Цели и задачи урока:
- расширить понятие о ситуациях криминогенного характера;
- развивать логическое мышление, формировать умение обобщать и применять полученные знания, делать выводы;
- формировать у учащихся оценочные суждения различных ситуаций, способность эмоционально и адекватно реагировать, готовность решать задачи самостоятельно.
Оборудование: интерактивная доска, учебник, дидактический материал.
Ход урока
1. Организационный момент.
Презентация. Слайд 1. Приветствие класса.
2. Актуализация знаний, постановка цели урока
– Учитель озвучивает эпиграф.
– Как вы думаете о чем, сегодня пойдет речь? (Об опасностях.)
– Ребята, скажите, а какие опасные ситуации могут нас подстерегать в жизни? (На улице: толпа, гололед, нападение собак, открытые люки…. дома: пожар, затопление; дома и на улице: мошенничество, воровство, ограбление, вымогательство, шантаж, насилие, похищение.)
3. Усвоение новых понятий и способов действий.
– А какие из этих ситуаций можно назвать криминогенными? (Убийство, воровство, похищение, насилие и т.д.)
Слайд 2.
– А вот определение, что такое “криминогенная ситуация”, нам сформулирует мой помощника Кот-Котофеевич. (Звук на слайде.)
– Спасибо, Кот-Котофеевич!
– Так, что же такое “криминогенная ситуация”?
(Читают определение со слайда или отвечают самостоятельно.)
Слайд 3.
– Тема сегодняшнего урока: “Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера”. Приложение 2.
– Ребята, вы видите на парте листы – это опорный конспект урока. Сегодня вы будете работать с этими конспектами. Их потом вклеите в тетради.
Предлагаю еще раз вспомним, какие же ситуации относятся к криминогенным? (Мошенничество, воровство, ограбление, вымогательство, шантаж, насилие, убийство, похищение…)
Слайд 4.
Выполним задание № 1.
Укажите стрелками, к какой категории относятся данные ситуации. (Один ученик у доски.)
Криминогенная ситуация | Ограбление воровство возгорание насилие вымогательство убийство пожар в квартире ссора с другом |
Не криминогенная ситуация |
Задание выполнено. При проверке задания работаем в “статических парах”. Обменяйтесь, пожалуйста, вашими конспектами.
Отметьте любым знаком правильные ответы в первом и во втором столбике. Верните конспекты друг другу. (Сверяйте с проверочным слайдом) (“шторка”). У кого – то есть замечания по проверке вашей работы? У кого нет ни одной ошибки?
Ваш вариант совпадает полностью с контрольным вариантом. Это – бонус (смайл).
Слайд 5.
– Ребята, у меня есть сегодня еще один помощник. Внештатный корреспондент журнала “Спасайкин”.
Видеоролик (просмотр видеоролика “Опасные ситуации на улице”). Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5
– Какую ситуацию мы увидели на экране? (Похищение девочки.)
– А можно ли эту ситуацию назвать криминогенной? (Да. Это преступление.)
– А с какой целью совершают похищение? (Насилие, выкуп, трансплантация органов.)
– А можно ли избежать похищения? (Да.)
– Каким образом? (Наблюдать за окружением, не ходить одному, помнить наставления родителей…)
4. Совершенствование новых понятий и способов действий (закрепление).
Слайд 6.
– К сожалению, иногда случается, что похититель бывает и знакомым человеком. Попробуем обыграть ситуацию, которую предлагает наш корреспондент.
“Ученица 5 класса вышла из школы, к ней подходит мужчина, которого она неоднократно видела у папы на работе.
Задача похитителя: увести девочку за собой.
Задача девочки: избежать похищения любым способом.
(Девочка убегает, уходит с ним добровольно, или физический захват.)
Ролевая игра “Похищение”.
– А если получилось, что вас взяли за руку, что вы будете делать? (Кричать, звать на помощь, пытаться вырваться…)
Слайд 7.
Самооборона . ДЕМОНСТРАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ.
Захвата, объяснение, почему мышцы кисти развиты не одинаково, самая слабая мышца. (Связь с анатомией человека, с физикой.) Работа в парах на местах.
– А что же нужно делать, если вас все же удалось посадить в машину? (Не паниковать, стараться запомнить дорогу и внешние признаки похитителя.)
Слайд 8.
– А теперь, представьте, что вы оказались свидетелем похищения. Какие будут ваши действия? (Кричать, звать на помощь, звонить родителям, в милицию )
– А какой телефон милиции? (02.)
– А с мобильного телефона? (002.)
– А к каким службам мы можем обратиться еще? (Служба спасения по Ростову 060.)
– Вот, пожалуйста, телефон, кто возьмет на себя смелость вызвать милицию?
Ролевая игра “Вызов милиции” или “Свидетель”.
Слайд 9.
– Обратимся к Коту-Котофеевичу. Верно, ли мы сделали вызов? (Звук на слайде.)
Спасибо Кот-Котофеевич .
