Надпись на фоне сцены(стихи (Н.Дмитриева):
Мы в девяностых рождены
Войны не знали мы, и всё же
В какой-то мере все мы тоже
Вернувшиеся с той войны.
Ученик читает стих П.Крученюка (на сцену выходят ветераны ВОВ):
Глянь на живых, пока они живые…
Запомни шрамы их и седину.
Их мужество в те годы грозовые
Спасло от рабства вольную страну.
Глянь на живых.
Они ведь смерть встречали.
И смерть поныне снится им порой.
Они грустят, они скорбят ночами
О тех друзьях, что спят в земле сырой…
И помни ты, живой и невредимый,
Довольный положеньем и судьбой,
Что мы до той поры непобедимы,
Покамест память павшего с тобой!
Ветеранов провожают на почетные места в зале.
Звучит песня «Довоенный вальс» (Муз. П.Аедоницкого, сл. Ф. Лаубе). Дети танцуют парами вальс.
Ученик читает стих «22 июня 1941 года»(автор С.Щипачев):
Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!..
Звучит песня «Священная война» (Муз А. Александрова, сл. В.Лебедева-Кумача). Мальчики, взяв игрушечные автоматы встают в строй, девочки с санитарными сумками или мотками проводов встают между мальчиками.
Ученик читает фрагмент стихотворения «1418 дней»(по А.Николаеву):
Перед нашей Родиной мы сочтёмся славою,
Все, кто кровью собственной породнился с ней.
Шла война великая, шла война кровавая
Тысяча четыреста восемнадцать дней.
Под огнём, под пулями закалялось мужество
Каждый день теряли мы фронтовых друзей.
Каждый день – задумайтесь! – день поминовения
Тысяча четыреста восемнадцать дней.
Дети хором поют песню «Эх, дороги» (Муз. А. Новикова, сл. Л. Ошанина).
Эх, дороги. Пыль да туман.
Холода, тревоги да степной бурьян.
Знать не можешь доли своей,
Может, крылья сложишь посреди степей.
В качестве фона звучит симфония Шостаковича «Ленинградская», 1-я часть.
Ученик читает стих Е.Винокурова «Чёрный хлеб».
Я помню хлеб. Он чёрен был и липок.
Ржаной муки был грубоват помол.
Но расплывались лица от улыбок,
Когда буханку ставили на стол.
Он кислым был, ведь был он с отрубями!
Не поручусь, что был без лебеды.
И все ж с ладони жадными губами
Я крошки подбирал после еды.
Я неизменно с острым интересом
И с сердцем замирающим следил
За грозным, хладнокровным хлеборезом.
Он резал хлеб! Он чёрный хлеб делил!
Ученик читает стих Е.Рывиной «Блокада Ленинграда».
Дети, плача хлеба просили,
Нет страшнее пытки такой.
Ленинградцы ворот не открыли
И не вышли к стене городской.
Без воды, без тепла, без света
День похож на черную ночь.
Может, в мире и силы нету,
Чтобы все это превозмочь?
Умирали - и говорили:
- Наши дети увидят свет!
Но ворота они не открыли,
На колени не встали, нет!
Звучит фонограмма песни «Бухенвальдский набат» (Муз. В.Мурадели, сл. А. Соболева).
Ученик говорит:
Главной частью фашистского режима были концлагеря.
Ученик говорит:
Через них к 1944-му году прошли 18 миллионов человек.
Ученик говорит:
Из них 11 миллионов погибли.
Ученик говорит:
Узников уничтожали в газовых камерах, ставили на них медицинские опыты.
Дети перестраиваются в «клин».
Ученики читает стих «Саласпилс»:
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки.
И в ярости рыдала мать-земля…
Я слышал, мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжёлый.
Детей внезапно охватил испуг,-
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался звук…
- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждёшь?! –
И хочет вырваться из рук ребёнок.
И страшен плач, и голос тонок.
И в сердце он вонзается, как нож.
- Не бойся, мальчик мой.
Сейчас вздохнёшь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной, извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь.
