Интегрированный урок по русскому языку, чтению, изобразительному искусству. Обобщающий урок по теме "Глагол"

Разделы: Начальная школа


Чтение: русские поэты о весне.

Изобразительное искусство: визуальный опыт изучения живописного произведения.

Зрительный ряд: слайды из мультимедийной презентации на тему «Весна».

Слуховой ряд: музыка для релаксации (шум волн, пение птиц и т.д.).

Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, экран, презентации детей, картины художников И.И. Левитана «Весна – большая вода», А.К. Саврасова «Грачи прилетели», обучающая программа-тренажер по русскому языку «Фраза», оценочные листы, рисунки облаков, солнца, цветов, деревьев, детей (с грустными и веселыми лицами), на доске за экраном – плакаты.

Цели урока:

  • Обобщить знания учащихся о глаголе как части речи.
  • Познакомить с поэтическими произведениями о весне.
  • Раскрыть красоту поэтических произведений.
  • Развивать речь, память, творческое воображение.
  • Воспитывать любовь к поэзии и живописи родной страны.
  • Продолжить формирование элементов эстетической культуры.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя

– Ребята сегодня на уроке мы поговорим с вами о поэзии, живописи и грамматике. Мы побываем в картинной галерее, где познакомимся с великолепными картинами двух русских художников.
– На протяжении всего урока мы будем участниками конкурса чтецов и услышим прекрасные стихи русских поэтов о весне.
– Не обойдем мы вниманием и царицу «Грамматику».
– В конце урока вы побываете в роли художников и создадите картину своего настроения, при помощи призов, которые вы будете получать  за каждый этап урока.

Учитель читает стихотворение.

Не привыкайте к чудесам –
Дивитесь им, дивитесь.
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам.
Прикладывайтесь к родникам,
Ничто не повторится.
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье.
Все будет  так – и все не так
Через одно мгновенье.

В. Шефнер

– Время это самая маленькая и бесконечная единица. Оно быстротечно и бесконечно.
– Время нельзя остановить удержать или обогнать. О нем говорят как о живом явлении, оно бежит, стремится, летит.
– Время отмеряет секунды, минуты, часы, сутки. Сменяют друг друга времена года.  Так происходит за годом год, за веком век.
– Вот только земля оделась в летний наряд, приходит осень, за ней зима и вот уже в дверь стучится красавица весна.

Показ слайдов о весне (Приложение 1) и чтение стихотворения А.Плещеева «Весна».

Читает ученик.

ВЕСНА

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.

А. Плещеев

II. Работа по теме урока

1. Актуализация знаний. Фронтальный опрос

– Разные времена года есть не только у природы, но есть  и в грамматике. Это не менее интересное явление.
–  Какая часть речи также как и природа изменяется по временам?
– Какие времена у глаголов вы знаете?

2. Работа в тетрадях

а) Запись числа.
б) – Выпишите из стихотворения А. Плещеева глаголы и определите их время (текст стихотворения появляется на экране).

3. Актуализация знаний. Проверка работы

– Давайте проверим работу. (Фронтальная проверка).
– Как легко найти глаголы прошедшего времени?
– Как изменяются только глаголы прошедшего времени?
– Как изменяются глаголы настоящего и будущего времени?
– Как называется изменение глаголов по лицам и числам?
– Сколько спряжений у глаголов?

(За каждый ответ – приз)

4. Слово учителя

– А за окном шумит весна, звонко поют птицы, звенят весенние ручейки. И хочется слушать прекрасные стихи об этом чудесном времени года (дети читают стихотворения, получают призы).

ВЕСЕННИЕ ВОДЫ

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят—
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят...
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.

Ф. Тютчев

5. Работа по карточкам (в карточке стихотворение)

Прошли дожди, апрель тепле..т.
Всю ночь – туман, а по утру
Весенний воздух точно мле..т
И мягкой дымкою сине..т
В далеких просеках в бору.
И тихо дремл..т бор зеленый.
И в серебре лесных озер –
Еще стройней его колонны,
Еще свежее сосен кроны
И нежных лиственниц узор.

И. Бунин

– Вставить пропущенные буквы,  определить спряжение.
– Давайте проверим.

Проверка детьми и параллельно на экране при помощи использования эффектов анимации вставляются буквы (получают призы).

III. Презентация работ учащихся

– Ребята мы так много времени посвятили изучению этой трудной части речи  – глаголу.
– Я знаю, что вы приготовили свои презентации по этой теме.
– Представьте их.

Защита презентаций. Учащиеся получают призы.

Релаксация.

IV. Работа на компьютере по обучающей программе «Фраза»

– А сейчас вас ждет ваш друг компьютер. Он поможет вам проверить свои знания по программе-тренажеру «Фраза».
– Не забудьте посчитать средний бал (на столах листки для записи оценок, которые выставляет компьютер).

Подведение итогов работы. Учащиеся получают призы.

V. Работа с репродукциями картин А. К. Саврасова  «Грачи прилетели» и И. И. Левитана «Весна – большая вода»

Слова учителя.

– И хочется снова взглянуть в окно и вспомнить о весне. Не только поэты в  стихах, но и художники воспевали это время года в своих картинах.
– Сейчас мы перенесемся с вами в картинную галерею, где девочки будут нашими гидами и познакомят нас с творчеством двух выдающихся русских  художников.

Выступления детей. Рассказы по картинам. Дети делятся своими впечатлениями о картинах.

VI. Работа с текстом

Выпишите из текста глаголы и определите их время.

Текст

Но вот однажды утром, разбудили художника неугомонные птичьи крики. Он распахнул окно. Робкий луч солнца проложил по снегам голубые тени. Снег стал пористым, рыхлым, словно вата. Заблестели первые лужицы. Вот оно! Началось!
– В каком времени используются глаголы? Почему

Учащиеся получают призы.

VII. Чтение детьми стихов

На экране – весенние зарисовки.

ЖАВОРОНОК

На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны!

В. Жуковский

Учащиеся получают призы.

VIII. Рефлексия

– Какое же впечатление осталось у вас от нашего урока, с каким настроением вы уйдете с него.
– У вас на столе лежат полученные во время урока призы. Пройдите к доске и при помощи их  создайте картину вашего настроения.
– Но, что же, картины у вас получились просто великолепные! Настроение у всех замечательное!
– Вы получаете высокие оценки!

IX. Домашнее задание

– Напишите сочинение о весне.

X. Заключительное слово учителя.

– Молодцы ребята! Как быстро пролетел урок, но как много мы успели сделать за это время: побывали в картинной галерее, поговорили о весне языком поэзии,  и грамматику не обделили вниманием.

Мы знаем время растяжимо
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым, 
Вы наполняете его.

(С.Я. Маршак)