По продолжительности проект «Большая игра», разработанный нами, рассчитан на год. Каждая творческая группа, получив проект-задание, который содержит несколько мини-исследований, выявила проблему, осознала её и наметила конкретно пути решения и последовательность выполнения задания.
Уже в ходе выполнения задания у творческих групп рождались новые идеи, возникали новые краткосрочные и мини-проекты.
По доминирующей деятельности воспитанников проекты были:
– исследовательские, когда ребята,
встречаясь со старожилами села, выявляли
традиции, обряды жителей села, посещая дома
стариков, записывали их рассказы-воспоминания,
Информационные, посещая библиотеку, изучая
архивные подшивки газет, знакомились с историей
возникновения села, проходя по каждой улице,
фотографировали интересные архитектурные
постройки и узнавали их историю.
Собирали и изучали воспоминания
участников ВОВ, воинов Афганцев, участников
чеченской войны.
– практико-ориентированные, когда
ребята вместе с педагогами, обойдя окрестности
села ,выявили экологическую проблему
загрязнения сельского пляжа, разработали
социальный проект по благоустройству пляжа,
очистили его от мусора. Провели операцию «Чистый
двор», в ходе которой помогли одинокой
престарелой женщине села привести её
приусадебный участок в порядок, выполов траву,
убрав мусор, вскопав деревья и т.д.
– творческие и ролевые, когда
воспитанники , записав со слов старейшей
жительницы села обряд сватовства, разработали и
провели фольклорный праздник в детском доме.
Цели проекта:
- Педагогическая:
- пробудить интерес педагогов и воспитанников к жизни села;
- расширить кругозор воспитанников;
- разработать проект «Праздника села»
- Практическая: апробация участниками игры разных социальных ролей и различных видов деятельности.
- Социальная: исследование жизни села в заданном направлении.
Задачи:
- Обучающая: развить познавательный интерес к изучению истории села, обучить воспитанников исследовательской деятельности;
- Развивающая: развить умение обрабатывать материал, формировать ответственность за порученное дело;
- Воспитательная: формировать культуру межличностного общения, воспитать уважение к истории села.
Сроки реализации проекта: апрель 2009 – март 2010 гг.
Этапы игры:
1 этап. Подготовительный этап 1-15 апреля
Идея: разработка проектов обязательных заданий для групп, создание творческих групп по направлениям из воспитанников и педагогов желающих принять участие в игре.
2этап. Запуск игры – 15 апреля.
Оглашение целей и задач игры, назначение или выборы тьюторов, выдача заданий игровым группам. Формирование творческих групп (команд) внутри игровых групп:
– команда аналитиков,
– команда презентационная,
– команда рекламно-информационная,
– оформительская команда.
3 этап. Погружение в игру. Апрель-май
Рабочие игровые группы под руководством тьюторов решают обязательные поставленные задачи . Творчество педагогов и воспитанников не ограничивается, возможно составление дополнительной произвольной программе по теме исследования. Разработка различных творческих проектов внутри групп.
4 этап. Реализация проекта-задания май-июнь 2009г., сентябрь-апрель 2009-2010г.г.
5этап. Представление проектов. Цикл занятий, презентаций (декабрь, февраль)
6 этап. Проведение Праздника села. (март, каникулы)
7 этап. Рефлексия.(апрель)
Для реализации проекта-игры выбрано пять направлений и создано пять групп по 8-10 воспитанников и 3-4 тьютора.
- 1 группа – «Мое село в прошлом, настоящем и будущем».
- 2 группа – «Наше село богато талантами».
- 3 группа – «В памяти народной».
- 4 группа – «Природа нашего края, села».
- 5 группа – «Детский дом в истории села».
Задания для творческих групп
План-задание для 1 группы «Мое село в прошлом, настоящем и будущем »
1. Определить какова история заселения жителей
села, почему выбрано это место. Изучить историю
заселения по архивам, в музее, в сельской
библиотеке, по материалам газет.
2. Выяснить местоположение и названия улиц села. В
честь кого они названы.
3. Какие достопримечательности села. Интересные
здания, деревянное зодчество. Крестьянская
утварь, одежда – названия, правила
пользования, предназначение.
4. Что дает село стране? Труженики села,
крестьянские хозяйства. предприятия, колхоз и
т.д.
5. Село будущего.
Тьюторы: воспитатели группы.
План-задание для 2 группы «Наше село богато талантами»
1. Выяснить какие известные люди родились в
нашем селе?
2. Какие распространены фамилии, их происхождение
3. Встретиться со старожилами села, записать их
рассказы об обрядах, традициях.
4. Культурные традиции села.
5. Трудовые династии учителей, врачей и т.д.
Тьюторы: воспитатели группы.
План задание для 3 группы «В памяти народной»
1. Собрать воспоминания жителей села: воинов и
тружеников тыла. Записать историю боевого пути
ветерана.
2. Взять под свою опеку памятник погибшим воинам.
3. Проект «Аллея памяти» .
4. Подготовить концертные номера для ветеранов.
5. История одной фотографии.
Тьюторы: воспитатели группы.
План-задание для 4 группы «Природа и экология родного края»
1. Совершить экскурсию по окрестностям села.
Выяснить почему так названы реки и озера.
2. Изучение флора и фауны в окрестностях села.
Составить Красную книгу села.
3. Название мест в селе, которые не значатся в
книгах (со слов старожилов)
4. Операция «чистый двор»
5. Экологический проект «Сельский пляж»
6. Экологическая сказка
Тьюторы: воспитатели группы.
План-задание для 5 группы «Детский дом в истории села»
1. Выяснить , когда впервые в селе
Сасыколи появился детский дом.
2. История появления нашего учреждения. Основные
этапы.
3. Проект «Выпускник» Выяснить, где и чем
занимаются выпускники детского дома 1996-2009
годов. Оформить альбом.
4. Роль детского дома в жизни села.
Тьюторы: педагоги-специалисты.
Тезисы: занимаясь проектной деятельностью в
игровой форме, воспитанники погружаются в
атмосферу требующую думать, рассуждать,
грамотно излагать свои мысли.
Метод проектов –это попытка моделирования
жизни, своего будущего, что очень важно для детей
воспитывающихся не в семье, а в государственном
учреждении.
По продолжительности проект «Большая игра»,
разработанный нами ,рассчитан на год.