Открытый урок по теме "Вехи развития Белгородской области"

Разделы: География


Образованию области посвящается

Цели урока:

  • способствовать формированию знаний об  особенностях экономико-географического положения Белгородской области, о природных ресурсах, о хозяйственной деятельности населения;
  • вспомнить историческое прошлое Родного края.
  • способствовать развитию умения самостоятельно работать с атласом, планом и другими источниками информации;
  • развивать умения давать оценку природным условиям, сравнивать, обобщать, делать выводы, а также выявлять причины создания экологической ситуации в области.
  • воспитывать нравственно-эстетическое отношение к природе Родного края, чувство патриотизма, личной сопричастности к проблемам области.

 
Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения: урок-экспедиция.

Оборудование: карты, атласы, дополнительная литература: газеты, журналы, фотоальбомы с видом  города Белгорода.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Проверка готовности к уроку.

2. Изучение нового материала. Мотивация

Эпиграф.  

Прикосновение к былому
Роднит и возвышает нас.
Вернуться  к Роднику живому.
Я  приглашаю вас.

– Дорогие гости,  приглашаем вас вместе с нами, отправиться в  экспедицию по нашему Родному краю. Цель нашей экспедиции  как можно подробнее узнать и изучить исторические,  экономико-географические  особенности области,  а также природные условия и  богатства,  дать оценку  хозяйственной деятельности населения.
В этом нам помогут карты атласы и другие материалы.   У каждого из вас имеются дневники для записи фактов и новых данных, где  вы должны записывать и делать выводы.         Итак начнём исследование  с местонахождения нашей области на картах физической и экономической.
Идёт работа  в группах, по индивидуальным картам.

Зачитывается стихотворение  о Родном крае:

Хмельные ветры рожь колышут,
Короча стихнула  в садах
Встают  у Яковлево вышки,
Дробится  в Губкине руда,
Гремит  состав за дальней рощей,
Мой край – родная Белгородчина –
Железорудный, хлебный край.

В каждой группе исследователей  есть старший научный сотрудник, который руководит работой  и оценивает вашу работу.
Эксперты оценивают работу в целом и помогают  мне подвести итог урока. Каждая из групп старается, как можно  подробнее описывать все, что им удалось найти и изучить по области и предоставить эту информацию экспертам.
На уроке используются стихотворения наших белгородских поэтов, фотоальбомы  с учебными заведениями города, памятниками архитектуры и искусства.
А сейчас послушаем отчёт первой из экспедиций.

1 группа: учёные – физ-географы

Инструктивная  карта  для физ-географов

1. Определение физико – географического положения области ( по плану и атласу.)
     1.1.  Границы .Протяжённость.
     1.2.  Крайние точки.
     1.3. Вывод о выгодности положения.
2.  Рельеф (высоты, название равнин и других форм рельефа.)
3.  Климат. Пояс, температура , осадки, ветры.
4.  Внутренние воды (по плану и атласу.)
     4.1.  Название рек, самые крупные реки .
     4.2.  Исток, устье.
     4.3.   Питание рек. Притоки.
     4.4.  Минеральные воды. Озёра.
5. Растительность и животный мир.
По атласу и дополнительной литературе.
6. Охрана окружающей среды. Заповедники. Красная книга Белгородской области.
7. Подобрать стихотворение о реках и растительности.
8.  Итог: вывод о проделанной работе.

Домашнее задание. Подобрать информацию о природных ресурсах  области (по районам).

 2 группа: Эконом-географы

Инструктивная карта эконом-географов.

1. Определение экономического положения области (по плану и атласу.)
     1.1. Границы.
     1.2.  Виды транспорта.
     1.3. Вывод о выгодности положения.
2. Природные ресурсы области. (По дополнительной литературе и атласу.)
     2.1. Экспорт.
     2.2. Добыча. Переработка.
     2.3. Стихотворение о руде. Выбрать и зачитать.
3. Обрабатывающая промышленность. (По атласу и дополнительной литературе).
4. А.П.К.
     4.1. Богатство края – чернозём.
     4.2. Стихотворение  В. Фёдорова Чернозём.
5. Города области.
Подобрать стихотворение о городе.
6. Экологическая ситуация в области.  (Статистика, дополнительные источники информации.) Проблемы.
7. Итог. Вывод.

Домашнее задание  подготовить сообщение о знаменитых земляках.

3 группа: историки-краеведы

Инструктивная карта для историков-краеведов.

1. Зачитать стихотворение  о городе Белгороде.

Позволишь ли мой город Белый
Напомнить славу прошлых лет
Нарисовать рукой  несмелой
Твой исторический портрет.

2. Из книги  Родное Белогорье подобрать кратко информацию о знаменитых людях области.
     2.2. Ватутин.
     2.3.  Щепкин.
     2.4.  Шухов (использовать  фотоальбом.)
3. Вы знаете, что 9 мая – День победы.

Подберите информацию, посвящённую этой дате.
Настойчиво неумолимо
На город движется она
Идёшь и не проходишь мимо
Людское бедствие – война.

4. Коротко о Курской дуге. Найти и зачитать стихотворение Танковое поле (В. Черкесов.) и Танковое поле (И. Пашкова.)
5. Назвать памятники  героям войны.
6. Вывод.

Домашнее задание: подготовить сообщение  о земляке – герое Великой Отечественной Войны.

4. Подведение итогов урока

Рефлексия.
Мнение эксперта, а затем учителя.