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слёз, горячих и могучих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хоть раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его, земля, кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей…
Звучит фонограмма песни «Маленький трубач».
Ученик читает стих :
Горнили к бою трубы полковые.
Военный гром катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевые
На левый фланг, в солдатский строй.
Великоваты были им шинели,
Во всем полку сапог не подобрать,
Но все равно в бою они умели
Не отступать и побеждать.
Ученик читает стих Ю.Воронова:
В военных днях мы так и не узнали,
Меж юностью и детством – где черта?
Нам в 43-м выдали медали.
И только в 45-м – паспорта.
Звучит фонограмма песни «На безымянной высоте».
Ученик читает стих:
Ты убит подо Ржевом, в безымянном болоте,
В пятой роте, на левом, при жестоком налёте.
Ты не слышал разрыва, ты не видел той вспышки,
Точно в пропасть с обрыва – и ни дна, ни покрышки.
И во всем этом мире, до конца его дней,
Ни петлички, ни лычки с гимнастерки твоей.
Ученица читает стих под фонограмму песни «Тишина»:
Из беды тебя я выручу,
Прилечу орлицей быстрою.
Отзовись же, мой кровиночка…
Белый свет не мил.
Изболелась я…
Не могу найти тропиночки,
Чтоб заплакать над могилою.
Не хочу я ничегошеньки,
Только сына видеть милого.
В полях чужой земли
Без имени пропал ты, без могилы.
Хотя б домой рубаху привезли,
Чтобы слезами кровь на ней я смыла.
Звучит 1-я часть 7-й симфонии Шостаковича «Ленинградская», «Нашествие».
Ученик читает стих Б.Окуджавы:
Ах, война, что ж ты, подлая сделала:
Вместо свадеб – разлуки и дым.
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.
Сапоги – ну куда от них денешься! –
Да зеленые крылья погон…
Вы наплюйте на сплетников, девочки,
Мы сведем с ними счеты потом!
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идете войной наугад…
До свидания, девочки!
Девочки!
Постарайтесь вернуться назад.
Ученица читает стих:
Я только раз видала рукопашный.
Раз – наяву. И тысячу – во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Ученица читает стих:
Я не хочу, чтоб громы
орудийной канонады
Услышал твой ребенок, твой и твой.
Я не хочу, чтоб голод Ленинграда
Коснулся их безжалостной рукой.
Я не хочу, чтоб доты обнажились
Как раковая опухоль Земли,
Я не хочу, чтоб вновь они ожили
И чью-то жизнь с планеты унесли.
Пусть вскинут люди миллион ладоней
И защитят прекрасный солнца лик
От гари пепелищ и от хатынской боли
Навечно, навсегда, а не на миг.
Я не хочу, чтоб громы канонады
Услышал твой ребенок, твой и твой…
Пусть мир взорвется криком: «Нет, не надо!»
Вам нужен сын не мертвый, а живой.
Ученик читает стих «Помните» Р.Рождественского:
Помните!
Через века, через года –
Помните!
О тех, кто уже не придёт никогда
Помните!
В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны.
Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,
Каждой секундой, каждым дыханьем
Будьте достойны!
Люди! Покуда сердца стучатся –
Помните!
Какою ценой завоёвано счастье,-
Пожалуйста,
Помните!
Песню свою отправляя в полёт-
Помните!
О тех, кто уже никогда не споёт,-
Помните!
Детям своим расскажите о них,
Чтобы запомнили!
Детям детей расскажите о них,
Чтобы тоже запомнили!
Во все времена бессмертной Земли
Помните!
К мерцающим звёздам ведя корабли,-
О погибших
Помните!
Встречайте трепетную весну,
Люди Земли,
Убейте войну, прокляните войну,
Люди Земли!
Мечту пронесите через года
И жизнью наполните!
Но о тех, кто уже не придёт никогда,-
Заклинаю –
Хором: Помните!
Ученик говорит: «А теперь прошу вынести на сцену «Платки Памяти»!»
Громко звучит песня «День Победы». Учащиеся выносят на сцену «Платки Памяти».