Бисероплетение и вышивание давно и прочно
утвердились в прикладном народном творчестве. Но
ведь бисером можно украшать и не только разные
поделки или кусочки ткани. Бисер может стать и
одним из ярчайших средств выразительности в
изобразительном искусстве.
Вначале, конечно, у детей не всё ловко получается:
то бисер рассыплется по столу, то рисунок не
выкладывается, то возникают затруднения с
выбором цветового оттенка, то композиция не
выстраивается. Но со временем они привыкают к
организации свободного творчества, становясь и
более внимательными, и более чуткими. Буквально в
течение одного месяца.
Организация выставок готовых поделок и
рисунков активизирует детей в работе,
психологически объединяя их со сверстниками и с
взрослыми. Идея общей пользы, взаимосвязь с
родителями, атмосфера творческого
сотрудничества создают общий положительный
эмоциональный фон занятий (Приложение
1).
На занятиях мы делаем из бисера украшения, букеты
цветов, украшаем им элементы одежды и картины,
применяем и элементы ручного ткачества.
Непосредственно наблюдая результаты своего
труда, дети радуются каждой своей творческой
находке и каждому своему изделию.
Родители активно интересуются успехами детей,
помогая в подборе необходимых материалов к
будущим занятиям. Хотя (что тоже важно) сами
приспособления и инструменты, необходимые для
этого просты и легкодоступны, а возможности
применения бисера разнообразны.
Работа с бисером развивает и профессиональные, и
личные качества детей: самоконтроль, дисциплину,
сосредоточенность и терпение. А так как это ещё и
творческие занятия искусством, то они на
практике овладевают возможностями композиции,
узора, формы, цвета, способами и приёмами
конструирования творческих работ (Приложение
2).
Профессиональное владение педагогическими и
организаторскими навыками позволяет
воспитателю ставить перед детьми именно такие
цели, которые и могли бы привести их к ожидаемым
результатам. Он может и должен подходить к
планированию своей деятельности на основе
партнёрства и сотрудничества с каждым: и с
коллегами, и с воспитанниками, и с родителями. Что
подразумевает соответственное умение и
определить дифференцированные групповые и
индивидуальные задания, и выполнить часть работы
на определённом этапе их совместной
деятельности. И, конечно, при этом необходимо
помогать детям в оформлении ими их
эмоционального восприятия результатов
совместного и индивидуального творческого труда
(Приложение 3).
Личная позиция ребёнка, его опыт и потребности
определяют "наличный момент" занятия, одна
из основных целей которого — поддержать
позитивные и, развивая их, помочь формированию
необходимых новых. Чему во многом способствует
организация постоянно-сменных тематических
выставок произведений народного и авторского
декоративно-прикладного творчества и
изобразительного искусства и результатов,
полученных на детских занятиях (Приложение
4).
Цель: раскрытие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через занятие декоративно-прикладным искусством.
Задачи:
- Образовательная — создать условия для выполнения творческих работ с бисером детьми старшего дошкольного возраста, вызвать интерес к занятию и желание творить;
- Развивающая — развивать зрительную наблюдательность, воображение, умение видеть прекрасное в природе, передавать в слове, движении, рисунке образы цветов, эмоциональный настрой, продумывать композицию в соответствии с конструкцией растений;
- Воспитательная — воспитывать аккуратность, бережное отношение к рисунку как результату своего труда, чувство взаимопомощи, бережное отношение к природе.
Оборудование: детские рисунки, бисер, клей ПВА, кисточки, живые цветы, иллюстрации с изображением цветов, салфетки.
Технические средства: магнитофон, музыкальное сопровождение в исполнении музыкального руководителя.
Структура занятия |
Действия педагога |
Предполагаемые действия ребёнка |
Методические рекомендации |
I. Вводная часть 1. Психологический настрой. |
– Прошу ребят скорее встать: – Посмотрите, у меня не простые лепестки цветка, а волшебные. Давайте сложим их в цветок и произнесём свои пожелания. Я желаю всем хорошо позаниматься. |
Ребенок выполняет упражнение
вместе с педагогом – Желаем быть добрыми, хотим на занятии узнать много нового и интересного. |
Игра «Делай, как я». Дети составляют цветок. |
2. Целеполагание |
– Посмотрите кругом, что вы
видите? |
– В группе много цветов. |
|
II. Основная часть |
Королева цветов: – Здравствуйте, мои друзья! |
Они растут в горшках на подоконниках в
группе и во дворе на клумбах. |
Сюрпризный момент. Под музыку входит Королева цветов. Королева цветоврассматривает рисунки вместе с детьми. |
|
Роза: |
– Да. |
В костюме розы входит под музыку.
В костюме ромашки входит под музыку.
В костюме ландыша входит под музыку.
В костюме фиалки входит под музыку. |
|
Педагог: |
– Украсить бисером. |
Звучит музыка. |
III. Практическая часть |
Педагог: |
|
Дети украшают свои рисунки бисером (Королева цветов им помогает). |
IV. Заключительная часть |
Королева цветов: |
Радостное. |
Педагог вместе с ребятами и Королевой цветов рассматривают рисунки, украшенные бисером. Педагог обращается к Королеве цветов. |