Формирование ключевых компетенций учащихся на примере интегрированного урока курсов биологии и геометрии "Математические вариации с пчелами"

Разделы: Математика, Биология


Доктор педагогических наук А.В.Хуторской в своих работах по компетентностному подходу в обучении и воспитании отмечает, что «проблема современного образования заключается в том, что ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают затруднения в использовании этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций». Решению этой задачи и помогают интегрированные уроки, на которых формируются ценностно–смысловые, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, общекультурные, природоведческие и здоровьесберегающие ключевые компетенции и компетенции личностного самосовершенствования. Ценность интегрированных уроков ещё и в том, что способствует обобщению знаний самих учителей, которые обычно ограничены рамками своего предмета.

Результатом интеграции в 7 классе по темам биологии «Тип Членистоногии. Класс насекомые», математики «Треугольники» стал урок «Математические вариации с пчелами». Хотелось бы, чтобы на уроке ученики поняли, что без знания геометрии нельзя познать окружающий мир, ведь не случайно на здании академии Платона было написано, что «не знающий геометрии, да не войдет в академию» и знания, полученные на этом уроке обязательно пригодятся в жизни, в независимости от того, какую профессию получат школьники. Мир – единое целое, в природе всё взаимосвязано и в том числе геометрия и биология также находятся в единой взаимосвязи.

В ходе урока актуализация знаний по биологии «Характеристика насекомых» проходила в форме биотренажёра, что формирует ответственность за принятое решение. В соответствии с предложенными критериями учащиеся оценили работу через взаимопроверку. Обобщение знаний по геометрии – в форме обмена вопросами и самооценки ответов, что развивает критическое мышление учащихся.

Презентация учителя биологии по теме «Внешнее строение пчелы», презентации – творческие работы учащих «Мой дом – улей», работа с интерактивной доской – все это способствовало быстрому восприятию материала и формированию информационной культуры детей. Учитель биологии подвела школьников к мысли, что пчелы изобрели самую совершенную геометрическую форму сот – шестигранник с трехгранной пирамидой из опрокинутых ромбиков на ее дне, что обеспечило наивысшую прочность этих хрупких восковых строений и исключительную экономию места. Однако учитель математики предложила практически (при работе с бумагой) доказать эту мысль. Проведенное исследование по геометрии на вычисление периметров правильного треугольника, квадрата, правильного шестиугольника с равными площадями позволили школьникам сделать вывод, что наименьший периметр из всех фигур имеет правильный шестиугольник, а, значит, не случайно соты пчел имеют форму этой фигуры: мудрые пчелы экономят время и воск для построения сот. Исследовательские работы, решение задач, выдвижение гипотез и их проверка, построение улья в разрезе из конструктора, работа с разверткой пчелиной ячейки помогает развивать пространственное воображение, творческое мышление учащихся, умение анализировать и работать в коллективе.

На данном интегрированном уроке школьники увидели, что природные «пчелиные» законы используются человеком и при постройке ультрасовременных зданий, и при создании сотовой сети. Была отмечена польза пчел для людей и то, что из образа жизни пчел можно для любого человека заимствовать понятие дружбы, толерантности, трудолюбия…
Формирование ключевых компетенций через интеграцию курсов биологии и геометрии помогает созданию целостной картины мира в сознании учащихся и овладение ими знаний в комплексе.

Список литературы:

1. Азевич А.И.Двадцать уроков гармонии: Гуманитарно-математический курс. – М.: Школа-Пресс, 1998. – 160 с.: ил. (Библиотека журнала « Математика в школе». Вып.7).
2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов.— М.: ИОСО РАО, 2002. – С. 135-157.
3. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. – №2. – С.58-64.