Критическое мышление – это, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией, диалог, поиск компромиссных решений, формирование коммуникативных компетенций учащимися на уроках истории.
Заир-Бек С.И.: «Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный опыт». Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретённым; не объём информации, а умение получать ее и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество.
Технология критического мышления (РКМЧП) может применяться на уроках истории уже с 5 класса, как способ активизации и повышения мотивации учащихся с помощью приемов: синквейн, кластер, различные виды работы с текстом учебника элементы инсерта, составить 3 предложения для пересказа, мозговой штурм и т.д. Эти приемы позволят более качественно усваивать материал параграфа
Данная технология помогает учащимся 10-11
классов готовиться к итоговой аттестации,
формирует различные компетенции: гражданские,
правовые, социальные (способность брать на себя
ответственность за свои решения и поступки,
умение отстаивать свою позицию во время
дискуссий, регулировать конфликты мирным путем)
Но самое важное учит взаимодействовать, работать
вместе над проектом решения, вырабатываются
коммуникативные компетенции необходимые для
социализации и поиска компромиссов с окружающим
миром.
Структура технологии:
Приемы технологии могут применяться на разных
этапах урока и при изучении
различных тем.
Среди образовательных задач одной из главных для
меня представляется, задача формирования у
учащихся активного подхода к процессу обучения,
т.е. умения самостоятельно получать новую
информацию, систематизировать и анализировать
полученные знания, ставить и решать проблемные
задачи, работать в парах, группах сообща в
различных областях, в различных ситуациях
находить компромиссы.
Технология дает возможность осуществлять личностно-ориентированный подход, развивает такие качества личности, как логическое мышление, умение брать на себя ответственность при принятии решений, умение слушать и слышать других, самостоятельность, креативность, толерантность.
Цели урока:
- определить основные тенденции развития СССР в
1945 -1964 гг.;
охарактеризовать реформы Н.С.Хрущева их особенности и противоречивый характер; - закрепить навыки анализа и сопоставления
исторического материала,
умения рассматривать исторические явления в конкретно-исторических
условиях, разграничивать объективные факты и субъективные мнения (стереотипы); - усилить мотивацию учащихся к самостоятельному познанию; способствовать обогащению их социального опыта.
Развивать критическое мышление на уроках необходимо. При этом нельзя забывать, что мы ведем школьника не просто путем научного познания, а прежде всего познания социального, имеющего свои существенные особенности. Социальное познание, это во многом личностное познание, где ученики должны научиться задумываться, размышлять над событиями, не принимать все «с ходу».
Необязательно, чтобы все пришли к одному мнению и заучили нужный вывод. Важно только, чтобы позиция была продумана, вывод аргументирован.
Данный вид деятельности многофункционален в большей степени, чем многие другие и позволяет:
- проявить интеллектуальные способности;
- продемонстрировать уровень владения знаниями и обще учебными умениями;
- подводить ученика к целеполаганию;
- проявить нравственные и коммуникативные качества;
- продемонстрировать способность к самообразованию и самоорганизации.
Тип урока: изучение нового материала, с использованием приёмов технологии критического мышления.
Формы организации познавательной деятельности:индивидуальная, групповая, коллективная.
Оборудование:
- карта «Народное хозяйство СССР в 1945-1965г.г.»;
- учебник А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов « История России. ХХ – начало ХХI века». 11класс;
- учебник «История России.1945-2008 г.г.» (под ред.:А.А. Данилова, А.И.Уткина,
- А.В. Филлипова) 11 класс;
- документы;
- мультимедиа: диск «История Отечества ХХ век».
- листы с кластерами.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Перед началом урока, при помощи жребия, учащиеся распределяются на 4 группы.
2. Новая тема
Вступительное слово учителя: Сегодня
мы начинаем изучение темы «Экономические
реформы 1953-1964гг.» – 17 апреля Н.С.Хрущеву
исполнилось бы 116 лет (рисунок 1).
Реформы, проводимые в экономике имели
противоречивые результаты. С одной стороны
успехи развития промышленности, освоения целины
(рисунок 2, рисунок 3),
покорения космоса (рисунок 4), в
стране сохраняли высокий трудовой и
политический энтузиазм народа (рисунок
5). Но, с другой стороны, непродуманные,
непроверенные наукой и практикой, принятые
единолично Хрущевым решения приводили к потерям,
намного превышающим положительный эффект.
Забегая вперед, хочется вспомнить историю
создания надгробного памятника Н.С.Хрущеву
известным российским скульптором Эрнестом
Неизвестным (рисунок 6), который,
создав его из белого и черного мрамора, сказал:
"Я так и не понял, чего в нем было больше: белого
или черного..."
Просмотр фрагмента: выступление Н.С.Хрущева.
3. Работа с документами (Приложение 1):
– Как авторы данных документов характеризуют Н.С. Хрущева?
