Жизнь коротка не настолько, чтобы людям не хватало времени на вежливость.
Р. Эмерсон
Цели:
- Знакомство обучающихся с правилами этикета.
- Повышение уровня культуры речи.
- Адаптация обучающихся в современном обществе.
Задачи:
- Воспитывать культуру поведения.
- Развивать этикет вежливости.
Беседа:
До VI века в русском языке широко употреблялось
слово "веже" – знаток. "Веже" – от
"ведать", "знать". "Веже – это
человек, который знает, как вести себя в той или
иной обстановке. Отсюда и "вежество",
позднее превратившееся в "вежливость".
"Вежество"
– качество ценное и обязательное, поэтому раньше
учили "вежеству" в школах наряду с грамотой
и молитвами.
1. Попробуйте дать определение понятию "вежливость". Подберите синонимы и антонимы к слову "вежливость".
Вежливость – это моральное качество человека,
для которого уважение к людям является
повседневной нормой поведения и привычным
способом обращения к окружающим. Она включает
внимательность, проявление доброжелательности
ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в
этом нуждается, приветливость, деликатность,
тактичность, скромность.
Вежливый – учтивый, благовоспитанный,
деликатный, корректный, любезный, обходительный,
галантный, предупредительный, уважительный,
воспитанный, тактичный, приличный.
Невежливый – дерзкий, грубый, некультурный,
неприветливый, неучтивый, хамоватый, циничный,
невоспитанный.
Вежливость – это знак благосклонности и готовности к услугам. (Г. Гегель)
Ежели вы вежливы
И к совести не глухи:
Вы место без протеста
Уступите старухе.Ежели вы вежливы,
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы – то есть сами.Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.Ежели вы вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьете.
С.Я. Маршак
2. Как вы оцените человека, который с одними всегда вежлив, с другими – иногда, а с третьими – никогда? Послушайте стихотворение Бориса Заходера и ответьте на вопросы.
Очень вежливый индюк
Поселился в доме вдруг
Очень вежливый индюк.
Раз по тридцать в день, не реже
Он кричал: Эй вы, невежи!
Заходите что ли в гости
Поучиться веж-ли-вос-ти!
Я и сам, – кричал индюк
Доктор вежливых наук
И жена моя – пример
Замечательных манер.
Даже когда спит она,
Видно, что воспитанна.
Не стесняйся ты, осел,
Заходи, садись за стол!
Что же ты молчишь, как рыба?
Говори: приду, спасибо!
Ты не будь свиньей, свинья!
Ждет тебя моя семья
– Только раньше бы умыла
Ты свое свиное рыло!
Как ни бился он, однако
К индюку никто не шел –
Ни хавронья, ни осёл.
Посинел индюк от злости:
Не идут, нахалы, в гости!
Зря пропали все труды!
Все они балды! балды!
– И добавил с высоты
Своего величия:
Не усвоили, скоты,
Правила приличия!
Вопросы:
1. Можно ли назвать индюка вежливым? Почему?
2. На что обрекает подобное отношение к
окружающим высокомерного
и безнравственного человека?
3. Как же возникли правила вежливости? Что такое этикет?
Миллиарды раз в жизни людей повторялись
некоторые обычные повседневные ситуации: люди
встречались, расставались, знакомились,
оказывали друг другу услуги, просили друг друга о
чем-либо, выражали сочувствие.
Люди находили и передавали из поколения в
поколение самые удобные, экономные, разумные
способы действия в подобных ситуациях. Так
возникли правила поведения.
Стародавнее слово "этикет" происходит от
французского и означает "установленный
порядок поведения".
Правил этикета существует бесконечное
множество. В древнем Китае, например,
насчитывалось около 30 тыс. церемоний: как
постучаться в дом, как войти, как встать, как
сесть, как взять чашку с чаем – все было
определено и строго расписано.
4. Послушайте стихотворение С.Я.Маршака и ответьте на вопросы
Урок вежливости
Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести:
В гостях, медведь,
Нельзя реветь,
Нельзя грубить и чваниться,
Знакомым надо кланяться,
Снимать пред ними шляпу,
Не наступать на лапу,
И не ловить зубами блох,
И не ходить на четырех.
Не надо чавкать и зевать,
А кто зевает всласть,
Тот должен лапой прикрывать
Разинутую пасть.
Послушен будь, и вежлив будь,
И уступай прохожим путь,
И старых уважай,
И бабушку-медведицу
В туман и гололедицу
До дома провожай.
Так мишку лет пяти-шести
Учили, как себя вести...
Хоть с виду стал он вежливый,
Остался он медвежливый.
