Цель: разработка компьютерных тестирующих программ для проверки знаний учащихся на уроках информатики.
Задачи:
- Показать на практике использование электронных таблиц Microsoft Excel и макросов в режиме тестирования.
- Разработать компьютерные тестирующие комплексы по информатике.
Одной из важных составляющих образовательного процесса является контроль знаний и умений учащихся. С тех пор как образование стало массовым процессом, начались поиски повышения эффективности контроля знаний обучаемых, что привело к возрастанию интереса к тестовому контролю знаний.
Что такое тест? В переводе с английского — испытание, проба, исследование, это стандартизированное задание, по результатам которого судят о знаниях, умениях, навыках учащихся.
Тесты нам помогают оценивать большее количество учащихся за малое время. Ими можно проверить усвоение большего объёма материала, охватить большее количество вопросов. В конце теста выставляется оценка, не зависящая от настроения преподавателя, его отношения к конкретному учащемуся, впечатления от его ответов на предыдущие вопросы.
Современный педагогический процесс невозможно представить без широкого внедрения новых информационных технологий на всех этапах обучения.
Компьютерное тестирование – тестирование при помощи программы, установленной на компьютере.
Компьютерное тестирование, являющееся аналогом обычного тестирования, позволяет анализировать и фиксировать результат проделанной работы и реализовать связанные с ответом алгоритмы (например, возвращать к уже выполненному или пропущенному заданию, ограничивать время на один тест и т.д.).
В настоящее время становится популярным для создания тестовых программ редактор электронных таблиц Excel, обладающий широкими возможностями в обработке числовой информации.
Наиболее интересными функциями Excel представляются логические, которые в сочетании с функциями обработки текста и арифметическими функциями позволяют создавать тестовые программы по любому предмету. Такие программы могут составлять не только преподаватели информатики и других учебных дисциплин, но и ученики, имеющие начальные знания по Excel.
Все тесты в зависимости от способа ввода или выбора ответа можно условно разделить на типы:
- тесты – задания на соответствие, с вводом ответа с клавиатуры;
- тесты – задания с одновариантным выбором ответа из множества ответов. Здесь могут использоваться ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛИ и СПИСКИ;
- тесты – задания с многовариантным выбором ответа из множества ответов. Используются ФЛАЖКИ;
- тесты – задания комбинированные, т.е. включающие в себя все типы тестов.
Компьютерные тесты средствами Excel составляю по следующей технологии:
- 1 этап. Продумываю способ оформления вопросов. Составляю вопросы.
- 2 этап. Выбираю способ ввода ответа и оформления ответа.
- 3 этап. Выбираю способ оценивания и подведения итогов.
1 этап. Для оформления вопросов создаю бланки (операции: заливка ячеек, объединение ячеек).
2 этап. Программа Excel позволяет создавать тесты со свободным ответом (когда не дается варианты ответа) и с выборочным ответом (когда предлагаются варианты ответов, из которых надо выбирать правильный ответ).
3 этап. Для проведения итогов тестирования можно предусмотреть и специальный лист, на котором будут подведены итоги ответов. Для этой цели можно использовать логическую функцию
К данной работе прилагаются файлы тестов Приложение 1. xls, Приложение 2.xls (Данные файла защищены паролем “student”, для внесения изменений в задания ввести пароль “teacher”), Приложение 3.xls, Приложение 4.xls (Для редактирования этих двух файлов снять защиту листа паролем “test”) по различным темам курса информатики.
Овладение преподавателями технологиями создания компьютерных тестов и использование их на занятиях приводит к следующим результатам: улучшается отношение учащихся к учебной дисциплине и к личности преподавателя, повышается успеваемость и качество знаний учащихся, рационально используется время на занятиях.