Урок-обобщение по теме "Атмосфера"

Разделы: География


Цели:

  • Обобщить пройденный материал по теме, проверить усвоение знаний: и умений: определять среднее температуры, амплитуду колебания температуры, строить графики температуры, «розу ветров».
  • Уметь объяснять причины выпадения осадков, образования облаков, ветра.

Ход урока

I. Орг. момент. Сообщение темы урока.

(слайд 1 Презентации)

Хоть летают в космос люди.
Сколько тайн! Не сосчитать!
Мы сегодня с вами будем
Атмосферу повторять.
«Про воздух» А. Матутин

II. Блиц-турнир.

  1. Атмосфера – это не водная оболочка, а…
  2. Бриз – это не город, а..
  3. Полярные круги – это не меридианы, а…
  4. Где в ясную погоду летом теплее – в лесу или в поле?
  5. Где на Земле день всегда равен ночи, а Солнце бывает в зените дважды в году?
  6. Почему происходит смена дня и ночи?

Мне вчера сестра сказала:
Воздух вроде одеяла, им окутана
Земля, реки, сёла и поля, город,
лес, морской прибой
и мы с тобой.
Это что за одеяло, чтоб всю Землю укрывало?
Чтоб его на всех хватило, да при том не видно было?
Ни сложить, ни развернуть,
Ни пощупать, ни взглянуть?
Пропускает дождь и снег
Есть, а вроде бы и нет?

Вопросы классу:

  1. Что же это за одеяло?
  2. А что такое атмосфера?

Над этим вопросом, наверное, задумывались ещё первобытные люди. Ветер, ураган, снег, град, туман – все эти явления они не могли объяснить, так как знания были ограничены. Мы же об атмосфере знаем уже очень много. Поэтому перейдём к следующим вопросам:

  1. Каким образом происходит нагревание атмосферного воздуха?
  2. В какое время суток самая высокая и самая низкая температура воздуха ? Почему?
  3. Какой месяц в году самый тёплый, какой самый холодный? Почему?
  4. В какое время суток самая низкая и самая высокая температура воздуха? 

Работа у доски – 3 человека

1. определить среднесуточную температуру:

а) +3, +2, +10, +5;
б) -11, -3, -4, -2;
в) +3, +4, +6, +3, +4.

2.определить амплитуду колебания температуры за сутки:

а)            б)            в)
6 час. +12;   6 час. -1;   6 час. -7;
14 час.+18.   14 час. +3.   14 час. -1.

3.построить график изменения температуры за сутки:

1 час. +2;            7 час. +1;            13 час. +4;            19 час. +3.

Во время подготовки учащихся к ответам у доски и на местах, мы с ребятами отправляемся на станцию «Посчитай-ка» и решим предложенные задачи.

  1. Определить среднесуточную температуру воздуха, если: (слайды 2-3)
    7 час. +1;
    16 час. +15;
    19 час. +8.

  2. Определите количество осадков за сутки:
    7 час. – 4 мм;
    19 час. – 2 мм.

  3. Температура воздуха на уровне океана +18, а за бортом самолёта -12. На какой высоте летит самолёт? (высота 5 км)

  4. Определите температуру воздуха за бортом самолёта, который летит на высоте 3000м, если температура воздуха у поверхности Земли +20. (+2)

  5. При температуре воздуха +30, абсолютная влажность воздуха составляет 15 грамм. Определите- насыщенный воздух или нет . Сколько грамм воды не хватает до насыщения?

  6. Как изменяется температура воздуха с высотой?

Сейчас проверим правильность выполнения заданий на доске, заслушаем ребят, которые работали по карточкам, если у ребят есть дополнения, замечания выслушаем после ответов.

Составьте пары: (Слайд 4)

Название прибора Что измеряет
Термометр Количество осадков
Барометр Температура воздуха
Гигрометр Направление ветра
Осадкомер Атмосферное давление
Флюгер Влажность воздуха
  1. Что такое атмосферное давление? Как изменяется давление воздуха с высотой?
  • Если поверхность тела человека около 1,5 кв. м, то на каждого из вас воздух давит с силой 15 тонн. Почему мы этого не ощущаем ?
  • Каково атмосферное давление на холме, если у подножия 760 мм рт. ст., а мы поднялись на высоту 600 м. ( 700 мм рт. ст.)
  • Определите высоту горы, если у подножия давление 750 мм рт. ст., а на вершине 500 мм рт. ст. (высота 2,5 км)

Загадка: (Слайд 5)

Фырчит, рычит, ветки ломает
Пыль поднимает, вас с ног сбивает.
(ветер)

  1. Что такое ветер?
  2. Причины образования ветра.
  3. Построить «розу ветров» по таким данным: 1 учащийся работает на доске, остальные выполняют в тетрадях. (Слайд 6)
    С – 4 дня            С-З –5 дней
    Ю – 2 дня   Ю-З –6 дней
    В – 3 дня   С-В – 4 дня
    З – 2 дня   Ю-В – 5 дней
  4. Что такое атмосферные осадки? Правильно ли считать росу осадками? Иней?

Работа с рисунком в учебнике.

  • При температуре +30 абсолютная влажность воздуха 15 г. Насыщенный воздух или нет?
  • Почему мы летом утром и вечером видим росу, а днём она исчезает?
  • При температуре воздуха +30 абсолютная влажность равна 15 г, определите относительную влажность.
  • При температуре +10 относительная влажность 50%. Сколько грамм воды содержит 1 куб. м воздуха?
  • Что такое погода? О каких компонентах мы говорим, когда даём характеристику погоды?
  • Показать на карте полушарий полярные круги, тропики, экватор, тепловые пояса.

Что лишнее? (Слайд 7)

А) Дождь, снег, бриз, иней, град.
Б) Абсолютная влажность, насыщенный воздух, стратосфера, относительная влажность.
В) Барометр, осадкомер, муссон, гигрометр.
Г) Бриз, дождь, муссон, ветер.

III. Итог урока.

Сегодня на уроке вы проверили свои знания об атмосфере. Спасибо за активную работу, которую мы сейчас с вами оценим.

(Выставление оценок за урок)

Урок, посвящённый атмосфере, я закончу такими словами. (Слайд 8)

Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все навек объеденимся
Давайте наши души вместе сохраним,
Тогда мы на Земле и сами сохранимся.