Участники открытого занятия: дети 6 лет, 2 год обучения.
Цель занятия: активизация познавательно-речевой деятельности детей.
Задачи:
Обучающая:
- выделять звук на фоне слова;
- придумывать слова на заданный звук;
- определять позицию звука в слове.
Развивающая:
- развивать фонематический слух;
- развивать познавательный интерес и речь;
- развивать внимание, логическое мышление.
Воспитательная:
- воспитывать желание заботиться о своем здоровье;
- воспитывать умение слушать.
Вид занятия: комбинированный.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Оборудование:
- индивидуальные карточки синего и зеленого цвета;
- карточки со слогами: ха, хи, ох, ах;
- ребус из картинок (машина, утюг, хлеб, арбуз);
- демонстрационный материал: хлеб, сахар, арахис, сухарики, орехи, горох;
- раздаточный материал: разрезные буквы, горох;
- магнитные карточки букв;
- мягкая игрушка хомяк;
Ход занятия
I. Организационный этап.
– Ребята, вы любите ходить в гости?
– Сегодня на занятии мы отправимся в гости. А вот к кому отгадайте сами.
Загадка:
Я устраиваюсь ловко!
У меня с собой кладовка.
Где кладовка? За щекой!
Вот я хитренький какой! (Хомяк)
– Правильно, мы будем в гостях у Хомки.
Педагог показывает мягкую игрушку хомяка.
II. Основной этап.
1. Знакомство со звуком (Х).
– Ребята, какой первый звук, вы слышите в словах: хомка, хомяк, хомячок? (Х)
– Правильно. Сегодня, на занятии мы поговорим о звуках (Х) и (ХЬ)
– Какой звук (Х) – согласный или гласный? (Согласный)
– Как вы это определили? (Согласные звуки трудно тянуть и петь).
– Молодцы, ребята! И мы продолжаем свой путь к Хомке. Но хатка, в которой живет Хомка, занесена снегом. Нужно расчистить дорожку к входу в домик.
2. Упражнение на развитие речевого дыхания без участия речи.
Игра «Расчистим дорожку»
– Давайте подуем на снег и расчистим дорожку.
Инструктаж. Детям раздают кусочки ваты. Надо сделать полный вдох носом, на выдохе – сдуть снежинку с ладошки.
– Молодцы, дети! Вот мы и нашли твою хатку, Хомка! Нужен какой-то знак, который бы подсказал, что именно ты тут живешь.
– Давайте заглянем в хатку к Хомке.
– Хомка очень хозяйственный и в его кладовой было много продуктов в словах, которых, есть звук (Х).
3. Выделение звука (Х) на фоне слова и определение позиции звука.
а) Игра «Придумай слова на заданный звук»
– Назовите слова – продукты со звуком (Х), какие вы знаете.
(Дети называют слова с заданным звуком и определяют позицию звука в слове).
б) Игра «Мягкий, твердый согласный»
– Чем отличаются звуки (Х) и (Х')?
– Одинаково ли они произносятся?
– Каким цветом обозначаются?
– Положите перед собой синюю и зеленую карточки. Какая из них будет обозначать звук (Х), а какая – ( Х')?
А теперь, посмотрим, что у Хомки в кладовой.
– Сейчас будем называть слова. Если в слове слышится звук (Х), поднимаем синюю карточку, а если (Х') – зеленую.
(Показ предметов: хлеб, арахис, сухарики, сахар, горох, орехи, халва, хурма).
4. Физкультминутка «Зарядка от Хомки»
– Хомка любит заниматься спортом и всегда делает зарядку.
– А вы любите?
– Давайте, вместе с Хомкой выполним эти упражнения.
Хомка, хомка – хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щечки моет, шейку трет.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать!
(Дети имитируют движения хомячка)
5. Знакомство с буквой Х.
– Звук (Х) обозначается знаком, который называется буквой.
(Показ буквы Х).
– На что похожа эта буква?
6. Индивидуальная работа.
Игра «Составь слово»
– У Хомки в хатке, в такие холодные дни, тепло. Вместе с ним живет маленький друг. Мы узнаем, кто это, если разгадаем слово по первым звукам слов.
(На доске помещены картинки: машина, утюг, хлеб, арбуз).
– Выложите это слово с помощью разрезных букв. (Муха)
7. Звуко-слоговой анализ слова. МУХА.
– Назовите, сколько букв мы видим? (4)
– Назовите звуки в слове. (М), (У), (Х), (А).
– Назовите согласные звуки. (М), (Х).
– Назовите гласные звуки. (У), (А).
Произнесите 1 слог (му).
– Как произносится звук (М)? (Твердо)
– Произнесите 2 слог (ха).
– Как произносится звук (Х)? (Твердо)
– Молодцы, дети! Но муха застеснялась, когда увидела Хомкиных гостей. Она улетела в свой маленький уголок.
8. Игра «Превращения слова»
– В слове МУХА уберем первую букву.
– Прочитаем, что Хомка приготовил себе на обед? (УХА)
– Что такое УХА? (Это суп из рыбы).
9. Дыхательно-голосовая игра на материале слогов.
Хомке было очень весело, что у него столько много друзей. Он начал произносить стихи.
(На доске выложены слоги: ха-ха-ха; хи-хи-хи; ох-ох-ох; ах-ах-ах.
Описание. Дети: сделать полный вдох через нос, на выдохе произнести первую строчку слогов: ха-ха-ха
Педагог: Таня лепит пету…..
Дети: ХА
Дети: на выдохе произносится вторая строчка: хи-хи-хи
Педагог: пахнут мамины ду….
Дети: ХИ
Дети: на выдохе произносится третья строчка: ох-ох-ох
Педагог: мы посеяли го….
Дети: РОХ
Дети: на выдохе произносится четвертая строчка: ах-ах-ах
Педагог: Ежик прячется в кус….
Дети: ТАХ
– Вот мы побывали в гостях у Хомки. А на прощание, давайте подарим Хомке его букву.
Пальчиковая разминка с горохом (дети работают в парах).
Дома я одна скучала,
Горсть горошинок достала,
Прежде, чем игру начать,
Надо пальчику сказать:
Пальчик, пальчик мой хороший,
Ты прижми к столу горошек, покрути и покатай, и другому передай.
– В кладовой у Хомки много гороха. При помощи него выложим букву, которая звучит звуком (Х).
– Эту букву мы поместим на крышу домика Хомки.
III. Итоговый этап.
– Что вы узнали о звуке (Х)?
– В какие игры с этим звуком мы играли?
– Что вам понравилось на занятии?
Ответы детей.