Он кланялся соседям
Лисицам и медведям.
Знакомым место уступал,
Снимал пред ними шляпу,
А незнакомым наступал
Всей пяткою на лапу.
Совал куда не надо нос,
Топтал траву и мял овес.
Наваливался брюхом
На публику в метро
И старикам, старухам
Грозил сломать ребро.
Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести.
Но, видно, воспитатели
Напрасно время тратили.
Вопросы:
1. Для чего автор рассказывает нам о медведе?
2. Перечислите, чему учили мишку воспитатели. Для
чего?
З. Стал мишка вежливым, воспитанным?
4. Попробуйте объяснить медведю, как надо
поступать.
5. Расскажите, кто учит вежливости вас. Чему вы уже
научились?
6. Всегда ли у вас, получается, быть вежливыми или
нужно еще потренироваться?
5. Расскажите о тех нормах этикета,
которые вам приходится соблюдать в повседневной
жизни. Считаете ли вы соблюдение этикета важным в
жизни? Аргументируйте свою точку зрения.
Правила этикета очень разумны. Они как бы
указывают на самые удобные и экономичные способы
действия. Например, вы идете обедать – вымойте
руки, иначе с пищей в организм попадет инфекция,
или вы позвонили кому-то по телефону – первым
делом поздоровайтесь и назовите себя. Разумно?
Очень: вашему собеседнику не придется ломать
голову над тем, с кем он разговаривает.
Руководствуясь разумными соображениями, продолжите предложения:
– Котлету не рекомендуется резать
ножом, потому что...
– Тарелку с супом не следует наклонять
ни от себя, ни к себе, потому что...
– Кашляя и чихая, нужно прикрывать рот
(нос) платком, потому что...
– Размахивать руками, рассказывая о
чем-либо, не стоит, потому что...
6. Что такое манеры? Как ведет себя человек, обладающий хорошими манерами?
Манеры – внешние формы поведения человека.
Одни из них относятся к светским, например,
целовать ручку даме, говорить ей
изысканные комплименты,
здороваться, приподнимая шляпу
и пр.; другие – к повседневным, например,
ходить опрятно одетым, не чавкать за едой,
не читать газету во время обеда.
Хорошие манеры – лучшая защита от дурных манер
другого. (Ф. Честерфилд)
Манеры основаны на привычках. Привычки –
установившаяся схема (стереотип) поведения в
определенных ситуациях. Дурные манеры основаны
на вредных привычках, таких, например, о которых
рассказывается в стихотворении Г. Остера.
Вредные советы
Если ты пришел к знакомым,
Не здоровайся ни с кем,
Слов "пожалуйста", "спасибо"
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет про тебя,
Что ты болтун.
7. Вспомните этикетные слова. В какой ситуации нужно употреблять эти формулы приветствия и прощания? Какой первоначальный смысл они имеют?
Мы ежедневно встречаемся и прощаемся, обращаемся к кому-нибудь с просьбой и благодарим за труд, за любезность, извиняемся, если допустили какую-нибудь оплошность, – и во всех этих ситуациях нашим неизменным спутником выступают "волшебные слова". Волшебным словом называют спасибо. Но и все слова этикета достойны, называться волшебными словами. Кто знает, сколько раз в день мы произносим слова, здравствуйте, добрый день, доброе утро, каждый раз одаривая улыбкой того, кто с нами здоровается, и того, кому мы адресуем свое приветствие.
8. Познакомьтесь с советами испанского мыслителя, может они помогут вам открыть что-то новое в ваших взаимоотношениях с окружающими. Попытайтесь на основе своего опыта сформулировать советы по общению для своих товарищей, младших сестер и братьев. Запишите их.
"Вежливые" советы
Дабы в беседе быть приятным,
приноравливайся к характеру и уму собеседника.
Не строй из себя цензора чужих слов и выражений,
тем более не придирайся к мыслям и суждениям, а то
тебя будут избегать, даже вовсе от тебя
отвернутся. Благоразумие в беседе важней, чем
красноречие.
Не восторгайся сверх меры. Избегай превосходных
степеней, дабы не исказить картину и не прослыть
глупцом. Захваливать, расточать восторги –
признак ограниченности понимания и вкуса.
Не будь придирой, чтобы себя не срамить и других
не сердить.
Не надо быть невеждою, но невеждой притвориться
иногда не худо. С глупцами ни к чему быть мудрым. С
каждым говори на его языке.
Грасиан
9. В обществе существуют этические табу, запрещающие в общении с другими поступать тем или иным образом. Познакомьтесь с ними и дополните.
