Цели:
- отрабатывать ранее изученные приёмы сложения и вычитания;
- обучение составлению краткой записи к «арифметическим сюжетным задачам»
- развивать логическое мышление, память, внимание, интерес и творческую активность.
Оборудование: индивидуальные карточки «Блиц-турнир», интерактивная доска, цветные карандаши, тетради на печатной основе.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Посчитаем по порядку в арифметической зарядке (класс делится на три команды по рядам, каждый ряд получает карточку с математическими выражениями).
2. Устный счёт проводится в форме эстафеты
(На каждый ряд выдается карточка математическими выражениями, найдя значение одного выражения, ученик передает карточку следующему. Побеждает та команда, которая выполнит задание первая и без ошибок).
20 + 40 = (60) |
70 – 40 = (30) |
40 + 50 = (90) |
50 – 30 = (20) |
90 – 30 = (60) |
15 – 8 = (7) |
19 – 10 = (9) |
15 + 27 = (42) |
12 – 4 = (8) |
2. Введение в тему урока.
1. Сегодня на уроке мы вновь отправимся в село Мирное к нашим друзьям Маше и Мише. Маша приготовила нам шараду и если мы её отгадаем, то узнаем, что будем делать на уроке.
Первое – предлог,
Второе – летний дом.
А целое порой
Решается с трудом.
(Это задача, значит, на уроке мы будем решать задачи).
2.Правильно! А сейчас давайте поможем Маше решить экспресс - задачи, то есть будем записывать только решение с ответом. ( У каждого ученика на парте лежит карточка с текстом задач. Учитель зачитывает текст задачи, а ученики записывают решение и ответ ).
Братцу Иванушке 5 лет, а сестрица Аленушка на 9 лет старше. Сколько лет сестрице Аленушке? | 5+9=(14) |
С одной яблони сорвали 18 яблок, с другой – на 4 яблока меньше. Сколько яблок сорвали со второй яблони? | 18-4=(14) |
Чебурашка на строительство дома «Дружбы» купил 50 гвоздей, крокодил Гена на 18 гвоздей меньше. Сколько гвоздей они купили вместе? | (50-18)+50=(82) |
В понедельник старуха Шапокляк сделала 35 гадостей, а во вторник 27гадостей. Сколько всего гадостей сделала старуха Шапокляк? | 35+27=(62) |
3. Основная часть.
1. А сейчас ребята мы приступаем к изучению нового материала. Догадайтесь, из диалога Маши и Миши, какова тема нашего урока (звучит диалог между ребятами).
- Как тебе удается так быстро решать задачи? – спросил Миша у сестры.
- Я делаю краткую запись. Она помогает помнить условие и требование задачи, а также находить её решение – пояснила Маша. (Краткая запись.)
Правильно. Сегодня мы будем учиться составлять краткую запись к задаче. Откройте раздел «Содержание» и определите на какой странице учебника мы будем работать.
Дети выполняют задание № 1. Прочитайте текст и посмотрите на краткую запись, которую сделала Маша.
На проводах сидело 20 ласточек. Из них улетело 5 ласточек. Сколько ласточек осталось?
Сидело - 20 ласт.
Улетело – 5 ласт.
Осталось - ?
Запишите краткую запись в тетрадь и подчеркните красным карандашом ту часть, в которой кратко записано условие задачи, а синим карандашом – ту часть, в которой кратко записано требование задачи.
Скажите, что известно по условию задачи (сидело – 20 ласточек, улетело – 5).Что обозначает число 20? (Сколько всего было ласточек).
Это целое число или часть числа? (Целое).
Что обозначает число 5? (Количество ласточек, которые улетели.)
Это целое число или часть числа 20? (Число 5 часть числа 20.)
Значит, искомое число будет составлять вторую часть числа 20. Как вы думаете, каким действием будет решаться задача? (Действием вычитания.)
Решите задачу. Вычислите и запишите ответ. (Дети делают запись в тетради.)
2. Пока мы решали задачу, Маша пошла помогать бабушке сажать деревья, а Миша никак не может выбрать какая краткая запись подходит к следующей задаче (даны три краткие записи).
В центре большого пруда на острове находилось несколько гусей. После того, как к ним приплыло ещё 5 гусей, на острове стало 12. Сколько гусей было сначала на острове?
Было -? гус. | Было – 12 гус. | Было – 12 гус. |
Приплыло – 5 гус. | Приплыло -5 гус. | Приплыло - ? гус. |
Стало – 12 гус. | Стало - ? гус. | Стало – 5 гус. |
(Дети читают текст задачи). Чтобы помочь Мише, возьмите красный карандаш и промаркируйте ключевые слова в условии задачи. А затем синим карандашом промаркируйте ключевое слово в требовании задачи. (Красным карандашом дети маркируют слова «приплыло» и «стало», а синим – «было». Точно также они маркируют и краткие записи. Затем, сравнив маркировку в тексте задачи и в кратких записях, выбирают ту, которая соответствует тексту задачи.) Молодцы! Вы отлично помогли Мише! А теперь нам нужно помочь Маше и ее бабушке сажать деревья. Но надо быть не только трудолюбивыми, но и внимательными. Вы должны посадить саженцы только в те лунки, номера которых являются значением выражения написанных на деревцах.
На саженцах: 6+8, 13-5, 18+3, 9+4, 20+7, 60-40, 10+50, 15-9;
На лунках: 14, 8, 21, 13, 27, 20, 60, 6.
А теперь ребята давайте покажем Маше, как мы научились составлять краткую запись. (Дети читают текст задачи.)
Когда мы пришли помогать бабушке и Маше сажать деревья, они уже посадили 6 саженцев, и осталось посадить ещё 10. Сколько саженцев было у бабушки?
а) найди условие задачи и промаркируй ключевые слова красным карандашом. Затем найди требование задачи и промаркируй ключевое слово синим карандашом.
б) записать краткую запись, решить задачу и записать ответ.
4. Итог урока.
Вот и подошёл к концу наш урок. Давайте попрощаемся с Машей и Мишей.
Что мы делали на уроке, и чему нас научила Маша?