Цели:
- познакомить детей с различными именами и их значениями, развивать способность ценить разные имена;
- воспитывать уважение к семейным ценностям;
- развивать позитивную мотивацию на работу и общение в группе;
- содействовать формированию коллектива класса;
- способствовать становлению и раскрытию творческой индивидуальности каждого ребенка.
Оформление, оборудование, реквизит:
- плакаты с именами детей и их толкованиями;
- магнитофон и запись песни «Лада» и др.;
- исследовательские работы детей о происхождении своих имён;
- именинный пирог;
- игрушки, банты, ленты. обёрточная бумага, ножницы;
- две открытки разрезанные на несколько частей;
- следы из картона
На доске вывешиваются выполненные на уроках ИЗО плакаты с именами детей и их толкованиями. Например: Максим – величайший (лат.); Елена – факел (греч.); Анастасия – воскресение (греч.); Николай – побеждающий народ (греч.); и другие.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Вступление
Ведущий 1: Здравствуйте, уважаемые члены жюри, зрители и участники.
Ведущий 2:
Именины мы празднуем дома –
Традиция эта всем нам знакома.
Мы же решили её изменить,
В класс наш на праздник всех пригласить.
Для деления на команды используются жетоны разных цветов, или с цифрами. Входя, все брали жетоны различных цветов, таким образом, автоматически присутствующие делились на команды.
Ведущий 1: Ребята! Посмотрите на доску.
Какие прекрасные у нас вами имена! И очень
древние. Эти имена стали широко распространяться
на Руси тысячу лет назад. В старину говорили, что
имя не пустой звук. Оно будто бы способно
сообщить человеку некоторые особенности
качества, точнее говоря – достоинства. А
родители никогда не называли своё чадо плохим
именем. Ведь правда? Они всегда желали ему добра и
счастья. Многие имена подарила нам культура
далёких стран.
Имя даётся человеку при рождении и сопутствует
ему всю жизнь это самое любимое и приятное слово
для человека. Вы не раз чувствовали радость и
нежность в душе, когда вас называли по имени
ласково. Что обозначает твое имя? Какие качества
отличают человека с этим именем, и есть ли они у
вас? Дома вы изучили историю происхождения
своего имени и можете сегодня об этом рассказать
своим одноклассникам.
Научная часть
Ведущий 2: Нужно всегда с уважением
относиться к имени, которое дали вам ваши
родители при рождении. Оно будет вам защитой на
протяжении всей жизни.
Русские имена имеют не только смысл, но и свою
историю. Они, как и другие слова, рождаются
человеческой фантазией, расцветают, стареют и
умирают, исчезая из языка народа, который был их
творцом. Изучением собственных имён занимается ономастика
– раздел языкознания. (записывается на доске)
Но бывают имена собственные, а бывают и
нарицательные. Чтобы понять, о чём я говорю,
послушайте песню про одну девушку, которую любил
прекрасный и храбрый князь. Послушайте и скажите,
как называл свою возлюбленную князь? (Звучит
песня «Лада»). Он нежно и ласково
называл её «лада, ладушка». Вот это имя и
называется нарицательное, хотя возможно её звали
любым другим именем. В старину очень часто
говорили «лада», «девица – краса». Но прошли
годы, и появилось собственное имя Лада. Давайте
заглянем в историю происхождения русских имён.
Дома учениками были проведены исследования о
происхождении не только своих имён, но и
некоторых других, выполнены рисунки. Дети
зачитывают свои мини – доклады о различных
именах, ведущий дополняет их ответы.
Игровая часть
Игра «Назови имя»
Ведущий 1: Чьё имя сейчас назову – тот и будет выполнять задание.
Насти руки вверх подняли.
Вадим, Кристина завизжали.
Теймур, Лиза в ладоши похлопали.
Керим, Саши, Жени засвистели,
Ну, а Даши все присели.
Коля, Максим дружно мяукнули,
Ну, а Серёжи немножко похрюкали.
Про кого я не сказала
И сегодня промолчала,
Как единая семья,
Давайте крикнем дружно «Я»!
– Я надеюсь, ребята, что доброе имя, которое вы носите, поможет и вам стать сильными, храбрыми, красивыми, умными – словом, такими, какими вы сами хотите быть.
Сколько добрых лиц вокруг.
Эй, ребята, шире круг!
Приглашаем в хоровод
Шумный, радостный народ.
Дети встают в круг и берутся за руки. В середину круга выходит именинник.Дети идут по кругу и поют:
Как на Настины именины
Испекли мы каравай.
Вот такой вышины!
(Дети поднимают руки вверх)
Вот такой ширины!
Дети отходят назад, разведя руки в стороны, - круг увеличивается
Затем дети снова идут по кругу и поют, хлопая:
Каравай, каравай!
Кого хочешь, выбирай!
Именинник (называет имя второго именинника)
Я люблю, конечно, всех,
Ну а Сашу больше всех!
Хоровод повторяется столько раз, сколько именинников летом и осенью.
Ведущий 2: Было доброй традицией на Руси в день именин водить хоровод и кушать именинный пирог.