Первый этап: вызов
Хрущевская эпоха нашла отражение во множестве
анекдотов. Они наглядно иллюстрируют
остроту социально-экономических проблем того
периода времени.
Анекдоты про Н.С.Хрущева:
– Почему в продаже нет обуви?
– Босиком легче догнать и перегнать Америку.Колхозник говорит: «Вам, писателям, хорошо: в литературе Никита Сергеевич понимает».
Хрущеву после смещения предложили возглавить онкологический центр. Никита Сергеевич:
– Но, я же в этом деле ничего не понимаю!
– Ничего страшного. Вы же руководили сельским хозяйством – и хлеба не стало, займетесь онкологией, может быть, и рака не станет.
– Выделите важнейшие экономические проблемы в начале правления Н.С. Хрущёва, используя метод мозгового штурма.
Основные правила метода «мозгового штурма»:
- Говорите все, что придет вам в голову.
- Не обсуждайте и не критикуйте высказывания других.
- Можно повторять идеи, предложенные кем-нибудь другим.
Путем использования интерактивной методики "Мозговой штурм", учащиеся вспоминают основные особенности послевоенного восстановительного периода.
Учитель: Как вы видите, результаты восстановительного периода были неоднозначными. С одной стороны, на протяжении 1946-1950 гг. затянулись страшные раны войны. Полностью восстановлена промышленность и даже увеличено производство. С другой – цена восстановления была слишком высока. Снижение реального уровня жизни, тяжелые жилищные и бытовые условия были характерными для большинства населения. Другим негативным последствием стало окончательное разорение сельского хозяйства. На крестьян, которые получали мизерные заработки, не распространялись социальные гарантии, они были лишены права иметь паспорта, а, соответственно, свободно перемещаться по стране. Также им приходилось платить высокие налоги на приусадебные участки. Для интенсификации труда колхозников сталинское руководство продолжало применять принудительные и репрессивные методы, что и привело к голоду в засушливые 1946-1947 гг.
Второй этап: осмысление содержания
– Какие меры было необходимо предпринять для решения экономических проблем, что было осуществлено в ходе реформ?
Работа в группах:
1. Составление кластера в группах, в которых рассматриваются направления реформ в разных отраслях экономики. (логических схем помогающих воспроизвести и запомнить информацию) по §6стр.81-93; §64 стр. 290-296. (Приложение 2)
Основные направления реформ:
А) Административная реформа;
Б) Реформы в промышленности;
В) Реформы в области сельского хозяйства;
Г) Реформы в социальной сфере;
2. Инсерт – значки по ходу чтения, прием системной разметки для эффективного чтения размышления, используются учащимися при работе с текстом учебника.
V | Уже знал |
+ | Новая для меня информация |
… | Думал иначе |
? | Не понял есть вопрос |
По ходу составления кластера и во время защиты кластеров группами, учащиеся заполняют таблицу – основные меры по реформированию экономики Н.С. Хрущевым.
Отрасли | Основные меры | Итоги |
1. Административная реформа | ||
2. Реформы в промышленности | ||
3. Реформы в сельском хозяйстве | ||
4. Реформы в социальной сфере |
Учитель: Сравните планы и их конкретную реализацию, почему не удалось осуществить задуманное? Выступление групп с использованием кластеров, в котором приводят аргументы в защиту данных мер и их практической реализации, при этом представители других групп могут задавать вопросы.
Третий этап: рефлексия
Перекрестная дискуссия: Почему жесткий репрессивный режим Сталина не подвергался такой уничижающей критики в обществе, а действия Хрущева стали не только предметом критики, достаточно свободного обсуждения, но и анекдотов.
1. Голосование:
– Что в политике Н.С. Хрущева лично у вас вызывает одобрение, поддержку, а что, наоборот, вы осуждаете?
2. Домашнее задание
1) Напишите авторский текст «Освоение целинных
и залежных земель в Хакасии». Укажите
положительные и отрицательные стороны.
2) Повторить основные данные в таблице,
самостоятельно заполнить итоги реформ,
используя §64 учебника
(Учебник А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов «История
России. ХХ – начало ХХI века. 11 класс)
Список используемой литературы:
1. Иванов Д.А. Управление качеством
образовательного процесса.// Директор щколы – 2007
– №6.
2. История России 1945-2008гг:
учебник для 11
класса./Под ред. А.А.Данилова. – М.,
2008.
3. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие
критического мышления на уроке. – М., – 2008.
4. Образы истории. // Преподавание истории и
обществознания в школе. – 2002.
5. Селевко Г.К. Педагогические технологии на
основе активизации, интенсификации и
эффективного управления УВП. – М. – 2005.
6. Интернет-ресурсы
7. Русских Г.А. Технология подготовки учителя
к творческой профессии.// «Методист». – 2002 –
№1.