Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по развитию речи

Разделы: Работа с дошкольниками


Участники открытого занятия: дети 6 лет, 2 год обучения.

Цель занятия: активизация познавательно-речевой деятельности детей.

Задачи:

Обучающая:

  • выделять звук на фоне слова;
  • придумывать слова на заданный звук;
  • определять позицию звука в слове.

Развивающая:

  • развивать фонематический слух;
  • развивать познавательный интерес и речь;
  • развивать внимание, логическое мышление.

Воспитательная:

  • воспитывать желание заботиться о своем здоровье;
  • воспитывать умение слушать.

Вид занятия: комбинированный.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Оборудование:

  • индивидуальные карточки синего и зеленого цвета;
  • карточки со слогами: ха, хи, ох, ах;
  • ребус из картинок (машина, утюг, хлеб, арбуз);
  • демонстрационный материал: хлеб, сахар, арахис, сухарики, орехи, горох;
  • раздаточный материал: разрезные буквы, горох;
  • магнитные карточки букв;
  • мягкая игрушка хомяк;

Ход занятия

I. Организационный этап.

Ребята, вы любите ходить в гости?

– Сегодня на занятии мы отправимся в гости. А вот к кому отгадайте сами.

Загадка:

Я устраиваюсь ловко!
У меня с собой кладовка.
Где кладовка? За щекой!
Вот я хитренький какой! (Хомяк)

– Правильно, мы будем в гостях у Хомки.

Педагог показывает мягкую игрушку хомяка.

II. Основной этап.

1. Знакомство со звуком (Х).

Ребята, какой первый звук, вы слышите в словах: хомка, хомяк, хомячок? (Х)

– Правильно. Сегодня, на занятии мы поговорим о звуках (Х) и (ХЬ)

– Какой звук (Х) – согласный или гласный? (Согласный)

– Как вы это определили? (Согласные звуки трудно тянуть и петь).

– Молодцы, ребята! И мы продолжаем свой путь к Хомке. Но хатка, в которой живет Хомка, занесена снегом. Нужно расчистить дорожку к входу в домик.

2. Упражнение на развитие речевого дыхания без участия речи.

Игра «Расчистим дорожку»

Давайте подуем на снег и расчистим дорожку.

Инструктаж. Детям раздают кусочки ваты. Надо сделать полный вдох носом, на выдохе – сдуть снежинку с ладошки.

– Молодцы, дети! Вот мы и нашли твою хатку, Хомка! Нужен какой-то знак, который бы подсказал, что именно ты тут живешь.

– Давайте заглянем в хатку к Хомке.

– Хомка очень хозяйственный и в его кладовой было много продуктов в словах, которых, есть звук (Х).

3. Выделение звука (Х) на фоне слова и определение позиции звука.

а) Игра «Придумай слова на заданный звук»

Назовите слова – продукты со звуком (Х), какие вы знаете.

(Дети называют слова с заданным звуком и определяют позицию звука в слове).

б) Игра «Мягкий, твердый согласный»

Чем отличаются звуки (Х) и (Х')?

– Одинаково ли они произносятся?

– Каким цветом обозначаются?

– Положите перед собой синюю и зеленую карточки. Какая из них будет обозначать звук (Х), а какая – ( Х')?

А теперь, посмотрим, что у Хомки в кладовой.

– Сейчас будем называть слова. Если в слове слышится звук (Х), поднимаем синюю карточку, а если (Х') – зеленую.

(Показ предметов: хлеб, арахис, сухарики, сахар, горох, орехи, халва, хурма).

4. Физкультминутка «Зарядка от Хомки»

Хомка любит заниматься спортом и всегда делает зарядку.

– А вы любите?

– Давайте, вместе с Хомкой выполним эти упражнения.

Хомка, хомка – хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щечки моет, шейку трет.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать!

(Дети имитируют движения хомячка)

5. Знакомство с буквой Х.

Звук (Х) обозначается знаком, который называется буквой.

(Показ буквы Х).

– На что похожа эта буква?

6. Индивидуальная работа.

Игра «Составь слово»

У Хомки в хатке, в такие холодные дни, тепло. Вместе с ним живет маленький друг. Мы узнаем, кто это, если разгадаем слово по первым звукам слов.

(На доске помещены картинки: машина, утюг, хлеб, арбуз).

– Выложите это слово с помощью разрезных букв. (Муха)

7. Звуко-слоговой анализ слова. МУХА.

Назовите, сколько букв мы видим? (4)

– Назовите звуки в слове. (М), (У), (Х), (А).

– Назовите согласные звуки. (М), (Х).

– Назовите гласные звуки. (У), (А).

Произнесите 1 слог (му).

– Как произносится звук (М)? (Твердо)

– Произнесите 2 слог (ха).

– Как произносится звук (Х)? (Твердо)

– Молодцы, дети! Но муха застеснялась, когда увидела Хомкиных гостей. Она улетела в свой маленький уголок.

8. Игра «Превращения слова»

В слове МУХА уберем первую букву.

– Прочитаем, что Хомка приготовил себе на обед? (УХА)

– Что такое УХА? (Это суп из рыбы).

9. Дыхательно-голосовая игра на материале слогов.

Хомке было очень весело, что у него столько много друзей. Он начал произносить стихи.

(На доске выложены слоги: ха-ха-ха; хи-хи-хи; ох-ох-ох; ах-ах-ах.

Описание. Дети: сделать полный вдох через нос, на выдохе произнести первую строчку слогов: ха-ха-ха

Педагог: Таня лепит пету…..

Дети: ХА

Дети: на выдохе произносится вторая строчка: хи-хи-хи

Педагог: пахнут мамины ду….

Дети: ХИ

Дети: на выдохе произносится третья строчка: ох-ох-ох

Педагог: мы посеяли го….

Дети: РОХ

Дети: на выдохе произносится четвертая строчка: ах-ах-ах

Педагог: Ежик прячется в кус….

Дети: ТАХ

– Вот мы побывали в гостях у Хомки. А на прощание, давайте подарим Хомке его букву.

Пальчиковая разминка с горохом (дети работают в парах).

Дома я одна скучала,
Горсть горошинок достала,
Прежде, чем игру начать,
Надо пальчику сказать:
Пальчик, пальчик мой хороший,

Ты прижми к столу горошек, покрути и покатай, и другому передай.

– В кладовой у Хомки много гороха. При помощи него выложим букву, которая звучит звуком (Х).

– Эту букву мы поместим на крышу домика Хомки.

III. Итоговый этап.

Что вы узнали о звуке (Х)?

– В какие игры с этим звуком мы играли?

– Что вам понравилось на занятии?

Ответы детей.