Профориентационная мастерская "Быть или не быть инженером?"

Разделы: Внеклассная работа, Школьная психологическая служба


«Инженер может всё!» 
Рудольф Дизель (немецкий инженер)

В переводе с французского «инженер» – изобретатель. В давние времена на Руси людей техники – изобретателей, механиков, мастеровых называли розмыслами. И в наше время немало людей, которые умеют мыслить творчески, изобретать, видеть необычное в обычном – создавать новое. Именно они создают  мир вокруг нас и меняют его к лучшему. Профессия «инженер» в настоящее время одна из наиболее востребованных. Быть или не быть инженером?

Цели и задачи:

  • обобщение, расширение  и систематизация опыта и знаний участников работы мастерской о профессии «инженер» и профессионально важных качествах;
  • актуализация саморазвития участников в рамках данной профессии;
  • способствование развитию умений актуальных для данной профессии на основе самоанализа и в ходе игр, выполнения упражнений, тестов и заданий.

Форма организации работы – практическое занятие с элементами тренинга

Методы и приемы: игры,  беседа с элементами дискуссии, групповая работа участников, тесты, проективные методы.

Контингент участников: учащиеся выпускных классов школ, юноши и девушки 16-20 лет.

Ресурсы: просторное помещение, стулья по количеству участников, бланки используемых методик по количеству участников, ручки, фломастеры, планшеты.

Минимальное время работы мастерской  90 минут 

Вводная часть


п/п

Наименование работы

Цель

Материал, оборудование

Содержание работы

Время
мин.

1.1

1.2

Приветствие.
Правила

Знакомство «Клубок». Ожидания

– Знакомство участников, выявление ожиданий, настрой на работу в группе Просторное помещение, стулья по количеству участников, клубок толстой нити – Участники располагаются на стульях в кругу.
– Принятие участниками правил работы: активность, свобода высказываний, открытость, безоценочность высказываний участников.
– Представление ведущих мастерской и участников по-очереди, высказывание своих ожиданий на время работы мастерской.
10-15
1.4 Проективный рисунок «Вольеры в зоопарке»
[5,189-190]
– Настрой участников на работу в группе
– Снятие эмоционального напряжения
– Вызвать групповые и личные положительные эмоциональные переживания.
Бланки с изображением прямоугольника, разделенного на две равные части – Участникам предлагается «поселить» в изображенные вольеры двух животных (птиц), написав их название, а также дать каждому три подходящих эпитета.
– Интерпретация  – «Два ваших Я».

5

1.5 Игра «Шоколадка»
[4, 152]
– Настрой участников на работу в группе
– Снятие эмоционального напряжения
– Вызвать групповые и личные положительные эмоциональные переживания.
1-2 плитки шоколада (в зависимости от количества участников в группе) Участники делятся на две равные  команды – справа и слева от ведущего. Каждой команде дается 1-1/2 шоколадки. Необходимо съесть ее, передавая друг другу так, чтобы последний кусочек достался последнему игроку команды. Выигрывает команда, справившаяся с заданием быстрее.

3

Основная часть

2.1 Проективный рисунок «Воссоздай картину»
[5, 93-94]
– Выявление преобладания логического или абстрактного мышления Бланки по количеству участников – Участникам предлагается завершить предложенное изображение по своему усмотрению.
– Интерпретация результатов
– Разделение на группы

5

2.2 Игра «Башня» – Анализ и развитие у участников конструкторских способностей в нестандартных условиях игры; инициативы и  умения работать в группе.
– Снять напряжение участников тренинга.
Равное количество газет для каждой группы – Участникам предлагается, в зависимости от общего количества, разделиться на группы (жребий) и в течение ограниченного промежутка времени из имеющихся газет построить башню максимально возможной высоты.
– Побеждает команда, создавшая наиболее высокую и устойчивую конструкцию.

7

2.3 Игра в группах «Конструктор-ское бюро»
[6, 313-325]

 

 

 

/// Перерыв 20-30 минут

– Актуализация способности к техническому мышлению. Бланки-задания (тест Беннета) по количеству участников различные для разных групп, но с одинаковым количеством задач на листе. – Работа в составе прежних творческих групп, 3 эксперта по желанию.
– Участникам необходимо самостоятельно в течение ограниченного промежутка времени решить предложенные задачи. По истечении отведенного времени внутри группы сверить результаты, и заручиться правильностью у экспертов.
– На основе одного из заданий придумать оригинальное применение заданной конструкции.
– Побеждает группа, предложившая самую оригинальную, по мнению экспертов, идею.
– Вывод о необходимости способности к техническому мышлению.

10-15

2.4 Разминка «Инструмент» – Развитие внимания, творческого мышления, быстроты реакции Не требуется – Участники в составе прежних или новых творческих групп, в течение ограниченного промежутка времени вспоминают как можно больше названий предметов с двумя заданными свойствами (например: инструмент, с отверстием)
– Побеждает команда, назвавшая больше предметов, которые, по мнению экспертов, соответствуют заданным свойствам.

