Проект "Большая игра" на тему "Празднование Года села в Сасыкольском детском доме"

Разделы: Внеклассная работа, Социальная педагогика


По продолжительности проект «Большая игра», разработанный нами, рассчитан на год. Каждая творческая группа, получив проект-задание, который  содержит несколько мини-исследований, выявила проблему, осознала её и наметила конкретно пути решения и последовательность выполнения задания.

Уже в ходе выполнения задания у творческих групп рождались новые идеи, возникали новые краткосрочные и  мини-проекты.

По доминирующей деятельности  воспитанников проекты были:

–  исследовательские, когда ребята, встречаясь со старожилами села, выявляли традиции, обряды жителей села, посещая дома стариков, записывали их рассказы-воспоминания,
Информационные, посещая библиотеку, изучая архивные подшивки газет, знакомились с историей возникновения села, проходя по каждой улице, фотографировали интересные архитектурные постройки и узнавали их историю.
Собирали и  изучали  воспоминания участников ВОВ, воинов Афганцев, участников чеченской войны.
–   практико-ориентированные, когда ребята вместе с педагогами, обойдя окрестности села ,выявили  экологическую проблему загрязнения сельского пляжа, разработали социальный проект по  благоустройству пляжа, очистили его от мусора. Провели операцию «Чистый двор»,  в ходе которой помогли одинокой престарелой  женщине села привести её приусадебный участок в порядок, выполов траву, убрав мусор, вскопав деревья и т.д.
–   творческие и ролевые, когда воспитанники , записав со слов старейшей жительницы села обряд сватовства, разработали и провели  фольклорный праздник в детском доме.

Цели проекта:

  • Педагогическая:
    • пробудить интерес педагогов и воспитанников к жизни  села;
    • расширить кругозор  воспитанников;
    • разработать проект «Праздника села»
  • Практическая: апробация участниками игры разных социальных ролей и различных видов деятельности.
  • Социальная: исследование жизни села в заданном направлении.

Задачи:

  • Обучающая: развить познавательный интерес к изучению истории села, обучить воспитанников исследовательской деятельности;
  • Развивающая: развить умение обрабатывать материал, формировать ответственность за порученное дело;
  • Воспитательная: формировать культуру межличностного общения, воспитать уважение к истории села.

Сроки реализации проекта: апрель 2009 – март 2010 гг.

Этапы игры:

1 этап. Подготовительный этап 1-15 апреля

Идея:   разработка  проектов  обязательных заданий для групп,  создание творческих групп по направлениям из воспитанников и педагогов желающих принять участие в игре.

2этап. Запуск игры – 15 апреля.

Оглашение целей и задач игры, назначение или выборы  тьюторов,  выдача заданий игровым группам. Формирование творческих групп (команд) внутри игровых групп:

– команда аналитиков,
– команда презентационная,
– команда рекламно-информационная,
– оформительская команда.

3 этап. Погружение в игру. Апрель-май

Рабочие игровые группы под руководством тьюторов решают  обязательные поставленные задачи . Творчество педагогов и воспитанников не ограничивается, возможно составление дополнительной произвольной программе по теме исследования. Разработка различных творческих проектов внутри групп.

4 этап. Реализация проекта-задания май-июнь 2009г., сентябрь-апрель 2009-2010г.г.

5этап. Представление проектов. Цикл занятий, презентаций (декабрь, февраль)

6 этап. Проведение Праздника села. (март, каникулы)

7 этап. Рефлексия.(апрель)

Для реализации проекта-игры выбрано  пять направлений и создано пять групп по 8-10 воспитанников и 3-4  тьютора.

  • 1 группа –  «Мое село в прошлом, настоящем и будущем».
  • 2 группа –  «Наше село богато талантами».
  • 3 группа –  «В памяти народной».
  • 4 группа –  «Природа нашего края, села».
  • 5 группа –  «Детский дом в истории села».

Задания для творческих групп

План-задание для 1 группы «Мое село в прошлом, настоящем и будущем »

1. Определить какова история заселения жителей села, почему выбрано это место. Изучить историю заселения по архивам, в музее, в сельской библиотеке, по материалам газет.
2. Выяснить местоположение и названия улиц села. В честь кого они названы.
3. Какие достопримечательности села. Интересные здания, деревянное зодчество. Крестьянская утварь, одежда –  названия, правила пользования, предназначение.
4. Что дает село стране? Труженики села, крестьянские хозяйства. предприятия, колхоз и т.д.
5. Село будущего.

Тьюторы:   воспитатели группы.

План-задание для  2 группы «Наше село богато талантами»

1. Выяснить какие известные люди родились в нашем селе?
2. Какие распространены фамилии, их происхождение
3. Встретиться со старожилами села, записать их рассказы об обрядах, традициях.
4. Культурные традиции села.
5. Трудовые династии учителей, врачей и т.д.

Тьюторы: воспитатели группы.

План задание для 3 группы «В памяти народной»

1. Собрать воспоминания жителей села: воинов и тружеников тыла. Записать историю боевого пути ветерана.
2. Взять под свою опеку памятник погибшим воинам.
3. Проект «Аллея памяти» .
4. Подготовить концертные номера для ветеранов.
5. История одной фотографии.

Тьюторы: воспитатели группы.

План-задание для 4 группы «Природа и экология родного края»

1. Совершить экскурсию по окрестностям села.   Выяснить почему так названы реки и озера.
2. Изучение флора и фауны  в окрестностях села. Составить Красную книгу села.
3. Название мест в селе, которые не значатся в книгах (со слов старожилов)
4. Операция «чистый двор»
5. Экологический проект «Сельский пляж»
6. Экологическая сказка

Тьюторы:  воспитатели группы.

План-задание для 5 группы «Детский дом в истории села»

1. Выяснить , когда впервые в  селе Сасыколи  появился детский дом.
2. История появления нашего учреждения. Основные этапы.
3. Проект «Выпускник» Выяснить, где и чем занимаются  выпускники детского дома  1996-2009 годов. Оформить альбом.
4. Роль детского дома в жизни села.

Тьюторы:  педагоги-специалисты.

Тезисы: занимаясь проектной деятельностью в игровой форме, воспитанники погружаются в атмосферу  требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли.
Метод проектов –это попытка моделирования жизни, своего будущего, что очень важно для детей воспитывающихся не в семье, а в государственном учреждении.
По продолжительности проект «Большая игра», разработанный нами ,рассчитан на год.