Цели:
- Образовательная: дать общее представление о карте; познакомить с данными объектами и учить находить и показывать их на карте;
- Развивающая: развивать внимание, мышление, воображение. Развивать познавательные интересы учащихся, умение наблюдать и анализировать, делать выводы.
- Воспитательная: воспитывать любознательность, стремление к познаниям окружающего мира.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь для 1 класса ч.1, автор Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казакова; название темы (напечатанное), сигнальные карточки, рюкзак, бинокль, котелок, глобус, кружка, игрушка, домашние тапочки, компас, спички, ложка, музыкальное сопровождение: гудок, плеск воды, шум моря, карта, таблички: море, остров, река, горы, холм, равнина, озеро; кораблик, флажки.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Задачи:
- обеспечить комфортную обстановку на уроке;
- психологически подготовить учащихся к общению.
У:
Мир прекрасен и удивителен,
Сколько событий, сколько открытий.
Отправляйся смело в путь,
Ум, смекалку не забудь!
– Ребята, к нам на урок снова пожаловали Митя и Валя. Давайте вспомним о чем они нам рассказывали. (Ответы детей: Что такое глобус? Как называется северная точка, а южная? Как называется воображаемая линия, которая делит землю на 2 части?)
2. Изучение нового материала
Задачи:
- актуализировать знания учащихся необходимые для усвоения нового материала;
- подготовить учащихся к усвоению нового материала;
- создать ситуацию для мотивации учебной деятельности на уроке.
У: Ребята, а сегодня Митя и Валя
приглашают нас в новое путешествие. Что мы с
собой возьмем? Сережа будет складывать
необходимые нам в путешествие вещи, а Юля
подержит рюкзак, и проверим – всё ли взяли? (Рюкзак,
бинокль, котелок, глобус, кружка, игрушка,
домашние тапочки, компас, спички, ложка)
У: А глобус ребята нам нужен?
Д: Нет!
У: Глобус – это замечательное
изображение Земли. Но его неудобно возить с
собой.
Д: Да.
У: А давайте проверим, правильно ли мы
собрались в путешествие? (По слайдам проверяем
– рисунок карты)
Дети находят что нужно взять карту.
3. Сообщение темы урока
Задачи:
- обеспечить восприятие, осмысления и первичное запоминание детьми изучаемого материала;
- учить находить на карте изучаемые объекты.
У: Но прежде чем отправиться в
путешествие нам необходимо знать «Азбуку
географии». (Вывешиваю название темы урока)
У: На уроках обучения грамоте мы учим
«Азбуку», чтобы научиться читать слова. На уроках
окружающего мира мы будем учить «Азбуку
географии», чтобы научиться читать карту.
У: А что такое география?
Д: Что-то связано с изучением
окружающего мира.
У: Гео – в пер.с греч. – обозначает
Земля, а география – описание земли.
Географическая карта – это плоский рисунок
Земли. (Учитель обращает внимание на карту
полушарий)
У: У вас такая же карта в учебниках на
странице 34-35.Положил в карман и отправился в
поход.
У: Берём карту?
Вывод:
У: Значит, отправляясь в путешествие
нужно брать с собой карту.
(Показ слайдов как люди смотрят
карту)
У: Мы готовы отправиться в путешествие,
а на чём – угадайте!
Загадка
(Корабль)
У: Если вы не возражаете, то я буду
капитаном.
(Открывается доска, на которой прикреплена
карта и прикрепляю корабль)
У: Итак, начинаем … (Гудок, плеск воды)
У: Ребята, а каким цветом обозначают
воду?
Д: Голубым, синим.
У: Все ваши ответы верны, воды на карте и
глобусе обозначают оттенками синего цвета.
У: А что относят к водам Земли?
Д: Реки, озёра, моря, океаны. (Прикрепляю
МОРЕ на карту)
У: Возьмите карты, которые лежат на
ваших столах, работая в парах – найдите на карте
моря? (На слайде карта РФ)
Д: Каспийское море, Баренцево море,
Карское море, Море Лаптевых.
