Цели:
- дать понятие «окружности», определить место положения окружности по отношению к кругу;
- освоить работу с циркулем, развивать умение решать задачи, составлять обратные;
- способствовать развитию мышления при определении площади фигуры;
- закреплять сложение трехзначных чисел с переходом через разряд;
- воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: компьютер, циркуль, линейка, таблицы, карточки со словами, круги.
ХОД УРОКА
1. Введение в тему
Урок начнем с изучения нового материала.
Классификация фигур на группы № 93 (слайд 1)
1, 3, 7, 8 – сплошные (Приложение 2,
слайд 2)
2, 4, 5, 6 – каркасные (Приложение 2,
слайд 3)
деление на группы по другому признаку.
2, 3, 7 – границей фигур является окружность (Приложение 2, слайд 4)
1, 5, 6, 4, 8 – границей фигур является овал. (Приложение 2, слайд 5)
2. Сообщение темы и цели (Приложение 2, слайд 6)
– Сегодня на уроке познакомимся с окружностью, будем учиться чертить окружность, решать задачи, закреплять сложение трехзначных чисел.
3. Работа над новым материалом.
4. Знакомство с окружностью (Приложение 2, слайд 7)
– Представьте себе огромную пластинку надетую
на диск проигрывателя. Только посередке у нее –
там, где должен торчать шпенек, – стоит высокая
остроконечная башня – ратуша. От нее лучами
расходятся прямые улицы. Все они ведут к морю. А
чтоб жители пластинки ненароком не падали в воду
вся она обнесена красным канатом.
Какую форму имеет остров? А как бы Вы назвали
фигуру красного цвета? (Окружностью).
Чем является окружность для круга? (Окружность
является границей круга).
Сравнение фигур. Правильно ли сказать что вверху
на рисунке учебника круг, а внизу его граница и
центр?
Как изобразили план острова? Что обозначено
точкой? (План острова окружность, точка – центр
окружности).
У круга есть одна подруга. (Приложение 2, слайд 8)
Знакома всем ее наружность!
Она идет по краю круга
И называется – окружность.
– Как начертить окружность? (Можно обвести круг).
5. Работа с циркулем
- Окружность можно начертить с помощью циркуля. Одну ножку циркуля необходимо зафиксировать в точке, а другой проводить кривую линию до получения замкнутой области.
- Точка, вокруг которой чертят окружность – центр окружности.
Начертить две окружности
6. Работа над задачами
Чтение текста задачи № 94.
– Что известно в задаче?
– Что нужно узнать?
Составление краткой записи.
Одно бревно
Количество бревен
Всего досок
4
доски
Привезли – 9 бр.
Не хватает –
?
12 досок
7. Составление схемы анализа задачи
– Сможем мы сразу узнать сколько потребовалось
бревен? (Нет)
– Почему? (Потому что не знаем сколько бревен
не хватает).
– А почему бревен не хватает? (Потому что не
хватает 12 досок).
– А сколько бревен надо распилить, чтобы
получить 12 досок, если каждое бревно распилили на
4 доски.
- 12 : 4 = 3 (бр.) – не хватает
- 9 + 3 = 12 (бр.) – потребовалось
Ответ : 12 бревен потребовалось для ремонта дома.
Составление сложного выражения: 12 : 4 + 9 = 12 (бр.)
Составление обратных задач.
– Сколько обратных задач можно составить ? (Три)
– Как вы определили?
8. Обратные задачи: (Приложение 2, слайд 9)
Для ремонта дома требуется 12 бревен. Привезли 9 бревен и каждое распилили на 4 доски. Во время ремонта несколько досок не хватило. Сколько досок не хватило?
- 12 – 9 = 3 (бр.) – не хватает
- 4 х 3 = 12 досок не хватает
Ответ: 12 досок не хватает.
Для ремонта дома требуется 12 бревен.
Привезли несколько бревен и распилили каждое на 4
доски
Во время ремонта оказалось, что 12 досок не
хватает.
Сколько бревен привезли?
- 12 : 4 = 3 (бр.) – не хватает
- 12 – 3 = 9 (бр.) – привезли
Ответ: 9 бревен привезли.
Для ремонта дома требуется 12 бревен.
Привезли 9 бревен и распилили на несколько досок.
Во время ремонта оказалось, что 12 досок не
хватает. На сколько досок распилили каждое
бревно?
- 12 – 9 = 3 (бр.) – не хватает
- 12 : 3 = 4 доски
Ответ: на 4 доски распилили каждое бревно.
Вывод. Верно ли составили обратные задачи?
Знание математики необходимо для какой профессии? (Профессии строителя)
9. Физкультминутка
У оленя дом большой
Он сидит, глядит в окно.
Зайка по полю бежит.
В дверь ему стучит:
«Тук-тук, дверь открой,
Там в лесу охотник злой»
Зайка, зайка, забегай!
Лапку мне давай.
10. Работа над геометрическим заданием № 96 (Приложение 1)
1. Чтение задания.
– Площади каких фигур вы умеете находить?
– Как найти площадь прямоугольника?
2. Выбор способа решения задачи (Приложение 2, слайд 10)
(стр. 38 № 85 – способы решения)
– Какой из удобных способов можно использовать
для определения площади шестиугольника.
– Покажите, как из шестиугольника получить
прямоугольник.
Измерение сторон прямоугольника.
Решение: 8 х 4 = 32 кв.см.
Проверка.
11. Повторение изученного
Сложение и вычитание трехзначных чисел (№ 95 ).
– Выписать только те выражения, в которых при вычислениях возникает переход через разряд.
475 481 649 234 748 982
147 237 223 458 439 218
328 244 872 792 309 764
Проверка.
– Как догадались, где выражения с переходом через разряд?
12. Подведение итогов
– Рассмотрите рисунки. (Таблица) (слайд 11)
– В каких предметах вы увидели круг, а в каких
окружность?
– Прочитайте вопрос.
– В чем различие круга и окружности мы откроем на
следующих уроках.
13. Задание на дом
Стр. 43 № 94 (3), № 95.