Образованию области посвящается
Цели урока:
- способствовать формированию знаний об особенностях экономико-географического положения Белгородской области, о природных ресурсах, о хозяйственной деятельности населения;
- вспомнить историческое прошлое Родного края.
- способствовать развитию умения самостоятельно работать с атласом, планом и другими источниками информации;
- развивать умения давать оценку природным условиям, сравнивать, обобщать, делать выводы, а также выявлять причины создания экологической ситуации в области.
- воспитывать нравственно-эстетическое отношение к природе Родного края, чувство патриотизма, личной сопричастности к проблемам области.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма проведения: урок-экспедиция.
Оборудование: карты, атласы, дополнительная литература: газеты, журналы, фотоальбомы с видом города Белгорода.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
Проверка готовности к уроку.
2. Изучение нового материала. Мотивация
Эпиграф.
Прикосновение к былому
Роднит и возвышает нас.
Вернуться к Роднику живому.
Я приглашаю вас.
– Дорогие гости, приглашаем вас вместе с
нами, отправиться в экспедицию по нашему
Родному краю. Цель нашей экспедиции как можно
подробнее узнать и изучить исторические,
экономико-географические особенности
области, а также природные условия и
богатства, дать оценку хозяйственной
деятельности населения.
В этом нам помогут карты атласы и другие
материалы. У каждого из вас имеются
дневники для записи фактов и новых данных, где
вы должны записывать и делать
выводы. Итак начнём
исследование с местонахождения нашей области
на картах физической и экономической.
Идёт работа в группах, по индивидуальным
картам.
Зачитывается стихотворение о Родном крае:
Хмельные ветры рожь колышут,
Короча стихнула в садах
Встают у Яковлево вышки,
Дробится в Губкине руда,
Гремит состав за дальней рощей,
Мой край – родная Белгородчина –
Железорудный, хлебный край.
В каждой группе исследователей есть старший
научный сотрудник, который руководит работой
и оценивает вашу работу.
Эксперты оценивают работу в целом и помогают
мне подвести итог урока. Каждая из групп
старается, как можно подробнее описывать все,
что им удалось найти и изучить по области и
предоставить эту информацию экспертам.
На уроке используются стихотворения наших
белгородских поэтов, фотоальбомы с учебными
заведениями города, памятниками архитектуры и
искусства.
А сейчас послушаем отчёт первой из экспедиций.
1 группа: учёные – физ-географы
Инструктивная карта для физ-географов
1. Определение физико – географического
положения области ( по плану и атласу.)
1.1. Границы .Протяжённость.
1.2. Крайние точки.
1.3. Вывод о выгодности
положения.
2. Рельеф (высоты, название равнин и других
форм рельефа.)
3. Климат. Пояс, температура , осадки, ветры.
4. Внутренние воды (по плану и атласу.)
4.1. Название рек, самые
крупные реки .
4.2. Исток, устье.
4.3. Питание рек. Притоки.
4.4. Минеральные воды. Озёра.
5. Растительность и животный мир.
По атласу и дополнительной литературе.
6. Охрана окружающей среды. Заповедники. Красная
книга Белгородской области.
7. Подобрать стихотворение о реках и
растительности.
8. Итог: вывод о проделанной работе.
Домашнее задание. Подобрать информацию о природных ресурсах области (по районам).
2 группа: Эконом-географы
Инструктивная карта эконом-географов.
1. Определение экономического положения
области (по плану и атласу.)
1.1. Границы.
1.2. Виды транспорта.
1.3. Вывод о выгодности положения.
2. Природные ресурсы области. (По дополнительной
литературе и атласу.)
2.1. Экспорт.
2.2. Добыча. Переработка.
2.3. Стихотворение о руде. Выбрать
и зачитать.
3. Обрабатывающая промышленность. (По атласу и
дополнительной литературе).
4. А.П.К.
4.1. Богатство края – чернозём.
4.2. Стихотворение В. Фёдорова
Чернозём.
5. Города области.
Подобрать стихотворение о городе.
6. Экологическая ситуация в области.
(Статистика, дополнительные источники
информации.) Проблемы.
7. Итог. Вывод.
Домашнее задание подготовить сообщение о знаменитых земляках.
3 группа: историки-краеведы
Инструктивная карта для историков-краеведов.
1. Зачитать стихотворение о городе Белгороде.
Позволишь ли мой город Белый
Напомнить славу прошлых лет
Нарисовать рукой несмелой
Твой исторический портрет.
2. Из книги Родное Белогорье подобрать
кратко информацию о знаменитых людях области.
2.2. Ватутин.
2.3. Щепкин.
2.4. Шухов (использовать
фотоальбом.)
3. Вы знаете, что 9 мая – День победы.
Подберите информацию, посвящённую этой дате.
Настойчиво неумолимо
На город движется она
Идёшь и не проходишь мимо
Людское бедствие – война.
4. Коротко о Курской дуге. Найти и зачитать
стихотворение Танковое поле (В. Черкесов.) и
Танковое поле (И. Пашкова.)
5. Назвать памятники героям войны.
6. Вывод.
Домашнее задание: подготовить сообщение о земляке – герое Великой Отечественной Войны.
4. Подведение итогов урока
Рефлексия.
Мнение эксперта, а затем учителя.