Минеральные удобрения и их роль в жизни растений

Разделы: Химия, Биология


Цели урока:

  • Дидактическая – углубить, обобщить и систематизировать знания учащихся о классификации  и свойствах минеральных удобрений, ознакомить учащихся с применением минеральных удобрений на основе их свойств,  показать огромную роль минеральных удобрений в повышение урожайности культурных растений, разностороннее и конкретнее раскрыть органическую связь теории с практикой, связь химии с сельскохозяйственным производством, продолжить формирование практических умений и навыков при постановке эксперимента, решении расчетных задач, самостоятельно вести тезисные записи.
  • Развивающая: развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческие способности, навыки работы учащихся с дополнительной научной литературой, материалами краеведения, вырабатывать умения выступать перед большой аудиторией; углубление и расширение кругозора, способность к рефлексии.
  • Воспитательная: воспитывать самостоятельность, взаимопомощь, любознательность, трудолюбие, аккуратность и добросовестность в работе, навыки культуры труда, формировать гражданскую позицию, чувства гордости за свою страну, интерес к труду работников массовых сельскохозяйственных профессий в области растениеводства, умеющих грамотно применять минеральные удобрения в своем хозяйстве.

Задачи урока:

  • расширять и углублять знания учащихся о соединениях азота, фосфора и калия, применения их в хозяйственной деятельности;
  • развивать представление о минеральных удобрениях как о химических веществах, умение определять практически фосфорные удобрения среди удобрений других групп, как пример определения фосфат-ионов,  умение записывать уравнения химических реакций в молекулярном и ионов виде.

Приобретаемые навыки детей:

  • умение работать с учебной литературой, выбирать главное;
  • умение записывать уравнения химических реакций в ионно-молекулярнойформе;
  • умение работать с химическими веществами, соблюдая правила техники безопасности.

Форма организации работы детей: работа в малых группах.

Форма организации работы учителя: до урока формирует группы для работы, в течении урока координирует эту работу, направляет деятельность учеников на полную усвояемость новой темы, подчеркивает связь с ранее изученными темами, способствует формированию общих выводов урока.

Тип урока: повторение, систематизация и обобщение полученных знаний

Методы: беседа, рассказ, постановка и решение проблемных вопросов, химический эксперимент

Технологические особенности:

  • Технические условия: интерактивная доска, проектор, презентация (Приложение 1)
  • «Минеральные удобрения и их роль в жизни растений».
  • Используемое оборудование: необходимая химическая посуда, образцы минеральных удобрений, набор химических реактивов для определения веществ.
  • Используемые ресурсы из других общедоступных источников:

Оформление кабинета и оборудование: выставка овощей и фруктов (муляжи и консервированные овощи) колосья пшеницы, коллекция «Минеральные удобрения», плакаты по минеральным удобрениям, географическая карта, наборы удобрений, пинцет, ВаСL2, NaOH, спиртовка, спички, определительные карточки минеральных удобрений, AgNO3, выставка дополнительной литературы по сельскому хозяйству.

Ход урока:

- Здравствуйте, встали все ровно, улыбнулись друг другу и мне, присаживайтесь.
Сегодня мы с вами будем работать с опорными конспектами. (Приложение 2) В опорных листах записываем число, классная работа.
- С детства мы знаем много сказок, в которых упоминается скатерть – самобранка. Фантазия это или реальность? В современном представлении скатерть – самобранка – это ужоженная, плодородная земля, благодаря которой наш стол полон явств. А как этого добиться? (Ответы учащихся) Да, чтобы повысить урожайность почвы, в неё вносят всё больше и больше удобрений.
Тема нашего сегодняшнего урока «Минеральные удобрения».
- Сейчас я хочу узнать ваше мнение на предложенные мною утверждения. (Приложение 3) Во второй колонке вы ставите «+» или «–».
Цель нашего урока  познакомиться с понятием минеральные удобрения и выяснить их действие на окружающий мир.
 Итак, продолжаем работать в опорных конспектах..

Минеральные удобрения – это вещества содержащие хоть один из трёх важнейших элементов – фосфор, кальций, калий, необходимых для питания растений и способных в почвенном растворе диссоцировать на ионы.

При большом разнообразии минеральных удобрений их принято классифицировать по двум направлениям:

  • по питательному элементу,
  • по числу питательных элементов.

