Цель урока:
- Создать условия для формирования у учащихся представления о Мировом океане и его частях.
Задачи урока:
- Продолжить формирование у учащихся понятия “Гидросфера”.
- Познакомить учащихся с новыми понятиями: залив, пролив, остров, полуостров, архипелаг, море.
- Продолжить формирование у учащихся умения работать с географической картой.
- Продолжить формирование у учащихся умения работать в группе, оценивать работу своей группы.
- Продолжить формирование у учащихся умения самостоятельно добывать знания.
Оборудование:
- настенная карта полушарий,
- расчерченный макет схемы “Мировой океан и его части”, т
- аблички с названиями частей Мирового океана,
- задания группам.
План урока:
На доске заранее учитель чертит схему “Состав гидросферы”
На прошлом уроке мы говорили о том, что такое гидросфера и ее составе. Мы обговорили воды суши, где содержится вода в атмосфере, но не говорили о том, что такое Мировой океан и какие части Мирового океана существуют. Откройте карты полушарий и найдите океан с таким названием. Где же находится Мировой океан? (Дети говорят, что такого океана нет на карте). Вот и проблема. Какая? Что такое Мировой океан? (проблему записать на доске).
Ребята, а как лучше решать проблему: сообща или в одиночку? – с друзьями (ум – хорошо, а два – лучше). Поэтому вы разделились на группы. Чтобы решить проблему надо составить план действий. Какие пункты мы внесем в наш план? Что нам необходимо будет сделать для решения проблемы?
- Собрать информацию. Где мы ее сможем найти? – В учебнике, в атласе, спросить у учителя.
- Распределить обязанности в группе.
- Выполнить работу
- Представить свою работу, т.е. продукт проекта.
Вернемся к нашей проблеме. Что же такое Мировой океан? Как нам узнать? (В учебнике параграф 24)
Мировой океан - это единое водное пространство, которое нигде не прерывается, самое большое скопление воды на земной поверхности, основная часть гидросферы, совокупность всех океанов.
Есть ли у нас еще проблема, которую мы можем решить? – Из каких частей состоит Мировой океан?
Посмотрите на карту: только ли водные участки есть в океане? (Есть еще участки суши). Как вы думаете, сколько групп нам надо для работы? – три. Чем же будет заниматься каждая группа?
- Изучением океанов
- Изучением участков суши
- Изучением водных участков
Выберите работу по душе.
Для каждой группы дается список географической номенклатуры, соответствующей данной части Мирового океана, контурная карта полушарий, задание.
Задание 1 группе:
- Найти и прочитать соответствующий материал в учебнике. Дать характеристику каждого океана.
- Собрать части определений частей Мирового океана из написанных заготовок, прикрепить определения на доске.
- Нанести названия океанов на контурную карту.
- Нанести названия океанов на настенную карту полушарий.
- Представить продукт проекта.
Задание 2 группе:
- Найти и прочитать соответствующий материал в учебнике.
- Прикрепить названия частей суши в Мировом океане на схему, начерченную на доске.
- Подписать названия частей суши в Мировом океане на контурной карте.
- Нанести названия частей суши в Мировом океане на настенную карту полушарий.
- Представить продукт проекта.
Задание 3 группе:
- Найти и прочитать соответствующий материал в учебнике.
- Прикрепить названия водных участков Мирового океана на схему, начерченную на доске.
- Подписать названия водных участков Мирового океана на контурной карте.
- Нанести названия водных участков Мирового океана на настенную карту полушарий.
- Представить продукт проекта.
Когда работа будет выполнена, учащиеся представляют продукт проекта. Представители первой группы дают краткую характеристику каждого океана, зачитывают определения частей Мирового океана, а представители второй и третьей групп читают в схеме на доске названия некоторых частей Мирового океана и показывают их на настенной карте. В результате работы учащихся на уроке на доске появляется следующая схема и настенная карта с географическими названиями частей Мирового океана.
Закрепление:
На карте России найти название полуострова, который говорит о своем малом размере.
На карте России найти такие ворота, в которые нельзя забить гол.
Оценивание:
- Что узнали нового?
- Чему научились в общении?
На столах лежат по три цветных кружка, разделенные на секторы по количеству участников группы. Пусть каждый возьмет сегмент кружка: если работа понравилась, то красный , если не очень понравилась - зеленый, если не понравилась - синий. Когда каждый положит свой сегмент, получится круг, по которому будет видно: понравилась вам работа или нет.
Домашнее задание: параграф 24, уметь показывать части Мирового океана на карте.