Тема урока: Звуки [Д], [Д’] , буквы Д, д.
Цели и задачи урока:
- Образовательная:
- Создать условия для ознакомления с новыми буквами, обозначающими согласные звуки [Д] и [Д’],для совершенствования умения слышать эти звуки, для усвоения действия звукового анализа (называние последовательности звуков в слове и их характеристика), для закрепления навыка работы со схемами слов (составление схемы слов).
- Обеспечить формирование навыка беглого чтения, используя слоговые таблицы (слоговое чтение с ориентировкой на гласный звук); обучение приемам чтения вслух и про себя; обучение приемам скорочтения.
- Способствовать формированию навыков правильного письма.
- Развивающая:
- Способствовать развитию фонематического слуха, речи, развитию логического мышления: мыслительные операции анализа и синтеза при формировании у детей основного механизма чтения, мыслительные операции сравнения при сопоставлении звуков, при составлении схемы слова.
- Способствовать развитию произвольного внимания, кратковременной памяти при отработке навыков чтения, зрительной, слуховой (прием «письмо в воздухе», работа с доской, работа со скороговоркой, пословицей на экране компьютера).
- Способствовать развитию регулирующего компонента учебной деятельности (самоконтроль).
- Активизировать познавательную деятельность.
- Воспитательная:
- Обеспечить формирование навыка работы с книгой и дидактическим материалом (карточки для индивидуальной работы), формирование навыка сотрудничества учащихся во время работы на уроке; расширять кругозор, воспитывать любовь к чтению, любознательность.
Оборудование:
- Для учителя: компьютер, школьная доска, плакат с буквами Д и д.
- Для учащихся: учебник Русская азбука (авторы: В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин и др.), пропись.
Урок сопровождается показом презентации (Приложение 1)
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Ребята, с каким настроением вы пришли на урок?
Каким цветом вы бы его изобразили?
– Я надеюсь, что сегодня на уроке вам всем будет
интересно и с урока вы уйдете с хорошим
настроением.
II. Подготовка к восприятию нового материала
– А теперь время вспомнить, чем мы занимались
на прошлом уроке?
– На прошлом уроке мы говорили о согласных
звуках [Б] и [Б’] . Они обозначаются буквой
Б.
– Читали слоги, слова, предложения, в которых
встречается буква Б, составляли схемы слов.
– Отгадывали загадки, разгадывали ребусы,
играли.
– Ребята, насколько вы были внимательны на
прошлом уроке , я пойму, когда проверю ваши
работы, а работать вы будете с карточками.
Самостоятельная работа.
(Раздаю карточки с учетом заданий разной степени
сложности).
1. Составить схему слова БЕЛКА.
2. Составить схему слова БАРСИК.
3. Составить схему слова – отгадки:
Хвост пушист, а глазки зорки
Прыгает по веткам елки.
На земле сорвет грибок
И в дупло с грибочком – скок!
4. Подчеркнуть синим карандашом слова со звуком [Б], зеленым карандашом слова со звуком [Б’]
Слова: ЗЕБРА, БУКВЫ, БЕЛКА, БАРСИК, КУБИКИ, БОБИК, БОБРЫ.
5. Соотнеси схему со словом
6. Соотнеси схему со словом:
7. Соотнеси схему со словом. Найди лишнее слово. Составь схему.
Дети закончили работать с карточками (сигнальные карточки)
– Ребята, правильно сделали, как вы думаете?
Работа со слоговой таблицей. (Таблица слогов на экране компьютера – слайд 1).
Отработка навыков чтения на знакомом материале. (Учебник Русская азбука . Стр. 106 – 107.
Постановка вопросов к текстам.
Выделение главной мысли предложений.
Нахождение слов в текстах, которые обозначают
одушевленные предметы.
Ритмическая гимнастика.
– Встаньте, положите руки на брюшной пресс,
вдохните через нос, произнесите звук [А] долго
на одном выдохе.
– Вдохните, коротко на одном выдохе произнесите
звуки [И], [У], [Ы].
– А теперь вдохните, пропойте звуком [О] мелодию
песни « В траве сидел кузнечик « .
Изучение нового материала
Постановка темы урока.
– Мы хорошо подготовили свой речевой аппарат к работе и сейчас будем читать слова, записанные на доске.
На доске:
…октор
…ерево
…орога
…ети
…ым
…иректор
– Первая буква в этих словах спряталась.
Прочитайте шепотом первый столбик слов, какие
буквы спрятались?
