Урок ОБЖ в 5-м классе по теме "Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера"

Разделы: ОБЖ


Цели и задачи урока:

  • расширить понятие о ситуациях криминогенного характера;
  • развивать логическое мышление, формировать умение обобщать и применять полученные знания, делать выводы;
  • формировать у учащихся оценочные суждения различных ситуаций, способность эмоционально и адекватно реагировать, готовность решать задачи самостоятельно.

Оборудование: интерактивная доска, учебник, дидактический материал.

Ход урока

1. Организационный момент.

Презентация. Слайд 1. Приветствие класса.

2. Актуализация знаний, постановка цели урока

– Учитель озвучивает эпиграф.

– Как вы думаете о чем, сегодня пойдет речь? (Об опасностях.)

– Ребята, скажите, а какие опасные ситуации могут нас подстерегать в жизни? (На улице: толпа, гололед, нападение собак, открытые люки…. дома: пожар, затопление; дома и на улице: мошенничество, воровство, ограбление, вымогательство, шантаж, насилие, похищение.)

3. Усвоение новых понятий и способов действий.

– А какие из этих ситуаций можно назвать криминогенными? (Убийство, воровство, похищение, насилие и т.д.)

Слайд 2.

– А вот определение, что такое “криминогенная ситуация”, нам сформулирует мой помощника Кот-Котофеевич. (Звук на слайде.)

– Спасибо, Кот-Котофеевич!

– Так, что же такое “криминогенная ситуация”?

(Читают определение со слайда или отвечают самостоятельно.)

Слайд 3.

– Тема сегодняшнего урока: “Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера”. Приложение 2.

– Ребята, вы видите на парте листы – это опорный конспект урока. Сегодня вы будете работать с этими конспектами. Их потом вклеите в тетради.

Предлагаю еще раз вспомним, какие же ситуации относятся к криминогенным? (Мошенничество, воровство, ограбление, вымогательство, шантаж, насилие, убийство, похищение…)

Слайд 4.

Выполним задание № 1.

Укажите стрелками, к какой категории относятся данные ситуации. (Один ученик у доски.)

Криминогенная ситуация Ограбление
воровство
возгорание
насилие
вымогательство
убийство
пожар в
квартире

ссора с другом
затопление
потеря ключа
от квартиры

Не криминогенная ситуация

Задание выполнено. При проверке задания работаем в “статических парах”. Обменяйтесь, пожалуйста, вашими конспектами.

Отметьте любым знаком правильные ответы в первом и во втором столбике. Верните конспекты друг другу. (Сверяйте с проверочным слайдом) (“шторка”). У кого – то есть замечания по проверке вашей работы? У кого нет ни одной ошибки?

Ваш вариант совпадает полностью с контрольным вариантом. Это – бонус (смайл).

Слайд 5.

– Ребята, у меня есть сегодня еще один помощник. Внештатный корреспондент журнала “Спасайкин”.

Видеоролик (просмотр видеоролика “Опасные ситуации на улице”). Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5

– Какую ситуацию мы увидели на экране? (Похищение девочки.)

– А можно ли эту ситуацию назвать криминогенной? (Да. Это преступление.)

– А с какой целью совершают похищение? (Насилие, выкуп, трансплантация органов.)

– А можно ли избежать похищения? (Да.)

– Каким образом? (Наблюдать за окружением, не ходить одному, помнить наставления родителей…)

4. Совершенствование новых понятий и способов действий (закрепление).

Слайд 6.

– К сожалению, иногда случается, что похититель бывает и знакомым человеком. Попробуем обыграть ситуацию, которую предлагает наш корреспондент.

“Ученица 5 класса вышла из школы, к ней подходит мужчина, которого она неоднократно видела у папы на работе.

Задача похитителя: увести девочку за собой.

Задача девочки: избежать похищения любым способом.

(Девочка убегает, уходит с ним добровольно, или физический захват.)

Ролевая игра “Похищение”.

– А если получилось, что вас взяли за руку, что вы будете делать? (Кричать, звать на помощь, пытаться вырваться…)

Слайд 7.

Самооборона . ДЕМОНСТРАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ.

Захвата, объяснение, почему мышцы кисти развиты не одинаково, самая слабая мышца. (Связь с анатомией человека, с физикой.) Работа в парах на местах.

– А что же нужно делать, если вас все же удалось посадить в машину? (Не паниковать, стараться запомнить дорогу и внешние признаки похитителя.)

Слайд 8.

– А теперь, представьте, что вы оказались свидетелем похищения. Какие будут ваши действия? (Кричать, звать на помощь, звонить родителям, в милицию )

– А какой телефон милиции? (02.)

– А с мобильного телефона? (002.)

– А к каким службам мы можем обратиться еще? (Служба спасения по Ростову 060.)

– Вот, пожалуйста, телефон, кто возьмет на себя смелость вызвать милицию?

Ролевая игра “Вызов милиции” или “Свидетель”.

Слайд 9.

– Обратимся к Коту-Котофеевичу. Верно, ли мы сделали вызов? (Звук на слайде.)