По первому признаку выделяют азотные, калийные и фосфорные, по второму простые, содержащие один питательные элемент и смешанные, содержащие два или три питательных элемента. (схема)

Учитель: Комплексные удобрения делят на сложные и смешанные.
Сложные удобрения – это комплексные удобрения, в которых атомы питательных элементов образуют химические связи. Сложное удобрение – это одно вещество, его состав выражен одной химической формулой.
Комплексные удобрения – это удобрения, которые представляют собой смеси нескольких (двух-трех) различных веществ.

Ученики записывают в тетради схему «Классификация минеральных удобрений».

Учитель: Рассматривая физические свойства предложенных образцов на столах. Послушайте Кангидину Анжелу. По ходу её рассказа в опорных конспектах ведите тезисные записи.

(Рассказ ученицы)

Учитель: А сейчас более подробно остановимся.  Используя дополнительные тексты (Приложение 4) и образцы выданных вам минеральных удобрений, подготовьте выступление по предложенным пунктам. (Работа учащихся в группах, выступление 1 учащегося из группы)
1 группа – азотные удобрения (жёлтая страница)
2 группа – фосфорные удобрения (синяя страница)
3 группа – калийные удобрения ( розовая страница)
4 группа – проведение лабораторных работ по инструктивной карте 1 (Приложение 5)
5 группа – проведение лабораторных работ по инструктивной карте 2

В ходе выступления учащиеся  заполняют  таблицу. (Приложение 6)

Учитель: А как же влияют избыток нитратов для живых организмов? (Ответы учащихся

Учитель: Избыток в почве нитратов ухудшает качество выращиваемых овощей, фруктов, зерновых культур и др. При потреблении в повышенных количествах нитраты в пищеварительном тракте частично восстанавливаются до нитритов (более токсичных соединений), последние при поступлении в кровь могут вызвать метгемоглобинемию. Кроме того, из нитритов в присутствии аминов могут образовываться N-нитрозамины, обладающие канцерогенной активностью (способствуют образованию раковых опухолей).
Из всего сказанного можно сделать вывод о последствиях употребления некачественных продуктов:
• развитие онкологических заболеваний;
• появление заболевания, при котором кровь не способна удерживать кислород, – метгемоглобинемии (кислородного голодания);
• нарушение деятельности щитовидной железы и др.

Корневые системы всех без исключения растений хорошо усваивают нитраты. В результате участия ферментов и углеводов происходит восстановление нитратов до аммиака через нитриты:

Этот процесс носит название первичного  амминирования.  Аминокислоты, образующиеся в этом процессе являются, материалам для построения аминокислот в процессе
переамминирования.
Образующийся аммиак взаимодействует с органическими кислотами, в результате получаются аминокислоты – строительный материал для белков:
NH3 + органическая кислота аминокислота.
Cодержание белков в продукции определяет ее пищевую ценность. Значит, земледелец должен добиваться наиболее полного перехода минерального азота, поступившего в растение, в состав органических веществ.
Заметим, что при недостатке азота растение медленно растет, имеет мелкие, бледные, преждевременно желтеющие листья. При избытке азота бурно развивается вегетативная часть растений, а генеративная (наряду с клубнями и корнеплодами) оказывается в угнетенном состоянии. Если в почве избыток нитратов, то они не успевают полностью превратиться в аминокислоты. Нитраты по корню поднимаются и могут осесть в любой части растения. Они превращаются в нитриты и отравляют организм. Кроме того, избыток соединений азота вымывается из верхнего слоя водой и просачивается в грунтовые воды. Далее они попадают в наш дом с обыкновенной питьевой водой.
Учитель. Теперь, когда нам все известно о пищевых нитратах, в доказательство сказанного 4 и 5 группы проанализируют проведённые опыты по определению содержания нитратов в картофельном, морковном соках и воде. Результаты опытов занесли в таблицу 1. (Приложение 7)

Учитель: Теперь сделаем выводы по химическому эксперименту: проведя ряд лабораторных опытов по обнаружению нитрат-ионов в овощах (соках овощей), купленных в магазине, и воде, мы убедились, что в питьевой воде и морковном соке не содержатся нитраты, а в воде из открытого водоема и картофельном соке обнаружено большое количество нитратов.
Что же делать, если в продуктах присутствует избыток нитратов?