– Спряталась буква Д. Прочитайте второй столбик
слов, какие буквы спрятались?
– Спряталась буква Д.
– Молодцы! (Вписываю букву в слова).
– Ещё раз прочитайте первый столбик слов,
послушайте и сравните первые звуки в словах.
– Первый звук в словах – [Д]
– Прочитайте второй столбик слов, послушайте и
сравните первые звуки в словах. Первый звук в
словах – [Д’]
– Вы уже, наверное, догадались, о каких новых
звуках и буквах мы сегодня будем говорить на
уроке?
– Сегодня на уроке мы будем говорить о звуках [Д]
и [Д’] и о букве Д.
– Правильно. Молодцы!
(На экране компьютера тема урока – слайд 2)
– Вернемся к словам, записанным на доске. Что
можно сказать о новых звуках?
– Звук [Д] – согласный, так как при произношении
его воздух встречает на пути препятствие,
произносится твердо.
– Звук [Д’] – согласный, произносится мягко.
– Как произносятся звуки, с голосом или без
голоса?
– С голосом.
– А как называются звуки, при произношении
которых участвует голос?
– Звуки, при произношении которых участвует
голос, называются звонкими.
– Сделаем вывод: что вы узнали о новых звуках?
– Звуки [Д] и [Д’] – согласные, звонкие, могут
быть твердыми и мягкими.
Согласно-звуковой анализ.
– Я предлагаю вам загадки, вы их
отгадываете, в слове-отгадке выделяете новый
звук. Затем записываете слово-отгадку в тетрадь,
ставите ударение, делите слово на слоги, каждый
звук обозначаете схематически, т.е. составляете
схему слова.
(Загадки на экране компьютера – слайд 3).
Дети записывают слова-отгадки в тетрадь,
составляют к ним схемы. Двое учащихся работают с
доской. Затем класс заслуживает ответы учащихся,
работающих у доски, проверяют свои записи в
тетради.
– Так какие же звуки оказались новыми для вас?
Охарактеризуйте их еще раз.
– Новые звуки, с которыми мы сегодня
познакомились – звуки [Д] и [Д'] – согласные,
звонкие, могут быть твердыми и мягкими.
– Какой буквой они обозначаются?
– Звуки [Д] и [Д’] обозначаются буквой Д
Знакомство с буквами Д, д
– Cогласные звуки [Д] и [Д’] обозначаются
печатными буквами большой и маленькой буквами Д,
д. (На плакате «Дд»).
– На что похожа буква Д?
– Посмотрите на экран. Давайте прочитаем
стихотворение о букве Д.(слайд 4) ( хорошо читающий
ученик читает стихотворение).
– Ребята, выложите букву Д из палочек,
карандашей. Посмотрите на букву своего соседа,
узнали в ней букву Д?
– Найдите эту букву в алфавите (учебник «Русская
азбука» стр.22)
– Ее имя «ДЭ». Скажем все вместе «ДЭ».
(На экране компьютера стихотворение (слайд 5).)
Хорошо читающие ученики читают стихотворение.
Сравнение печатных и письменных букв (на доске Д д, Д д).
Объясняю написания элементов строчной буквы д
– Из скольких частей состоит?
– Из двух частей.
– Как называются эти части?
– Овал, удлиненная наклонная с петлей в низу.
Письмо д – показ учителем с подробным
объяснением.
Прием «письма в воздухе»
– Сядьте правильно, удобно, возьмите ручку,
приготовьтесь работать вместе со мной. (Дети
готовы).
– Поможете мне написать на доске целую строчку
вот таких красивых букв. Начали.
Дети внимательно глядят на доску, следят за
движением моей руки, повторяют эти движения
перед собой в воздухе. Работает лишь кисть руки,
пальчики, локти – на партах.
– Начинаем с верхней линии рабочей строки овал,
затем вниз удлиненная наклонная с петлей внизу.
Молодцы!. Допишите строчку молча. Вы пишете в
воздухе. Внимательно следите за моей рукой.
Два-три ученика по желанию показывают на доске,
как научились писать новую букву.
Рассматривают образец в «Прописи», обводят букву
по точкам, затем записывают целую строчку.
– Отметьте точкой наиболее удавшуюся букву.
Учитель отмечает лучшую работу.
Физкультминутка
(На экране компьютера картинка – слайд 6)
– Посмотрите на экран. Прочитайте первый
столбик слов. Почему первые два рисунка
находятся рядом? Какая логическая связь между
словами РАДУГА и ДОЖДЬ.