5

2.5 Разминка
«Пересядьте те, кто…»
[9, 83]
– Вызвать групповые и личные положительные эмоциональные переживания, снять напряжение участников тренинга. Стулья в количестве на один меньше количества участников – Участники должны пересесть при наличии у них названного ведущим признака, качества и т.п. Ведущий, находящийся в центре круга также стремится занять пустой стул (используются сначала нейтральные формулировки затем, имеющие отношение к профессии «инженер»)

3

2.6 Разминка «Атомы»
[10, 80]
Снять напряжение участников тренинга путем вовлечения в групповое физическое действие.
– Разделить участников на группы для дальнейшей работы.
Не требуется – Участникам предлагается имитировать свободное движение атомов, объединяясь  по команде ведущего в молекулы с определенным количеством атомов.
– последнее заданное число делит участников на 5 команд

3

2.7 Упражнение
«Составь свою фигуру»
[2, 45-46]
– Актуализация и развитие пространственного мышления
– Развитие избирательности восприятия, свойств внимания
Бланки-задания для участников – Каждой команде участников предлагается в течение 3 минут найти определенную фигуру на бланке-задании, составив ее мысленно из частей
– Результаты сравнить с ключом, зачитываемым ведущим
– Сделать вывод о значимости пространственного мышления для профессии.

6

2.8 Ролевая  игра
«Отдел кадров»
[7,134;8;10 ]
– Актуализация имеющегося у участников жизненного опыта и знаний.
– Развитие умения работать в группе
Конкретизация и расширение и дифференциация  знаний участников о  профессии «инженер» с помощью тест-анализа, составленного на основе профессиограммы.
Бланки: Приложение 1, Приложение 2 для работы в группах,
– Информационные материалы:
Приложение 3 «Профессия – инженер», Приложение 4 «Основные направления деятельности»,
Приложение 5 Тест-анализ «Быть или не быть инженером?» по количеству участников
Участникам предлагается:
– Работа в двух кадровых отделах крупного предприятия, которому требуются инженерные кадры.
– Специалистам информационного отдела необходимо обоснованно представить претендентам данные об особенностях профессии инженера по следующим блокам:
  • Хочешь ли ты…
  • Сможешь ли ты…
  • Знаешь ли ты, что…
  • Готов ли ты…
  • Веришь ли ты, что…

– Специалистам отдела отбора необходимо обосновать наличие у претендентов определенных для каждого направления деятельности инженера  способностей.
– Оценить свою расположенность к профессии «инженер» по результатам тест-анализа  Приложение 5, знакомства с информационными материалами  Приложение 3, Приложение 4

15

Заключительная часть

3.1 Разминка «Апельсин»
[9, 86]
Снять напряжение участников тренинга путем вовлечения в групповое физическое действие.
– Вызвать групповые и личные положительные эмоциональные переживания.
– Развитие свойств внимания, быстроты реакции, креативности.
Апельсин – Участники кидают друг другу апельсин так, чтобы он побывал в руках у каждого. Если поймать апельсин не удалось, участник называет вариант оригинального применения апельсина

3-4

3.2 Итог занятия
«Инвентаризация»
Рефлексия
« Сегодня мне …»
– Подведение итогов работы мастерской.
– Получение ведущими обратной связи
Материалы участников, клубок – Ведущие подводят итог.  Участники оценивают значимость для себя востребованных в ходе занятия навыков, способностей и  полученной информации о профессии «инженер»
– Участникам предлагается, передавая клубок по кругу высказать свое впечатление от работы в мастерской.

7

3.3 Упражнение «Салют» – Вызвать групповые и личные положительные эмоциональные переживания, снять напряжение участников тренинга. Не требуется –Участники стоят в кругу, наклонившись, начинают тихо, затем с нарастающей силой хлопать в ладоши, одновременно медленно выпрямляясь и поднимая руки вверх (3-4 повтора)

3

Литература:

  1. Данилкин Н.П. Космическим инженерам XXI века. – М.: Знание, 1988. – 48 с., с илл. – (Сер. «Твоя профессия»;  №12)
  2. Емельянов А.В. Инженеры-бауманцы . – М.: Знание, 1987. – 48 с., с илл. – (Сер. «Твоя профессия»;  №11)
  3. Зигуненко С.Н. Путь к профессии инженера. – М.: Знание, 1991. – 48 с., с илл. – (Сер. «Твоя профессия»;  №5)
  4. Игры – обучение, тренинг, досуг: Сборник сценариев / Под ред. В.В. Пертусинского – М.: Новая школа, 1994
  5. Королева З. Познай себя. 100 графических тестов. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 208 c.
  6. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.: Кн.3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 512 с.
  7. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. СПб.: Питер, 2007.– 464с.
  8. Шмидт В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8-11 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.
  9. //Классный руководитель. –  № 3, 2006.
  10.  //Классный руководитель. – № 5, 2006.