Открытый урок математики в 3-м классе на тему "Знакомство с окружностью. Центр окружности"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • дать понятие  «окружности», определить место положения окружности по отношению к кругу;
  • освоить работу с циркулем, развивать умение решать задачи, составлять обратные;
  • способствовать развитию мышления при определении площади фигуры;
  • закреплять сложение трехзначных чисел с переходом через разряд;
  • воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: компьютер, циркуль, линейка, таблицы, карточки со словами, круги.

ХОД УРОКА

1. Введение в тему

Урок начнем с изучения нового материала.

Классификация фигур на группы № 93 (слайд 1)
1, 3, 7, 8 – сплошные (Приложение 2, слайд 2)
2, 4, 5, 6 – каркасные (Приложение 2, слайд 3)
деление на группы по другому признаку.
2, 3, 7 – границей  фигур является окружность (Приложение 2, слайд 4)
1, 5, 6, 4, 8 – границей фигур является овал. (Приложение 2, слайд 5)

2. Сообщение темы и цели (Приложение 2, слайд 6)

– Сегодня на уроке познакомимся с окружностью, будем учиться чертить окружность, решать задачи, закреплять сложение трехзначных чисел.

3. Работа над новым материалом.

4. Знакомство с окружностью (Приложение 2, слайд 7)

– Представьте себе огромную пластинку надетую на диск проигрывателя. Только посередке у нее – там, где должен торчать шпенек, – стоит высокая остроконечная башня – ратуша. От нее лучами расходятся прямые улицы. Все они ведут к морю. А чтоб жители пластинки ненароком не падали в воду вся она обнесена красным канатом.
Какую форму имеет остров? А как бы Вы назвали фигуру красного цвета? (Окружностью).
Чем является окружность для круга? (Окружность является границей круга).
Сравнение фигур. Правильно ли сказать что вверху на рисунке учебника круг, а внизу его граница и центр?
Как изобразили план острова? Что обозначено точкой? (План острова окружность, точка – центр окружности).

У круга есть одна подруга. (Приложение 2, слайд 8)
Знакома всем ее наружность!
Она идет по краю круга
И называется – окружность.

– Как начертить окружность? (Можно обвести круг).

5. Работа с циркулем

  • Окружность можно начертить с помощью циркуля. Одну ножку циркуля необходимо зафиксировать в точке, а другой проводить кривую линию до получения замкнутой области.
  • Точка, вокруг которой чертят окружность – центр окружности.

Начертить две окружности

6. Работа над задачами

Чтение текста задачи № 94.

– Что известно в задаче?
– Что нужно узнать?

Составление краткой записи.

Одно бревно           Количество бревен          Всего досок
4 доски                     Привезли – 9 бр.
Не хватает – ?                   12 досок

7. Составление схемы анализа задачи

– Сможем мы сразу узнать сколько потребовалось бревен? (Нет)
– Почему? (Потому что не знаем сколько бревен не хватает).
– А почему бревен не хватает? (Потому что не хватает 12 досок).
– А сколько бревен надо распилить, чтобы получить 12 досок, если каждое бревно распилили на 4 доски.

  1. 12 : 4  = 3 (бр.) – не хватает
  2. 9 + 3 = 12 (бр.) – потребовалось

Ответ : 12 бревен потребовалось для ремонта дома.

Составление сложного выражения: 12 : 4 + 9 = 12 (бр.)

Составление обратных задач.

– Сколько обратных задач можно составить ? (Три)
– Как вы определили?

8. Обратные задачи: (Приложение 2, слайд 9)

Для ремонта дома требуется 12 бревен. Привезли 9 бревен и каждое распилили на 4 доски. Во время ремонта несколько досок не хватило. Сколько досок не хватило?

  1. 12 – 9 = 3 (бр.) – не хватает
  2. 4 х 3 = 12 досок не хватает

Ответ: 12 досок не хватает.

Для ремонта дома требуется 12 бревен.
Привезли несколько бревен и распилили каждое на 4 доски
Во время ремонта оказалось, что 12 досок не хватает.
Сколько бревен привезли?

  1. 12 : 4 = 3 (бр.) – не хватает
  2. 12 – 3 = 9 (бр.) – привезли

Ответ: 9 бревен привезли.

Для ремонта дома требуется 12 бревен.
Привезли 9 бревен и распилили на несколько досок. Во время ремонта оказалось, что 12 досок не хватает. На сколько досок распилили каждое бревно?

  1. 12 – 9 = 3 (бр.) – не хватает
  2. 12 : 3 = 4 доски

Ответ: на 4 доски распилили каждое бревно.

Вывод. Верно ли составили обратные задачи?

Знание математики необходимо для какой профессии? (Профессии строителя)

9. Физкультминутка

У оленя дом большой

Он сидит, глядит в окно.
Зайка по полю бежит.
В дверь ему стучит:
«Тук-тук, дверь открой,
Там в лесу охотник злой»
Зайка, зайка, забегай!
Лапку мне давай.

10. Работа над геометрическим заданием №  96 (Приложение 1)

1. Чтение задания.

– Площади каких фигур вы умеете находить?
– Как найти площадь прямоугольника?

2. Выбор способа решения задачи (Приложение 2, слайд 10)

(стр. 38 № 85 – способы решения)

– Какой из удобных способов можно использовать для определения площади шестиугольника.
– Покажите, как из шестиугольника получить прямоугольник.

Измерение сторон прямоугольника.
Решение: 8 х 4 = 32 кв.см.
Проверка.

11. Повторение изученного

Сложение и вычитание трехзначных чисел (№ 95 ).

– Выписать только те выражения, в которых при вычислениях возникает переход через разряд.

475            481          649         234           748          982
147            237          223         458           439          218
328            244          872         792           309          764

Проверка.

– Как догадались, где выражения с переходом через разряд?

12. Подведение итогов

– Рассмотрите рисунки. (Таблица) (слайд 11)
– В каких предметах вы увидели круг, а в каких окружность?
– Прочитайте вопрос.
– В чем различие круга и окружности мы откроем на следующих уроках.

13. Задание на дом

Стр. 43 № 94 (3), № 95.