Цель.
- закрепление знания порядка следования двузначных чисел в числовом ряду; закрепление знания десятичного состава двузначных чисел ( название, запись);
- закрепление умений увеличивать и уменьшать числа второго десятка на 1, 2 с опорой на последовательность чисел в числовом ряду: развивать логическое мышление, воспитывать любовь к чтению.
Оборудование.
- рисунки героев разных сказок, домиков;
- карточки с двузначными числами; числовой ряд от 11 до 20;
- карточки с десятками кружков и отдельными кружками;
- карточки с примерами для индивидуальной работы.
Ход урока
1. Организационный момент.
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, все для вас!
Пожелаю вам удачи –
За работу, в добрый час!
2. Вступительная беседа. Устный счет.
- Сегодня мы отправляемся в гости к героям разных сказок. Они хотят посмотреть чему вы научились, умеете ли вы решать примеры, задачи. А как надо вести себя в гостях?
- Мы пойдем по сказочной улице, где в своих домиках живут герои сказок и мультфильмов. Отгадав загадку, вы узнаете, к кому первому мы отправляемся в гости.
Не артист, а голосист.
Не ездок, а шпоры у ног.
Кто это? (Петушок)
- Петушок приготовил вам задания.
А) Счет десятками (прямой, обратный).
Б) Счет от 25 до 32, от 44 до 51, от 63 до 70.
В) Восстановите ряд чисел 11, 12,…, …, 15, 16, …, 18…, 20.
Г) Назовите “соседей” числа 11, 15, 27, 45.
Д) Какое число при счете следует за числом 12, 15, 19, 31, 47?
Какое число при счете следует перед числом 18, 14, 52, 63, 78?
Е) Логическая задача: “Володя, Дима и Сережа устроили соревнования. Один из мальчиков решил 12 примеров, второй 13, а третий 14. Сколько примеров решил каждый мальчик, если Сережа решил примеров меньше, чем Дима, а Дима меньше, чем Володя”.
- Молодцы! Петушок доволен тем, как вы справились с заданиями. А мы говорим Петушку до свидания и отправляемся в гости к девочке, которая очень любит свою бабушку. Догадались кто это?
3. Решение задач.
- Красная Шапочка просит вас решить задачи. Проводим блиц - турнир.
А) “На стоянке было 6 машин. Приехало еще 2. Сколько машин стало на стоянке?”
Б) “Фокусник подарил мальчикам 5 воздушных шариков, а девочкам – 4. сколько всего воздушных шариков получили дети?”
В) “У Юли было 8 мармеладок, 3 мармеладки она отдала подружкам. Сколько мармеладок осталось у Юли?”
Г) “У мамы на полке лежало 10 шоколадок. 4 шоколадки она подала к столу. Сколько шоколадок осталось на полке?”
Д) “На солнышке грелись 4 утенка. К ним прибежали 3 гусенка. Сколько всего птиц стало?”
- Проверяем ( 8, 9, 6, 7).
- Запишите числа в порядке убывания .
- Говорим Красной Шапочке до свидания и отправляемся в путь дальше. В гости нас уже ждет Чебурашка. А чтобы в дороге нам было не скучно выполним физкультминутку.
4. Физкультминутка.
5. Обозначение количества предметов числом.
- Отдохнули, набрались сил и выполняем задания Чебурашки.
- Обозначьте количество кружков на рисунке числом, запишите эти числа.
(10, 20, 16, 34, 40, 22).
- Запишите эти числа в порядке возрастания.
- Прощаемся с Чебурашкой, а вот к кому мы пойдем в гости дальше, угадайте:
Столяр Джузеппе – Сизый нос.
Полено как-то в дом принес
Он начал что-то мастерить,
Полено стало говорить.
Кто в том полене говорил?
Кого Джузеппе мастерил? (Буратино)
6. Решение примеров.
- Буратино не любит учиться и очень тяжело справиться с примерами. Поможем ему. Работаем по карточкам. (Первые два столбика – для всех, третий и четвертый столбик для более сильных ребят).
13 + 1 20 – 1 14 + 2 20 – 2 14 + 1 15 – 1 17 + 2 13 – 2 17 + 1 16 – 1 12 + 2 17 – 2
- А в следующем задании Буратино просит вас помочь ему восстановить примеры. (Примеры записаны на доске).
10…?=2 6…?=9 4…?=10 7…?=4 8…?=1 5…?=1 3…?=9 2…?=9 5…?=8
- Буратино говорит вам спасибо за помощь, а мы отправляемся дальше в путь. А по дороге выполним физкультминутку.
7. Физкультминутка.
8. Решение задач.
- Нас встречает:
Человек немолодой
Во – о – от с такущей бородой
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину.
И вообще, для всех людей.
Он – отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас,
Кто такой он. (Карабас-Барабас)
- Карабас-Барабас станет добрее, если вы выполните его задания. Он просит вас решить задачу:
“У Вани 6 значков, а у Кати на 2 значка меньше. Сколько значков у Кати?”.
(Учащиеся записывают краткую запись задачи и ее решение).
9. Работа по учебнику.
- Карабас-Барабас никогда не ездил на автобусе. Откройте учебник на стр.33, найдите задание восьмое и помогите ему разобраться, какой автобус направляется в Калугу? Какой в Тарусу? Какой в Тулу?
- Куда отправляется 23-й автобус, 27-й автобус, 18-й автобус?
- На этом автовокзале автобусы ходят по маршрутам с 15-го по 30-й. Автобусов каких маршрутов нет не стоянке?
- Карабас-Барабас вами доволен, он подобрел и хочет вам что-то сказать. Сядьте правильно, успокойтесь, а я послушаю, о чем он говорит.
- Он говорит, что еще никогда не видел таких умных, внимательных учеников и в подарок передает вам “5”.
- Спасибо за урок. Отдыхаем.