Помощники вносят именинный пирог. Чаепитие с пирогом.
Ведущий 1:
А теперь мои ребятки,
Отгадайте-ка загадки!
Чьи именины в октябре?
Отвечайте сразу мне,
Только строчку я найду
И заданье вам прочту.
Далее ведущий зачитывает отличительные черты характера именинника (только положительные) и его увлечения. Дети называют своего одноклассника.
Ведущий 2:
Он умён, трудолюбив,
Туризмом увлекается,
Никогда грустить не любит.
Всегда улыбается.
В детстве он – идеальный ребёнок: добрый, отзывчивый, ласковый. Учится не отлично, но хорошо, это имя носили русский писатель Горький и российский композитор Дунаевский. (Максим.)
Звучат поздравления именинникам: стихи, песни, частушки.
Конкурс 1. «Актёрское мастерство»
Команды становятся в две шеренги. Нужно по очереди дойти до стула и вернуться. Вот и всё. Всё легко, но… Скорость значения не имеет. Значение имеет талант, актёрское мастерство. Участники должны перевоплотиться и пройтись, как:
1) старенькие бабульки,
2) заботливые мамочки с колясками,
3) грабители с большим тяжёлым мешком,
4) директор школы,
5) господа президенты,
6) маленькие девочки, собирающие цветочки.
Ведущий: По одному у Вас здорово получается, а посмотрим на всю команду вместе. Идти никуда не придётся! Стоя на месте, покажите без слов, что:
1) сейчас вы очень устали;
2) а теперь вы отмечаете праздник;
3) пол стал липким;
4) вам очень холодно;
5) передавайте друг другу воображаемую
хрустальную вазу.
Ведущий: жюри подводит итоги первого конкурса.
Конкурс 2. Станция «Песенная»
Ведущий 1:
От плохого настроения
Превосходно лечит пение.
Станет легче труд любой,
Если песенка с тобой,
Мамы, папы не отставайте,
Своим детям петь помогайте.
Дети исполняют песню, которую выучили на уроках музыки.
Ведущий 2: А папам имамам я предлагаю спеть известную детскую песенку «Улыбка», вот текст этой песни…Но вместо существительных вы будете петь «ля-ля-ля», хорошо?
Ведущий 1:
Кто громко пел, старался,
Тому фант достался
Викторина «Сказочные имена»
Вопросы:
- Она попала в страну чудес. (Алиса.)
- У неё голубые волосы. (Мальвина.)
- Он ездил на печке. (Емеля.)
- Мальчик – луковичка. (Чиполлино.)
- Продавец пиявок. (Дуремар.)
- Кот из Простоквашино. (Матроскин.)
- Князь из сказки о царе Салтане. (Гвидон.)
- Папа Буратино. (Карло.)
Ведущий 1: На именины, как и на день рождения, принято дарить подарки.
Конкурс «Подарок»
Реквизит: игрушки, обёрточная бумага, ленты банты, ножницы. В конкурсе участвуют несколько детей. Участники распределяются по парам. Задание – взявшись за руки, свободными руками завернуть игрушку-подарок в бумагу и красиво её оформить. Разъединять руки при этом нельзя. Какая пара лучше оформила подарок, решают зрители.
Ведущий 2: Мы продолжаем дарить наши поздравления именинникам. Для вас музыкальный подарок. Дети исполняют песню В.Шаинского «Улыбка».
Игра «Собери открытку»
Реквизит: картонные следы, четыре стула, два конверта, две открытки с поздравлениями, разрезанные на пять частей. В игре участвуют две команды по пять человек. Два стула для каждой команды ставят на расстоянии 4-5 метров друг от друга, от одного стула к другому ведут картонные следы. На стульях лежат конверты с открытками, рядом со стульями выстраиваются игроки команд. Задача участников – взять из конверта одну часть открытки, пройти по следам и положить на другой стул, вернуться к команде и передать эстафету следующему игроку. Когда все части открытки будут таким образом перенесены с одного стула на другой, нужно собрать открытку по рисунку и громко прочесть поздравление. Какая команда быстрее?
Ведущий 2: Именины – это день ангела. В христианской традиции тот святой, в честь которого тебя нарекли, и есть твой ангел хранитель. Именины большой праздник для верующего человека. Давая ребёнку имя в честь того или иного святого, люди предполагают, во-первых, что характер их сына или дочери будет напоминать личные особенности этого праведника (то есть святой – своего рода образец для подражания); а во-вторых, этот святой станет небесным заступником – молитвенником перед Богом именно для этого ребёнка. Вот и подошла к концу наша познавательная конкурсная программа. Думаю, что сегодняшний праздник сплотил вас ещё больше, и вы узнали много интересного о своём имени и об именах друг друга.
Имена становятся отчеством –
Это наши уже имена!
Пусть достойно звучат – мне хочется –
И в грядущие времена.
И не просто так, по традиции, –
Чтоб звучали, смысла полны,
И могли бы ими гордиться
Наши дочери и сыны… (А. Романов)