Практические советы

1. Тщательное промывание овощей и фруктов уменьшает содержание нитратов на 10%, а механическая очистка – на 15–20%.
2. Зелень (петрушку, укроп, салат и др.) необходимо поставить, как букет, в воду на прямой солнечный свет. В таких условиях нитраты в листьях в течение 2–3 ч полностью перерабатываются и потом практически не обнаруживаются. После этого зелень можно без опасения употреблять в пищу.
3. Свеклу, кабачки, капусту, тыкву и другие овощи перед приготовлением необходимо нарезать мелкими кубиками и 2–3 раза залить теплой водой, выдерживая по 5–10 мин. (Нитраты хорошо растворимы в воде (особенно теплой) и вымываются из овощей.)
4. Варка овощей снижает содержание нитратов на 50–80%.
5. Квашение, соление, консервирование и маринование способствуют снижению нитратов на 60–70%.
6. Нейтрализовать поступившие в организм нитраты могут ягоды черной и красной смородины, зеленый чай, а также аскорбиновая кислота (по 0,3–0,4 г в сутки).

Рекомендации по предотвращению отравления нитратами (запись в тетрадь):

1) варка овощей;
2) очистка от кожуры;
3) удаление участков наибольшего скопления нитратов;
4) вымачивание.

Решим расчетную задачу на определение содержания питательного вещества в минеральных удобрениях по формуле соединения. Вспомним, что удобрения – это продукты питания для растений. Питательная ценность минерального удобрения определяется массовой долей питательного элемента в нем. Условно принято питательную ценность азотных удобрений выражать через долю в них элемента азота, фосфорных – через долю оксида фосфора(V), калийных – через долю оксида калия.

Задача. Определить массовую долю (в %) элемента азота в натриевой и аммиачной селитрах.

Решение:

Учитель. Мы говорили об общей закономерности накопления нитратов. Однако у различных растений есть и свои индивидуальные особенности.

По способности накапливать нитраты растения можно разделить на пять групп – по содержанию в 1 кг продукции:

• больше 5 г (все виды салатов, петрушка, редис);
• до 5 г (шпинат, редька, кольраби, свекла, зеленый лук);
• до 4 г (белокочанная капуста, морковь, репчатый лук);
• до 3 г (лук-порей, ревень, укроп, тыква);
• менее 1 г (огурцы, арбузы, дыни, помидоры, баклажаны, картофель).

Учитель. Как распределяются нитраты в различных овощах?

1) У свеклы нитраты сконцентрированы в верхней части корнеплода – до 65%;
2) у моркови: в сердцевине – 90% и в наружной части – 10%;
3) у капусты – в кочерыжке и в толстых черешках листьев;
4) у картофеля в мелких клубнях нитратов больше, чем в крупных, сосредоточены они под кожурой (поэтому необходимо чистить не экономя);
5) маленькие огурцы содержат нитратов меньше, чем большие, в огурце, сорванном утром, нитратов меньше.

Вернёмся к нашим утверждениям, заполненные в начале урока. Заполните 3-й столбец, и сдайте работы для проверки.
По уроку я вам приготовила ПАМЯТКУ  «Как снизить содержание нитратов в овощах». Памятка может понадобиться вам и вашим родителям. (Приложение 8)

Учитель: Закончить наш урок мне все-таки хотелось бы на поэтической ноте.

Стихотворение «Ода хлебу» (В.Матвеев)

Хлеб поджарист, пахуч и румянен,
В нем отчетливо я вижу очень
Вековую стожильность крестьян,
Труд ученых, заботу рабочих.
Хлеб насущный – превыше всего!
Так сказавшие первыми – правы.
Берегли мы от засух его
И от злой саранчовой потравы…
…Мы освоили космоса высь,
И душа моя, а не утроба
Мне диктует: «земле поклонись
Мастерству и рукам хлебороба!»
Утром настежь раскрою окно-
Целый мир предо мною распахнут,
Поклониться готов до земли
Людям тем, чье упорство и доблесть
Прославляли зерном, как могли,
Край, республику, округ и область.

Наш урок подошёл к концу. Всем большое спасибо. Готовились к уроку все долго и тщательно: сделали газету, выставку овощей и фруктов, прочитали и принесли с собой дополнительную научную литературу, подготовили сообщения на различные темы, самостоятельно решали задачи и делали опыты (подведение итогов, выставление оценок.)

Домашнее задание. Написать эссе, миниатюру, сказку на тему: «Минеральные удобрения и овощи моего огорода».
Урок окончен. До свидания.