Спасибо Кот-Котофеевич .

(Проанализировать вызов. Если не правильно, проиграть еще раз.)

Молодцы, ребята.….Вы настоящие умники и умницы.

Слайд 10.

Кот-Котофеевич предлагает нам выполнить задание № 2 из раздела “Умники и умницы”(звук на слайде).

Перед вами 3 разноуровневые дорожки: красная, желтая и зеленая. В них задания различной сложности. В сумме на каждой дорожке вы можете набрать 10 баллов – это бонус. Каждая дорожка содержит задания. Красная дорожка – 2 задания, желтая – 3 задания, зеленая – 4 задания. Цена одного задания на красной дорожке 5 баллов, на желтой– 3,5 балла, на зеленой – 2,5 балла. Вы получите столько баллов в сумме, на сколько вопросов вы правильно ответите.

Но выбрать дорожку вы можете только одну. На эту работу у вас 5 минут. (Один человек работает у доски.)

Красная дорожка:

Слайд 11.

1. Закончите фразу: “Криминогенная ситуация – это…”

а) обстановка, которая способствует порождению преступления.

б) преступление

в) преступная обстановка

Слайд 12.

2. Расшифруй ребус: В какую ситуацию криминогенного характера попал ученик 5 класса?

Похищение.

Слайд 13.

Желтая дорожка:

1. Соедини стрелками номера телефонов и названия срочных служб:

01 газовая служба
03 пожарная охрана
04 скорая помощь
02 милиция

Слайд 14.

2. В каких сказках герои попадают в ситуации криминогенного характера?

“Гуси – лебеди”
“Красная шапочка”
“Колобок”
“Волк и семеро козлят”
“Три поросенка”
“Золушка”
“Репка”

Слайд 15.

3. Ты идешь из школы. Вдруг около тебя останавливается дорогой автомобиль. Ты с восторгом думаешь: “Вот бы мне покататься на такой машине!”. И вдруг машина останавливается, и водитель спрашивает тебя: “Нравится? Хочешь, прокачу?”.

Что ты скажешь, и какими будут твои действия?

а) “Нет, спасибо. Я к незнакомым людям в машину не сажусь”. И быстро уйдешь.
б) “Спасибо, с удовольствием”. И сядешь в машину.
в) “Конечно, а не могли бы Вы отвезти меня домой? И сядешь в машину.

Слайд 16.

Зеленая дорожка:

1.Что необходимо сделать, если похититель затащил вас в машину ?

а) попытаться открыть дверь “на ходу” и выпрыгнуть из машины;
б) кричать, звать на помощь;
в) сохранять спокойствие, не паниковать

Слайд 17.

2. Почему в случае опасности мы обращаемся в милицию ?

а) Милиционеры умеют быстро предотвратить преступление.
б) Милиционеры умеют быстро бегать.
в) Милиционеры имеют красивые машины с мигалками.

Слайд 18.

3. Какой номер телефона милиции?

а) 03
б) 02
в) 01

Слайд 19.

4. Какую ситуацию можно отнести к разряду “криминогенных ситуаций”?

а) Пожар в доме
б) Похищение людей
в) Кража

Слайд 20.

Работаем в статических парах. Поменяйтесь работами. Вы знаете, как надо проверять. Отметьте любым знаком правильные ответы. Контроль на доске.(на каждом слайде есть ответы на вопросы, для этого необходимо “перетащить” прямоугольник в правый нижний угол). Вернули работы. У вас есть замечания по вопросу проверки? Нет. Кто выполнил задание правильно – это бонус. (Смайлы)

5. Домашнее задание.

Слайд 21.

В вашем опорном конспекте вы видите домашнее задание к следующему уроку. Вы выбираете то задание, которое вам интересно выполнять.

Первая дорожка красного цвета. По этому заданию вы должны войти на сайт “Спасайкин” http://www.spasay-kin.ru/tv.php?section=10. На странице сайта войти в раздел конкурс и там выбрать себе задание.

Вторая дорожка желтого цвета. Творческая работа – рисунок на тему: “Как я буду действовать, если ко мне подойдет незнакомец”

Третья дорожка зеленого цвета. По учебнику “Криминогенные ситуации на улице”. Ответы на вопросы и задания в конце параграфа.

Уровень заданий разный, но многое зависит еще от качества выполненной работы.

6. Подведение итогов урока.

Слайд 22.

Подведем итоги:

– Если у вас 2 и более смайла – оценка “5”, если у вас 1 смайл, то это дополнительный балл к оценке на следующем уроке. Ребята, а что нового и полезного для себя вы узнали сегодня на уроке? (Приемы самообороны, как надо себя защитить, как надо быть внимательным на улице и стараться не попадать в ситуации.)

– В память о нашей совместной деятельности на уроке я хочу вам подарить вот такую закладку-памятку. Лучше бы она не пригодилась вам в жизни, но в нужную минуту оказалась бы под рукой.

Слайд 23.

– Спасибо, всего доброго!