Цели: ввести правило умножения смешанных чисел; учить применять правило умножения смешанных чисел при решении примеров и задач; развивать логическое мышление, комбинационные способности, мелкую моторику и устную математическую речь; воспитывать культуру математического мышления.
Тип урока: урок усвоения новых знанийХод урока
1. Организационный момент
2. Устный счет
1. Вычислите:
;
2. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9.
Выбрать числа, которые делятся и на 2, и на 5.
184, 200, 345, 720.
- Какие числа делятся на 3, на 9. Почему?
3. Найдите среднее арифметическое чисел 8,3; 6,4; 1,7; 3,6; 5.
Как удобнее сосчитать?
4. Дано двузначное число. К нему приписали равное ему число. Во сколько раз полученное число больше данного?
5. Найти сумму: 20 + 40 + 60 +…+ 460 + 480 + 500.
Алгоритм:
- Найдем, сколько всего чисел в этой последовательности. Здесь записана сумма чисел, которые делятся на 20, начиная с 20 до 500. Найдем их количество: 20 n = 500, n = 25. Всего 25 пар.
- Найдем сумму первого и последнего чисел:
20 + 500 = 520.
- Вычислим сумму по формуле.
Сумма чисел = (сумма (первого и последнего числа) * количество пар): 2.
(520 * 25): 2 = 6500.
3. Индивидуальная работа
1 карточка
Выполните умножение:
а) 10* ; б) ; в) 16* ;
г) ; д) ; е)
4. Сообщение темы урока
- Сегодня мы узнаем, как умножаются смешанные числа.
5. Изучение нового материала
1. Подготовительная работа.
- Запишите смешанные числа в виде неправильной дроби: ; ; ; ;;
2. Работа над навой темой.
-Решите задачу. Какое расстояние пройдут туристы за ч со скоростью км/час?
Как найти расстояние? (Скорость умножить на время)
Решение:
* =
-Возникла проблема. Как вы думаете, как можно перемножить смешанные числа?
-Сформулируйте правило умножения смешанных чисел.
-Прочитайте в учебнике на стр. 70 правило умножения смешанных чисел.
-Закончите решение задачи.
6. Закрепление изученного материала
№ 446 (а-м) стр. 73
3 столбик- у доски «цепочкой» под руководством учителя с подробным комментированием.
2 столбик- у доски «цепочкой» с проговариванием правила умножения смешанных чисел.
1 столбик- самостоятельно, самопроверка, «цепочкой» на обратной стороне доски.
Образец решения:
(Ответы: 1 столбик:
7. Физкультминутка.
8. Работа над задачей.
- Запишите формулу пути.
1. № 447 стр. 73 (у доски и в тетрадях).
- Прочитайте задачу.
- Как найти значение S?
Решение:
(Ответ:
2. № 451 стр. 74 (после разбора самостоятельно)
- Прочитайте задачу.
- Что известно?
- Что надо узнать?
- Что значит скорость Маши в 1,5 раза меньше скорости Веры? (Скорость Веры в 1,5 раза больше скорости Маши.)
- Как найти скорость Веры? (Скорость Маши умножить на 1,5.)
- Как двигались девочки? (Навстречу друг другу)
-Что можно найти? (Скорость сближения)
-Зная скорость сближения и время их нахождения в пути, что можно найти? (Расстояние между селами)
- Как по-другому решить задачу? Составьте план решения.
1 действием можно найти скорость Веры, так как мы знаем, что скорость Веры больше скорости Маши в 1,5 раза.
2 действием, зная скорость Маши, можно найти, какое расстояние она прошла за 1 ч.
3 действием, зная скорость Веры, можно найти, какое расстояние она прошла за 1 ч.
4 действием, зная, какое расстояние прошла каждая из девочек, можно найти расстояние между селами.
-Решите задачу любым способом.
- Можно записать решение выражением.
Решение:
9. Повторение изученного материала
№458 стр.75 (у доски и в тетрадях )
- Запишите несколько вариантов решения.
Решение:
10. Самостоятельная работа (10-15 мин)
Вариант 1
1. Выполните умножение:
2. Найдем объем прямоугольного параллелепипеда, длина которого м, ширина м, высота м.
3. Упростите выражение:
- Представьте дробь в виде суммы трех дробей, числитель каждой из которых равен 1.
Вариант 2
1. Выполните умножение:
2. Найдем объем прямоугольного параллелепипеда, длина которого дм, ширина дм, высота дм.
3. Упростите выражение:
4. Представьте дробь в виде суммы трех дробей, числитель каждой из которых равен 1.
11. Подведение итогов урока
-Расскажите, как умножить смешанные числа.
12. Домашнее задание
№472 (к-п), 476, 477 стр.77; №482 (б) стр.78