученного материала.

Учитель: Дети прежде, чем вы начнёте выполнять работу, я бы хотела обратить ваше внимание на таблицы, которые висят на доске.

Посмотрите внимательно и скажите, как называется длинная горизонтальная линия, которая пересекает весь рисунок слева направо?

А что означает точка в центре этой линии?

Дети: Эта линия является линией горизонта. А точка – это точка схода.

Учитель: Вспомните, пожалуйста, что такое линия горизонта и точка схода?

Учитель: Повторите определения, которые видите на экране.

Линия горизонта образуется от пересечения воображаемой горизонтальной плоскости, проходящей на уровне глаз. Линию горизонта хорошо видно в действительности, когда стоишь в поле, смотришь вдаль – туда, где небо якобы сходится с землёй, образуя линию. (10 слайд)

Точка схода - это точка на линии горизонта, в которой сходятся параллельные линии, уходящие вглубь картины. (11 слайд)

Учитель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, как называется явление, когда предмет изменяется, удаляясь от нас?

Учитель: Правильно это перспектива. (12 слайд)

Посмотрите на определение и вспомните, какие виды перспективы бывают, и какие закономерности мы должны знать и выполнять, чтобы правильно выполнить линейный рисунок?

Дети: Перспектива бывает: линейной и воздушной. В свою очередь линейная перспектива бывает фронтальная и угловая. Угловая перспектива - это когда предмет к нам расположен под углом, а фронтальная – предмет расположен одной из сторон прямо по отношению к рисующему человеку.

Законы линейной перспективы звучат так:

  • предметы, равные по величине, по мере удаления кажутся меньше, а на линии горизонта превращаются в точку;
  • удаляющиеся в глубину параллельные линии (потолок, рельсы, дорога и т.д.) зрительно воспринимаются сближающимися;
  • всё, что имеет вертикальное направление в действительности, и на рисунке изображается вертикально (стены домов, телеграфные столбы и т. д.).

Ответы детей сопровождаются просмотром слайдов. (13 слайд)

Учитель: Молодцы, ребята. Теперь, когда мы повторили законы построения линейного рисунка, можем приступать к работе. Как вы думаете, дети, с чего мы начнём работу над интерьером комнаты?

Педагогический рисунок.

Учитель: Верно, сначала я нарисую прямоугольник – это будет фронтальная стена, затем через нее проведём горизонтальную линию – это линия горизонта, на этой линии поставим точку схода, т.е. отметим то место, куда смотрит наш глаз. После этого из точки схода через углы нашего прямоугольника до конца листа проводим лучи, у нас получились другие стены помещения. Теперь эту комнату вам нужно заставить мебелью, бытовой техникой и другими предметами интерьера так, чтобы было удобно, практично, красиво.

Практическая работа.

Учитель: Дети, работу над интерьером будем выполнять на этом и на следующем уроке, из ваших работ мы составим каталог на тему «Юный дизайнер». Задание будет для вас по вариантам, делиться будем так, я раздам вам геометрические фигуры разного цвета.

  1. Дизайнерский проект кухни (синий квадрат);
  2. Дизайнерский проект детской игровой комнаты (красный круг);
  3. Дизайнерский проект гостиной (желтый овал);
  4. Дизайнерский проект ванной комнаты (зелёный треугольник);
  5. Дизайнерский проект рабочего кабинета (оранжевый пятиугольник);
  6. Дизайнерский проект спальни детской или взрослой (фиолетовый ромб).

А теперь, если задание понятно приступаем к работе. Ребята, если по ходу работы возникнут какие-либо затруднения, то поднимайте руки, я подойду и объясню.

Во время практической работы звучит спокойная музыка.

Итог урока.

Учитель: Ребята, сейчас отвлекитесь от выполнения задания, давайте повторим то, что нового узнали на уроке.

Что такое дизайн?

Какие виды дизайна бывают?

Кто такие дизайнеры?

Что особенно вам понравилось на уроке? Что не очень?

Домашнее задание.

А теперь откройте дневники и запишите домашнее задание. Завершить линейное построение и продумать цветовую гамму интерьера.

Урок окончен, можете идти отдыхать. До свидания.

Презентация.