Урок литературного чтения "Что в шутку сказано, да всерьез задумано". Буква Ш

Разделы: Начальная школа


Тема урока: «Что в шутку сказано да всерьёз задумано. Звук [ш]. Буква Ш»

Учебная задача. Формировать у детей представления о звуке [ш] –  согласном, глухом, всегда твёрдом и обозначении его буквой Ш.

Цели: развивать фонематический слух, умение слышать и слушать, речь обучающихся; прививать интерес к чтению; расширять кругозор учащихся.

Оборудование: «Азбука» (автор О.В.Джежелей); мультимедийный проектор; презентация с заданиями и ответами, предметными картинками, алфавитом;
раздаточный материал: квадратики для обозначения звуков, предметные картинки (радуга), полоски бумаги (в клетку).

ХОД УРОКА

Организационный момент

Прозвенел у нас звонок –
Начинается урок.
Звуки с буквами пришли,
Чтоб порядок навести.

Учитель. Сегодня у нас необычный урок,  урок-игра. Вы умеете собирать пазлы? В конце урока из разрозненных кусочков мы должны сложить целую картинку. Вам интересно, что у нас получится? Тогда приступим к игре. Вы готовы к уроку, поэтому я прикрепляю первый фрагмент пазла.

Работа над новым  материалом

На  экране появляется текст.

Кошка и мышка

Ушли все из дома. Осталась одна кошка. Села кошка на окошко. Вышла из норки мышка. Кошка не видит мышку. Мышка не видит кошку. Пошла мышка на кухню. Нашла крошки от пышки. Поела мышка крошки. Потом мышка увидела кружечку. Кружечка накрыта крышкой. Толкнула мышка  крышку. Крышка упала. Кошка почуяла мышку и прыгнула с окошка. Побежала мышка. Кошка за ней, но не догнала.

Учитель. Сейчас один из вас прочитает нам этот текст, а все остальные послушают. (Один из читающих детей читает текст)
У. Какой звук чаще других повторяется в тексте?
Д. Звук [ш].
У. Так какова же тема урока?
Д. Звук   [ ш] и буква, которая обозначает этот звук.
У. Вы правильно определили тему урока, я выставляю второй пазл.
– Что бы вы хотели узнать о звуке  [ш]?
Ученики  отвечают. (Предполагаемые  ответы:  гласный или согласный это звук?  Как  называется буква, которой он обозначается? И т. д.)
У.  Каковы же цели  и задачи урока?
(Предполагаемые ответы: познакомиться с новым звуком и буквой, которой он обозначается; учиться отличать этот звук и букву от других звуков и букв; научиться читать слоги и слова с новой буквой;)
У. Молодцы, вы верно определили цели и задачи нашего урока, получаете следующий пазл. Вы хотели узнать какой это звук? Отгадайте загадку:

Сегодня всё ликует.
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные … (шары)

У. Сколько слогов в этом слове?
Д. Два. В этом слове два гласных звука, значит и два слога.
У. Назовите первый слог. (Дети называют) Произнесём первый звук. (Называют). Гласный он или согласный? (Обязательно кто-то из ребят  даст неверный ответ.) Мнения разделились. Кто прав? Что мы должны сделать?
Д. Произнести его и послушать.
У. Верно. Повернулись друг к  другу. Внимательно глядя на лицо соседа произнесите звук [ш]. (Дети произносят) Что заметили?
Д. Воздух с трудом выходит изо рта, губы немного растянуты, зубы сжаты.
У. Вы доказали, что звук   [ш] согласный, что мы определяем, когда даём характеристику согласному звуку?
Д. Звонкий он или глухой.
У. Определите звонкий он или глухой в слове шары?  Покажите ваш ответ с помощью карточки. (Дети показывают). Докажите.
Д. При произнесении этого звука не участвует голос, раздаётся шипение.
У. Если мы издаём шипение, то как можно назвать этот звук?
Д. Шипящим.
У. Верно, этот звук относится к группе шипящих звуков. Вы справились с задачей и получаете  четвёртый пазл.
При чтении звук  [ш] обозначается буквой.  Кто знает, как называется эта буква? (Ответы детей) На что же похожа буква  Ш? (Открывается слайд)

  • На что похожа буква Ш?
    На зубья этого ковша.

  • Шура сено ворошил,
    Вилы в сене позабыл.

  • На железнодорожное полотно.

– А ещё на что? (Высказывания детей)
У. Найдите  букву Ш в алфавите. <Приложение 1>
– Давайте ещё раз повторим, что мы знаем о звуке   [ш].
– Какими ещё бывают согласные звуки? (Твёрдыми и мягкими) Твёрдый или мягкий звук  [ш] в слове шары? У вас на парте лежат квадратики, обозначающие твёрдость или мягкость согласного звука, выберите нужный квадратик, покажите.  (Дети показывают квадратик с одной чёрточкой.)  Назовите слово, где звук, с которым мы сегодня познакомились,  будет мягким. (Подобрать такое слово дети не могут. Возникает  проблема.)
У. Обозначает ли буква Ш мягкий звук? По вашим пальчикам я определила, что вы не пришли к единому мнению. Как же нам ответить на вопрос?  (Дети высказывают свои гипотезы и пытаются доказать правильность предположения.)
У. Вы вспомнили, что согласный звук, стоящий перед звуком  [и], всегда мягкий. Давайте  проверим так ли будет, если мы перед буквой И напишем букву Ш.Поиграем в игру «Получи новое слово», заменим один  из согласных звуков в словах на звук  [ш]. <Приложение 1>

крыса – крыша
лить – шить
мишка – шишка
мина – шина
сила – шила 

За правильно подобранные слова я кладу очередной пазл.
У. Составим звуковые схемы слов  сила – шила. <Приложение 1>
У. Какие согласные звуки  мы слышим в словах перед звуком  [и] в первом слове и во втором?  Почему мы их обозначили разными квадратиками?
Д. В слове шила нет мягких звуков.
У. Какой вывод можем сделать?
Д. Звук [ш] всегда твёрдый.
У.  Запомните: ши всегда пиши с буквой и, хоть мы и слышим звук [ы],
Это орфограмма, которую вы должны запомнить на всю жизнь.
Молодцы! Вы хорошо потрудились, заработали шестой  пазл и право на отдых.