(Проанализировать вызов. Если не правильно, проиграть еще раз.)
Молодцы, ребята.….Вы настоящие умники и умницы.
Слайд 10.
– Кот-Котофеевич предлагает нам выполнить задание № 2 из раздела “Умники и умницы”(звук на слайде).
Перед вами 3 разноуровневые дорожки: красная, желтая и зеленая. В них задания различной сложности. В сумме на каждой дорожке вы можете набрать 10 баллов – это бонус. Каждая дорожка содержит задания. Красная дорожка – 2 задания, желтая – 3 задания, зеленая – 4 задания. Цена одного задания на красной дорожке 5 баллов, на желтой– 3,5 балла, на зеленой – 2,5 балла. Вы получите столько баллов в сумме, на сколько вопросов вы правильно ответите.
Но выбрать дорожку вы можете только одну. На эту работу у вас 5 минут. (Один человек работает у доски.)
Красная дорожка:
Слайд 11.
1. Закончите фразу: “Криминогенная ситуация – это…”
а) обстановка, которая способствует порождению преступления.
б) преступление
в) преступная обстановка
Слайд 12.
2. Расшифруй ребус: В какую ситуацию криминогенного характера попал ученик 5 класса?
Похищение.
Слайд 13.
Желтая дорожка:
1. Соедини стрелками номера телефонов и названия срочных служб:
01 газовая служба
03 пожарная охрана
04 скорая помощь
02 милиция
Слайд 14.
2. В каких сказках герои попадают в ситуации криминогенного характера?
“Гуси – лебеди”
“Красная шапочка”
“Колобок”
“Волк и семеро козлят”
“Три поросенка”
“Золушка”
“Репка”
Слайд 15.
3. Ты идешь из школы. Вдруг около тебя останавливается дорогой автомобиль. Ты с восторгом думаешь: “Вот бы мне покататься на такой машине!”. И вдруг машина останавливается, и водитель спрашивает тебя: “Нравится? Хочешь, прокачу?”.
Что ты скажешь, и какими будут твои действия?
а) “Нет, спасибо. Я к незнакомым людям в машину не сажусь”. И быстро
уйдешь.
б) “Спасибо, с удовольствием”. И сядешь в машину.
в) “Конечно, а не могли бы Вы отвезти меня домой? И сядешь в машину.
Слайд 16.
Зеленая дорожка:
1.Что необходимо сделать, если похититель затащил вас в машину ?
а) попытаться открыть дверь “на ходу” и выпрыгнуть из машины;
б) кричать, звать на помощь;
в) сохранять спокойствие, не паниковать
Слайд 17.
2. Почему в случае опасности мы обращаемся в милицию ?
а) Милиционеры умеют быстро предотвратить преступление.
б) Милиционеры умеют быстро бегать.
в) Милиционеры имеют красивые машины с мигалками.
Слайд 18.
3. Какой номер телефона милиции?
а) 03
б) 02
в) 01
Слайд 19.
4. Какую ситуацию можно отнести к разряду “криминогенных ситуаций”?
а) Пожар в доме
б) Похищение людей
в) Кража
Слайд 20.
– Работаем в статических парах. Поменяйтесь работами. Вы знаете, как надо проверять. Отметьте любым знаком правильные ответы. Контроль на доске.(на каждом слайде есть ответы на вопросы, для этого необходимо “перетащить” прямоугольник в правый нижний угол). Вернули работы. У вас есть замечания по вопросу проверки? Нет. Кто выполнил задание правильно – это бонус. (Смайлы)
5. Домашнее задание.
Слайд 21.
В вашем опорном конспекте вы видите домашнее задание к следующему уроку. Вы выбираете то задание, которое вам интересно выполнять.
Первая дорожка красного цвета. По этому заданию вы должны войти на сайт “Спасайкин” http://www.spasay-kin.ru/tv.php?section=10. На странице сайта войти в раздел конкурс и там выбрать себе задание.
Вторая дорожка желтого цвета. Творческая работа – рисунок на тему: “Как я буду действовать, если ко мне подойдет незнакомец”
Третья дорожка зеленого цвета. По учебнику “Криминогенные ситуации на улице”. Ответы на вопросы и задания в конце параграфа.
Уровень заданий разный, но многое зависит еще от качества выполненной работы.
6. Подведение итогов урока.
Слайд 22.
Подведем итоги:
– Если у вас 2 и более смайла – оценка “5”, если у вас 1 смайл, то это дополнительный балл к оценке на следующем уроке. Ребята, а что нового и полезного для себя вы узнали сегодня на уроке? (Приемы самообороны, как надо себя защитить, как надо быть внимательным на улице и стараться не попадать в ситуации.)
– В память о нашей совместной деятельности на уроке я хочу вам подарить вот такую закладку-памятку. Лучше бы она не пригодилась вам в жизни, но в нужную минуту оказалась бы под рукой.
Слайд 23.
– Спасибо, всего доброго!