«Инженер может всё!»
Рудольф Дизель (немецкий инженер)
В переводе с французского «инженер» – изобретатель. В давние времена на Руси людей техники – изобретателей, механиков, мастеровых называли розмыслами. И в наше время немало людей, которые умеют мыслить творчески, изобретать, видеть необычное в обычном – создавать новое. Именно они создают мир вокруг нас и меняют его к лучшему. Профессия «инженер» в настоящее время одна из наиболее востребованных. Быть или не быть инженером?
Цели и задачи:
- обобщение, расширение и систематизация опыта и знаний участников работы мастерской о профессии «инженер» и профессионально важных качествах;
- актуализация саморазвития участников в рамках данной профессии;
- способствование развитию умений актуальных для данной профессии на основе самоанализа и в ходе игр, выполнения упражнений, тестов и заданий.
Форма организации работы – практическое занятие с элементами тренинга
Методы и приемы: игры, беседа с элементами дискуссии, групповая работа участников, тесты, проективные методы.
Контингент участников: учащиеся выпускных классов школ, юноши и девушки 16-20 лет.
Ресурсы: просторное помещение, стулья по количеству участников, бланки используемых методик по количеству участников, ручки, фломастеры, планшеты.
Минимальное время работы мастерской 90 минут
Вводная часть |
||||||
№ |
Наименование работы |
Цель |
Материал, оборудование |
Содержание работы |
Время |
|
1.1 1.2 |
Приветствие. Правила Знакомство «Клубок». Ожидания |
– Знакомство участников, выявление ожиданий, настрой на работу в группе | Просторное помещение, стулья по количеству участников, клубок толстой нити | – Участники располагаются на стульях в
кругу. – Принятие участниками правил работы: активность, свобода высказываний, открытость, безоценочность высказываний участников. – Представление ведущих мастерской и участников по-очереди, высказывание своих ожиданий на время работы мастерской. |
10-15 | |
1.4 | Проективный рисунок «Вольеры в
зоопарке» [5,189-190] |
– Настрой участников на работу в группе – Снятие эмоционального напряжения – Вызвать групповые и личные положительные эмоциональные переживания. |
Бланки с изображением прямоугольника, разделенного на две равные части | – Участникам предлагается «поселить» в
изображенные вольеры двух животных (птиц),
написав их название, а также дать каждому три
подходящих эпитета. – Интерпретация – «Два ваших Я». |
5 |
|
1.5 | Игра «Шоколадка» [4, 152] |
– Настрой участников на работу в группе – Снятие эмоционального напряжения – Вызвать групповые и личные положительные эмоциональные переживания. |
1-2 плитки шоколада (в зависимости от количества участников в группе) | Участники делятся на две равные команды – справа и слева от ведущего. Каждой команде дается 1-1/2 шоколадки. Необходимо съесть ее, передавая друг другу так, чтобы последний кусочек достался последнему игроку команды. Выигрывает команда, справившаяся с заданием быстрее. | 3 |
|
Основная часть |
||||||
2.1 | Проективный рисунок «Воссоздай
картину» [5, 93-94] |
– Выявление преобладания логического или абстрактного мышления | Бланки по количеству участников | – Участникам предлагается завершить
предложенное изображение по своему усмотрению. – Интерпретация результатов – Разделение на группы |
5 |
|
2.2 | Игра «Башня» | – Анализ и развитие у участников конструкторских
способностей в нестандартных условиях
игры; инициативы и умения работать в группе. – Снять напряжение участников тренинга. |
Равное количество газет для каждой группы | – Участникам предлагается, в
зависимости от общего количества, разделиться на
группы (жребий) и в течение ограниченного
промежутка времени из имеющихся газет построить
башню максимально возможной высоты. – Побеждает команда, создавшая наиболее высокую и устойчивую конструкцию. |
7 |
|
2.3 | Игра в группах «Конструктор-ское
бюро» [6, 313-325]
/// Перерыв 20-30 минут |
– Актуализация способности к техническому мышлению. | Бланки-задания (тест Беннета) по количеству участников различные для разных групп, но с одинаковым количеством задач на листе. | – Работа в составе прежних творческих
групп, 3 эксперта по желанию. – Участникам необходимо самостоятельно в течение ограниченного промежутка времени решить предложенные задачи. По истечении отведенного времени внутри группы сверить результаты, и заручиться правильностью у экспертов. – На основе одного из заданий придумать оригинальное применение заданной конструкции. – Побеждает группа, предложившая самую оригинальную, по мнению экспертов, идею. – Вывод о необходимости способности к техническому мышлению. |
10-15 |
|
2.4 | Разминка «Инструмент» | – Развитие внимания, творческого мышления, быстроты реакции | Не требуется | – Участники в составе прежних или новых
творческих групп, в течение ограниченного