Физминутка

Лягушка – попрыгушка – (дети прыгают)
Глазки на макушке. (Показывают глазки на макушке)
Прячьтесь от лягушки,
Комары  да  мушки. (Приседают)

У. А теперь вопрос для самых внимательных. Сколько раз в тексте физминутки встретился звук  [ш]? (Ответы детей)
– Проверим. <Приложение 1>. Правильный ответ – 5.
У вас прибавился ещё один элемент картинки.
У. Какой из поставленных целей мы достигли?
Д. Познакомились со звуком и буквой.
У. Какова вторая задача нашего урока?
Д. Научиться читать слоги и слова с новой буквой.
У. Читаем слоги. <Приложение 1>

     

а

о

у

ы

и

э

ш

ша

шо

шу

     

ши

     

У. Что заметили?
Д. Нет слогов с гласными  ы, э.
У. Используя слоги, поучимся читать чистоговорки. <Приложение 1>

Ша-ша-ша – мама моет малыша.
Шу-шу-шу – я письмо пишу.
Аш-аш-аш – у меня карандаш. За правильное чтение даю 8-й пазл.

Работа с учебником. (с. 80)

У. Вы знаете, что я заметила, проверяя правильно ли вы нашли нужную страницу, в ваших книгах похозяйничал Дед-Буквоед. Посмотрите на слова и картинки ниже слоговой таблицы. Что можете сказать?
Д. Был текст. Об этом говорит то, что есть заглавие, но нет заглавной буквы, обозначающей начало предложения и нет точек.
У. Прочитаем слова и попробуем  всё исправить. (Дети читают слова по цепочке.) Значение всех слов вам понятно?

Словарная работа: шалаш, лукошко, кувшинка. <Приложение 1>

У. О ком идёт речь?
Д. О мишке, мышке и старушке.
У. Попробуйте объединить слова в несколько групп. (Ученики  группируют слова, работая в  парах) Проверка выполнения задания. (Даётся 9-й пазл)
<Приложение 1>
У. Попробуем составить рассказ, используя данные слова.

шум, шишка, окошко,                          камыш, кувшинки, шуршит
шторки, кукушка
лукошко, кувшин, шли                        мышка, мишка, камешки, старушка

Составление рассказа, с  использованием опорных  слов, картинок к тексту.
Примерный текст:

Ну и зверь

Тишина. На поляне шалаш. Вдруг раздался шум, это упала шишка. Сразу закуковала кукушка.  Дети открыли шторки, посмотрели в окошко.
Они взяли лукошко, кувшин и вышли из шалаша, направились к озеру за водой.
Шли дети, шли, подошли к озеру. А там заросли камыша, на воде красивые кувшинки. Вдруг что-то зашуршало. «Наверное, мышка» – подумали дети.  Но потом послышался треск. Ребята испугались. Вдруг там медведь! Тихонько раздвинули камыш и засмеялись. Возле воды стояла старушка. У неё в руках было лукошко, полное ягод.

У. Молодцы, и с этим заданием вы справились, даже Дед-Буквоед вам не смог помешать. Вы получаете десятый пазл.
Прочитаем предложения, которые записаны ниже. Это текст?
Д. Нет. Это  просто предложения, они не связанны одной темой.
У. А  что написано на плакате, который несёт мышка?
Д. Конкурс рисунков – шуток.
У. Рисунки вы будете рисовать дома, а вот переделывать данные предложения в шуточные мы будем сейчас. <Приложение 1>

Куковала старушка.
Кусала ромашка.

У. Какие картинки вы бы нарисовали к данным предложениям?

Домашнее задание:

1. Нарисовать картинки к шуточным предложениям.
2. Рассказать родителям всё, что узнали о букве Ш.

У.Научились ли вы читать слоги и слова, в которых есть буква Ш? Покажите это пальчиками. Вижу, что  и эта цель нами достигнута.

Рефлексия

Отгадайте загадку:

Разноцветное коромысло
над рекою повисло.

Д. Радуга.
У. А когда бывает радуга?
Д. После дождя, если есть солнце. <Приложение 1>
У. Ребята, если вы считаете, что хорошо потрудились на уроке, поднимите радугу (картинку) высоко, если считаете, что могли бы работать лучше, поставьте руку с радугой на локоток. Я вижу, вы правильно оценили свою работу.

Итог урока.

У. А сейчас вспомним, какое открытие вы сделали на уроке?
Д. Мы узнали, что есть согласные звуки, которые всегда твёрдые.
У. Вы получаете последний пазл и пришло время собрать из отдельных деталей картинку. Какая группа это быстрее сделает?
(Ученики группами собирают картинку)
У. Что же у вас получилось?
Д. Буква Ш.
У. Молодцы. Вы хорошо потрудились, спасибо всем за работу.