Внеклассное занятие на тему "Путешествие в мир профессий"

Разделы: Внеклассная работа


Предварительная работа: в классе выбираются корреспонденты, которые берут интервью у детей в классе, рисунки на тему «Профессии моих родителей», сочинение-миниатюра «Кем я хочу быть».

Вопросы интервью:

  1. Какие профессии вы знаете?
  2. Что вы знаете об этих профессиях?
  3. Можно ли в жизни обойтись без этих профессий? Почему?

Цели: продолжить работу по ознакомлению детей о существующих профессиях; развивать умение наблюдать и анализировать полученную информацию о профессиях; воспитывать уважение к людям разных профессий, бережное отношение к результатам их труда.

Оборудование: выставка книг о различных профессиях; сведения о профессиях; пословица на плакате «Учение – всем делам начало», «Грамоте учиться – всегда пригодиться», «Красна птица опереньем, а человек - ученьем», «Без наук как без рук», «Что посеешь, то и пожнешь», «Корень учения горек, да плод сладок», «Дерево сильно корнями, а человек - трудом», «Муравей не велик, а горы копает»; иллюстрации (репродукции, картины) с изображением людей различных профессий; материалы корреспондентов; сочинения-миниатюры; детские работы; элементы костюмов для инсценировки песни.

Ход занятия

Учитель: Сегодня мы совершим путешествие в мир профессий по страницам устного журнала, заглянем в будущее.

… Хоть глазочком заглянуть бы,
Заглянуть в 21 век.
И узнать бы, что за судьбы
Ждут тебя – человек…

Учитель: Наше путешествие помогут нам провести журналисты.

Кто такие журналисты? (Ответы детей).

Журналист 1.

Если где случилось что-то,
Он об этом должен знать.
Написать, добавить фото
И в газету отослать.

Журналист 2.

Полететь за новостями
Может он на край земли,
Для того, чтобы мы с вами
Эти новости прочли.

Журналист 3.

Про тайфун, про наводненье,
Кто в футболе чемпион,
Про рекорд, землетрясенье
Раньше всех напишет он.

Журналист 4.

Знаем мы в своей квартире,
Что и где случилось в мире,
Потому что знает это
Раньше всех его газета.

Справка о профессии журналист.

Сейчас уже трудно представить себе те времена, когда не было ни газет, ни журналов, ни радио, ни телевидения. Люди не только не знали о том, что происходит в мире, но и о событиях в своей стране узнавали спустя годы.

Если надо было сообщить что-то важное, царь рассылал гонцов с царскими указами. Новости люди узнавали от купцов, которые посещали заморские страны по торговым делам. Купцы рассказывали о всяких чудесах, происходящих там, а иногда пересказывали то, что сами услышали от других.

Но купцы приезжали редко, а людям хотелось знать, что происходит вокруг, не дожидаясь их приезда. Поэтому примерно полторы тысячи лет назад в Древнем Китае появилась первая газета. Она совсем не была похожа на современную, а скорее напоминала письмо, содержащее новости. Переписывалась газета от руки. Писали ее специальные люди – писцы.

Почти пятьсот лет назад такая же рукописная газета появилась и у нас в стране. Она была совсем маленькая, меньше тетрадного листа. Первыми ее читателями были царь и его слуги – бояре.

Газета была очень популярна, но переписывать ее было долго и очень трудно, поэтому решили печатать газеты в специальных помещениях – типографиях, на печатных станках (сначала деревянных, а потом заменили их металлическими).

Сегодня у нас в стране выходит много газет и журналов: больших и маленьких, тонких (всего на одну страницу) и толстых (10 страниц и больше), цветных и черно-белых. Но все они очень важны и нужны. Благодаря газетам мы узнаем, что происходит в нашей стране и в других странах.

Поэтому профессия журналиста очень важная и почетная. Он первым узнает все новости, а потом рассказывает их нам.

Учитель: Сейчас журналисты проведут с вами блиц-опрос. Постараетесь угадать, о какой профессии идет речь.

(Игра «Замените следующие словосочетания одним словом»):

  • Человек, который первым узнает новости, а потом рассказывает их нам. (Корреспондент)
  • Человек, который обучает животных. (Дрессировщик)
  • Летчик, который управляет космическим кораблем. (Космонавт)
  • Человек, который выполняет трюки вместо киноактеров. (Каскадер)
  • Человек, который много путешествует, находит горные породы, минералы. (Геолог)
  • Врач, который лечит зверей. (Ветеринар)
  • Человек, который чинит и изготавливает часы. (Часовщик)
  • Люди, которые занимаются наукой. (Ученые)
  • Человек, который создает компьютерные игры и программы. (Программист)
  • Человек, который занимается изучением погоды. (Метеоролог)

Учитель: Чтобы выбрать и получить себе профессию, что вы должны делать? (Учиться.)

Учитель: Выберите пословицы об учении. Объясните, как вы их понимаете. (На доске или на экране записаны пословицы.)

  • Учение – всем делам начало.
  • Грамоте учиться – всегда пригодиться.
  • Красна птица опереньем, а человек – ученьем.
  • Без наук как без рук.
  • Что посеешь, то и пожнешь.
  • Корень учения горек, да плод сладок.
  • Дерево сильно корнями, а человек – трудом.
  • Муравей не велик, а горы копает.