Этические табу
– Нельзя задавать вопросов о возрасте.
– Нельзя спрашивать собеседника о
заработке.
– Нельзя делать комплименты относительно
тех качеств, от которых человек хочет избавиться.
– Нельзя расспрашивать о болезни
знакомого человека и выражать сочувствие по
поводу того, что он похудел или неважно выглядит.
10. Рассмотрите ситуации, ответив на вопросы.
Ситуации:
1. Вы идете с товарищем по улице. Он поздоровался
с незнакомым вам человеком. Надо ли
поздороваться и вам?
2. Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели,
что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли
поздороваться с ними, а если надо, то, как это
сделать?
3. Каждый день по дороге в школу вам встречается
пожилой мужчина, который живет в соседнем дворе,
но вы с ним не знакомы. Полагается ли в таких
случаях здороваться? (Приветствовать
соседей по дому, двору – хороший тон, даже если вы
лично не знакомы)
4. Можно ли вместо "здравствуйте" говорить
"привет"?
5. Два мальчика столкнулись в дверях и никак не
могут разойтись. Кто должен уступить дорогу, если
одному 11, а другому 15 лет? (Тот, кто вежливее.)
6. Вас пригласили на день рождения. За сколько
минут до начала праздника нужно приходить? (Допускается
приходить за 10 минут, но лучше являться вовремя.)
7. Вы на пороге дома. Почему появился обычай, когда
входишь в дом, снимать шляпу? (Этот обычай
пришел из рыцарской эпохи. Рыцари постоянно
странствовали по стране облаченными в доспехи.
Входя в дом, они снимали шлем, как бы говоря
хозяину: "Яне опасаюсь тебя")
8. 3дороваясъ, мы снимаем перчатку. Почему? (Обычай
рыцарей – демонстрировать
отсутствие оружия. Женщинам снимать
перчатку не обязательно)
9. Кто должен подавать руку первым – старший или
младший, женщина или мужчина. (Старший –
младшему, женщина – мужчине)
10. Вы дарите имениннику подарок. Как вы его
преподнесете? (Все подарки, за исключением
цветов, дарят в упаковке)
11. Вы получили в подарок коробку конфет. Что вы
будете с ней делать? (Необходимо угостить
гостей конфетами.)
12. Вам подарили вещь, которая у вас уже есть. Как
вы поведете себя? (Ценность подарка на день
рождения – нравственная ценность.Она
измеряется не стоимостью вещи,
а теми силами души, которые человек
вложил, готовясь принести радость.)
13. Вас приглашают к столу. Кто должен сесть первым
– вы или хозяева? (Хозяйка садится первая.)
14. С какой стороны от тарелки кладут ложку,
вилку и нож? (Ложка и нож – справа, вилка
кладется слева.)
15. На обед вторым блюдом рыба. Как ее едят? (Рыбу
едят двумя вилками, левой едят, а правой помогают
расчленять рыбу.)
Задание 1
Рассмотрите ситуацию. Допустимо ли так вести разговор по телефону? Представьте, что вы звоните заболевшему товарищу или подруге. Как вы начнете разговор? А если к телефону подошла мама (бабушка или братишка)? Как лучше обратиться к ним? Составьте вариант разговора двух собеседников по телефону.
Ситуация
Вы слышите такой разговор по телефону:
– Позовите Мишу.
– Какого Мишу?
– Ну, какого? Мишу.
– У нас нет Миши.
– Как нет? (Собеседник вместо ответа кладет
трубку.)
Задание 2
Прочтите стихотворение, ответьте на вопросы и выполните предложенное задание.
Вежливый ослик
Был ослик очень вежлив,
Воспитанный он был.
Всем улыбался, кланялся
И "здравствуй" говорил.
Потом
Он отходил на шаг
И говорил:
Тюлень – тюфяк,
А заяц – трус,
А лев – дурак,
А слон – обжора
И толстяк...
Ни разу доброго
Словца
Он не сказал
Ни про кого, –
А я прошу тебя,
Дружок,
Не будь похожим
На него!
Вопросы:
1. Как ведет себя по-настоящему воспитанный
человек?
2. Какие вежливые слова вы знаете? Каким тоном их
произносите?
3. Что желают люди, приветствуя друг друга? Можно
ли потом, пожелав кому-нибудь здоровья и всего
доброго, ругаться, ссориться?
4..Попробуйте вместо нехороших "ругательных'
слов, сказать друг о друге что-либо хорошее,
приятное. Проследите за выражением лица того,
кому вы будете адресовать эти слова.
11. Подведение итогов.