У: Итак, мы знаем, что воды Земли на карте
обозначаются оттенками синего цвета. Митя и Валя
уточняют что, чем темнее цвет, тем глубже.
Покажите на карте глубокое место в Тихом океане,
а в Индийском более мелкое? (Гудок, плывём
дальше, плеск воды)
У: Прямо по курсу Земля. Дима попробуй
обогнуть этот участок суши со всех сторон.
Получилось? А такие участки суши, которые со всех
сторон окружены водами – называются островами.
(Табличка ОСТРОВ)
У: А сможете найти на карте и показать
острова?
Д: О.Новая Зеландия, о.Мадагаскар, о.
Филиппинские.
У: А почему Австралию не показали?
Д: Австралия – это материк, от материков
отличаются относительно небольшими размерами.
У: Плывем дальше! (Гудок, шум моря)
У: Ребята, а чем отличается остров
(корабль в центре карты) от этого участка суши?
Д: Этот участок смогли обогнуть со всех
сторон, а этот не обогнули.
У: Это полуостров (табличка)
– участок суши, с трёх сторон
окружённый водами.
У: Посмотрите это п-о.Скандинавский,
Камчатка, Ямал.
(Гудок, поплыли дальше)
У: Дальше плывём по реке. А как на
карте обозначены реки?
Д: Линиями, кривыми. (Табличка РЕКА)
У: Найдите на карте реки, поработайте в
паре.
Д: Енисей, Обь, Ангара, Иртыш, Лена.
Физминутка
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнём мы на привале.
Вправо, влево повернись!
Наклонись и поклонись!
И на месте прыг да скок.
А теперь опять урок,
Моряки! Опять на борт!
У: Что видите слева по борту?
Д: Горы (Табличка ГОРЫ)
У: Каким цветом на карте обозначают
горы?
Д: Коричневым, бежевым, светло
коричневым.
У: Горы на карте обозначают оттенками
коричневого цвета. Чем выше горы, тем темнее цвет,
небольшие возвышенности – это холмы (табличка
ХОЛМ)
У: Посмотрите это Уральские горы,
Кавказские, Алтайские.
У: Как вы думаете, что обозначено на
карте зелёным цветом?
Д: Леса, травы.
У: Разве вы видите леса, травы?
У: Зелёным цветом на карте
обозначаются равнины. Равнина-
это ровная поверхность Земли без холмов и гор.
(Табличка РАВНИНА)
У: Вот Восточно-Европейская равнина, мы
живем на Западно-Сибирской равнине. (Воткнуть
флажок)
У: Плывём по реке дальше. Где мы
оказались?
Д: На озере.
У: Озеро – это углубление суши
заполненное водой. (Табличка ОЗЕРО)
У: Озёр на Земле очень много (Учитель
показывает на карте озера.) Самое глубокое
озеро-Байкал.
У: Итак, ребята пора нам возвращаться
домой!
(Учитель переставляет кораблик)
У: Повторяйте: Раз, два, три, четыре, пять
В нашем классе мы опять!
4. Закрепление изученного материала
Задачи: проверить усвоение нового материала детьми.
У: Понравилось ли вам путешествие?
Много нового узнали?
У: Итак, что это (при помощи проектора
появляются слова и картинки остров, река,
полуостров, равнина, горы, озеро, холм.)
5. Выполнение заданий учебного материала
Задачи:
- работа над письменной и устной речью;
- контроль выполнения заданий, взаимопроверку.
У: А теперь я уверена вы, молодцы
справитесь с заданием с. 21 № 19. Читаем задание
вместе. Нарисованы придуманные горы и озера.
Каким цветом вы раскрасите высокую гору и пониже,
глубокое озеро и мелкое?
У: Сейчас 1 вариант – раскрашивает ГОРЫ,
а 2 вариант – раскрашивает ОЗЕРО.
У: Теперь проверьте друг у друга (взаимопроверка)
У: Те кому было легко – покажите
солнышко, те кому было трудно – покажите
тучку.
У: Дома выполните задание другого
варианта.