Учитель: Вам в жизни предстоит узнать много нового, интересного, полезного. Но для этого потребуется от вас усидчивость, терпение, желание хорошо учиться. Труд помогает человеку приобрести определенные навыки, стать профессионалом в своем деле, научиться жить в коллективе. Ведь «без труда мечта мертва», а «где охота и где труд, там поля цветут».

Журналист 5. Первая страница нашего устного журнала посвящена тем, кто строит города. Люди, каких профессий строят города? Найдите иллюстрации, репродукции, картины, на которых изображены строительные специальности. (Иллюстрации на доске или на экране).

Ответы детей: Строители, каменщики, сварщики, стекольщики, плотники, столяры, водители, экскаваторщики, бульдозеристы, крановщики, маляры, инженеры и т.п.

Инсценировка песенки «Наф-Нафа» из сказки «Три поросенка» С.Михалкова (элементы костюмов)

Журналист 1. Давайте проверим, как вы запомнили некоторые рабочие специальности.

Игра:

Трактор водит … (тракторист),
Электричку - … (машинист),
Стены выкрасил ... (маляр),
Доску выстругал … (столяр),
В доме свет провел … (монтер),
В шахте трудится … (шахтер),
В жаркой кузнице - … (кузнец),
Кто все знает - … (МОЛОДЕЦ)!

Учитель: Ребята, чтобы построить дом, нужно людям разных специальностей вместе, дружно взяться за дело. Недаром говорят: «Одной рукой узла не завяжешь». Ребята, чьи родители имеют строительные специальности? (Дети поднимают руки)

Учитель: А сейчас мы отправляемся к Айболиту. Догадались, какая следующая страница устного журнала? («Будьте здоровы!»)

Журналист 1.

Машину белую с красным крестом
Как «Скорую помощь» все знают
ей дорогу в потоке любом
Всегда и везде уступают!

Журналист 2.

Машина торопится, доктор спешит
Кого-то спасти от ожога,
И если у стареньких сердце болит,
И если сломаете ногу.

Журналист 3.

Врач в белоснежном халате придет,
Держа чемоданчик волшебный.
Там сложные трубки, и простенький йод,
И шприц, и растворчик целебный.

Журналист 4.

Измерит давленье, советом спасет
И добрым, внимательным словом,
А если так нужно – в больницу возьмет,
Чтоб там человек стал здоровым.

Журналист 5.

Болезнь для больших и ребяток – беда,
Но есть от нее избавленье,
Вы в «Скорую помощь» звоните всегда!
03 – это номер леченья!

Учитель: Какие бывают врачи? Найдите иллюстрации, репродукции, картины, на которых изображены медицинские специальности. (Иллюстрации на доске или на экране).

(Детский – педиатр, терапевт, хирург, коордиолог, ЛОР, травмотолог, зубной - стоматолог, афтальмолог, и т.п.)

Учитель: Как называется человек, который помогает врачу? (Медицинская сестра)

Учитель: Кто из вас знает, как называлась медсестра в XIX веке? (Сестра милосердия)

Учитель: Ребята, у кого родные, знакомые работают в медицине? (Дети поднимают руки)

Учитель: Как готовится врач к лечению? (Читает научную литературу, аннотации к рецептам и лекарствам, чтобы выбрать способ лечения, изучает медицинское оборудование).

Учитель: Чтобы люди доверяли лечить себя, что должен делать врач? (Постоянно учиться, чтобы правильно определять диагноз, делать правильное назначение лекарства, использовать новое оборудование, инструменты)

Инсценировка песенки «Прививка». Слова С.Михалкова (Элементы костюмов)

Учитель: Назовите, какие произведения мы с вами читали о разных профессиях? (Обратить внимание детей на выставку книг: В. Маяковский «Кем быть», А. Маркуша «Кто ты?», И. Токмакова «Букварик», Б.Житков «Помощь идет», стихи Р.Рождественского, рассказы Л. Кассиля «Главное войско», С. Маршак «Почтальон», С. Михалков «А что у вас» и т.п.)

Учитель: Ребята, что же нужно, чтобы приобрести любимую профессию и приносить как можно больше пользы своей Родине? В чем заключается ваш главный труд? (Учиться, получать знания, умения)

Журналист 2.

Надо одиннадцать лет учиться,
Не лениться, а трудиться.

Учитель: Верно, учеба и хорошие знания – ваш главный труд.

Учитель: Как вы думаете, какой самый важный предмет в школе? Можно ли выделить только один предмет? Почему? (Все предметы важны, потому что в любой профессии могут пригодиться знания из разных областей науки)

Учитель: Мы сегодня вспомнили много разных профессий и многие не успели назвать. Что нового вы узнали? Можно ли в жизни обойтись без этих профессий? Почему? (Все профессии важны, люди разных профессий приносят пользу другим людям)

Учитель: А какие произведения можно привести в подтверждение вашим словам? (С.Михалков «А что у вас?», В. Маяковский «Все работы хороши, выбирай на вкус»)

Журналист 3.

…Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, нож…

Журналист 4.

И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба –
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба.

Журналист 5.

За все, что создано для нас,
Мы благодарны людям.
Придет пора, настанет час,
И мы трудиться будем ...
(В. Маяковский «Все работы хороши, выбирай на вкус»)

Исполнение «Песенки друзей» муз. Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина из м/ф «Бременские музыканты»