промежутка времени вспоминают как можно больше
названий предметов с двумя заданными свойствами
(например: инструмент, с отверстием) – Побеждает команда, назвавшая больше предметов, которые, по мнению экспертов, соответствуют заданным свойствам. |
5 |
|
2.5 | Разминка «Пересядьте те, кто…» [9, 83] |
– Вызвать групповые и личные положительные эмоциональные переживания, снять напряжение участников тренинга. | Стулья в количестве на один меньше количества участников | – Участники должны пересесть при наличии у них названного ведущим признака, качества и т.п. Ведущий, находящийся в центре круга также стремится занять пустой стул (используются сначала нейтральные формулировки затем, имеющие отношение к профессии «инженер») | 3 |
|
2.6 | Разминка «Атомы» [10, 80] |
– Снять напряжение участников
тренинга путем вовлечения в групповое
физическое действие. – Разделить участников на группы для дальнейшей работы. |
Не требуется | – Участникам предлагается имитировать
свободное движение атомов, объединяясь по
команде ведущего в молекулы с определенным
количеством атомов. – последнее заданное число делит участников на 5 команд |
3 |
|
2.7 | Упражнение «Составь свою фигуру» [2, 45-46] |
– Актуализация и развитие пространственного
мышления – Развитие избирательности восприятия, свойств внимания |
Бланки-задания для участников | – Каждой команде участников
предлагается в течение 3 минут найти
определенную фигуру на бланке-задании, составив
ее мысленно из частей – Результаты сравнить с ключом, зачитываемым ведущим – Сделать вывод о значимости пространственного мышления для профессии. |
6 |
|
2.8 | Ролевая игра «Отдел кадров» [7,134;8;10 ] |
– Актуализация имеющегося у участников
жизненного опыта и знаний. – Развитие умения работать в группе – Конкретизация и расширение и дифференциация знаний участников о профессии «инженер» с помощью тест-анализа, составленного на основе профессиограммы. |
Бланки: Приложение 1,
Приложение 2 для работы
в группах, – Информационные материалы: Приложение 3 «Профессия – инженер», Приложение 4 «Основные направления деятельности», Приложение 5 Тест-анализ «Быть или не быть инженером?» по количеству участников |
Участникам предлагается: – Работа в двух кадровых отделах крупного предприятия, которому требуются инженерные кадры. – Специалистам информационного отдела необходимо обоснованно представить претендентам данные об особенностях профессии инженера по следующим блокам:
– Специалистам отдела отбора необходимо
обосновать наличие у претендентов определенных
для каждого направления деятельности
инженера способностей. |
15 |
|
Заключительная часть |
||||||
3.1 | Разминка «Апельсин» [9, 86] |
– Снять напряжение участников
тренинга путем вовлечения в групповое
физическое действие. – Вызвать групповые и личные положительные эмоциональные переживания. – Развитие свойств внимания, быстроты реакции, креативности. |
Апельсин | – Участники кидают друг другу апельсин так, чтобы он побывал в руках у каждого. Если поймать апельсин не удалось, участник называет вариант оригинального применения апельсина | 3-4 |
|
3.2 | Итог занятия «Инвентаризация» Рефлексия « Сегодня мне …» |
– Подведение итогов работы мастерской. – Получение ведущими обратной связи |
Материалы участников, клубок | – Ведущие подводят итог. Участники
оценивают значимость для себя востребованных в
ходе занятия навыков, способностей и
полученной информации о профессии «инженер» – Участникам предлагается, передавая клубок по кругу высказать свое впечатление от работы в мастерской. |
7 |
|
3.3 | Упражнение «Салют» | – Вызвать групповые и личные положительные эмоциональные переживания, снять напряжение участников тренинга. | Не требуется | –Участники стоят в кругу, наклонившись, начинают тихо, затем с нарастающей силой хлопать в ладоши, одновременно медленно выпрямляясь и поднимая руки вверх (3-4 повтора) | 3 |
Литература:
- Данилкин Н.П. Космическим инженерам XXI века. – М.: Знание, 1988. – 48 с., с илл. – (Сер. «Твоя профессия»; №12)
- Емельянов А.В. Инженеры-бауманцы . – М.: Знание, 1987. – 48 с., с илл. – (Сер. «Твоя профессия»; №11)
- Зигуненко С.Н. Путь к профессии инженера. – М.: Знание, 1991. – 48 с., с илл. – (Сер. «Твоя профессия»; №5)
- Игры – обучение, тренинг, досуг: Сборник сценариев / Под ред. В.В. Пертусинского – М.: Новая школа, 1994
- Королева З. Познай себя. 100 графических тестов. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 208 c.
- Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.: Кн.3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 512 с.
- Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. СПб.: Питер, 2007.– 464с.
- Шмидт В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8-11 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.
- //Классный руководитель. – № 3, 2006.
- //Классный руководитель. – № 5, 2006.