– Летом после дождя иногда сразу светит солнце и
на небе появляется радуга.
– Прочитайте второй столбик слов. Какая
логическая связь между словами ДРОВА и ДЫМ.
– Когда в печке горят дрова, из трубы поднимается
дым.
– Прочитайте третий столбик слов. Как логически
связаны слова РЕДИС и ПОМИДОР.
– Это огородные растения, которые растут на
грядках.
– Посмотрите еще раз на слова, всегда ли буква Д
стоит в начале слова?
– Нет, мы прочитали слова, в которых буква Д стоит
не только в начале слова, но и в середине слов.
Игра Кто больше?
(На экране компьютера картинка слайд 7)
– Ребята, нравится вам картинка? Какие
чувства она у вас вызывает?
– Вам нужно найти на картинке предметы, в
названии которых есть звуки [Д] и [Д’].
– Работать по картинке будем таким образом:
учащиеся первого ряда называют предметы, в
названии которых есть твердый звук [Д];
учащиеся второго ряда называют предметы, в
названии которых есть мягкий звук [Д’].
(Учащиеся по-очереди называют слова, учитель записывает их на доске).
1 ряд 2 ряд
ДЫМ ДЕДУШКА
ДОМ ДЯТЕЛ
ДОСКИ ЖЕЛУДИ
ДОРОГА ЗАДИРА
ДВОРНЯГА ДЕРЕВО
Дружок
ДРОВА
ДЫНЯ
ДУБ
– Почему вы считаете, что дерево, изображенное
на картинке, дуб?
– Видим желуди, а желуди растут только на
дубе.Могучий ствол.
– Посмотрите на это растение. (Учитель
показывает на подорожник).
– Почему растение имеет такое название?
– Потому что это растение растет у дороги.
– Что еще знаем об этом растении?
– Листочки этого растения прикладывают на рану.
– Среди слов, записанных на доске, найдите
названия одушевленных предметов.
– Дворняга, Дружок, дедушка, дятел, Задира.
– Почему Дружок и Задира написаны с большой
буквы?
– Это клички животных, а мы знаем, что имена
людей, клички животных, назваия городов, сел, рек,
озер пишутся с большой буквы.
– А как вы узнали, что птица, изображенная на
картинке, дятел?
– У нее пестрая окраска, длинный клюв. Сидит на
дереве у дупла, наверное, достает насекомых
из-под коры. Тем самым лечит дерево.
IV. Закрепление нового материала
Работа со скороговоркой.
– Посмотрите на экран слайд 8
(Медленно читаю скороговорку)
– Ребята, услышав звук [Д], поднимите синюю
карточку; услышав звук [Д’], поднимите зеленую
карточку.
– О ком говорится в предложении? Что о нем
говорится?
– Дятел сидит на дубе. Он долбит дупло.
– Прочитайте предложение про себя.
– Прочитайте предложение вслух.
(Дети хором читают).
– Теперь постарайтесь проговорить предложение
быстро, но четко.
(Несколько учеников произносят
скороговорку)
Отработка навыков чтения. (По учебнику
Русская азбука стр. 108-109).
Беседа по иллюстрации на тему «Морские
сокровища».
– Кто изображен на рисунке? Чем они
занимаются?
(Чтение текста к иллюстрации).
– О ком этот текст? Поставьте вопросы к
предложениям текста.
– Какие имена собственные встретились в этом
тексте? Что мы должны помнить о написании имен
собственных?
Чтение слогов с буквами Д,д.
– На какие группы и по какому признаку можно
разделить слоги?
– С твердыми согласными и мягкими согласными
звуками.
Письмо слогов с буквами Д, д.
Работа с пословицей.
(Пословица на экране компьютера слайд 9)
Ученик читает пословицу.
– Как вы понимаете смысл пословицы? (Ответы
детей)
– Подумайте и скажите, какие добрые дела вы
можете сделать в классе, дома, на улице, в природе?
– Как вы думаете, трудно ли быть добрым?
– Вы еще дети, и впереди вас ждет много славных
дел.
V. Итог урока (Рефлексия)
– С какими новыми звуками познакомились? Какой
буквой они обозначаются?
– Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились на
уроке. Я рада, что сегодня вы старались особенно
внимательно выслушивать ответы друг друга,
хорошо размышляли.
– А вам понравилось сегодня работать? Что
особенно понравилось на уроке?
– Ребята, а теперь при помощи солнечного лучика
передайте свое настроение после урока.
(Учащиеся подходят к экрану настроения).