Урок "Мир звуков"

Разделы: Физика


Цель: организация творческой работы учащихся и социализация  глухих детей в мире звуков.

Задачи:

  • Раскрыть природу звука, показать роль звуковых явлений в природе и технике.
  • Развивать познавательные возможности учащихся на основе научного системного изложения материала, путем привлечения учащихся к активной мыслительной деятельности на всех этапах урока  с применением инновационных технологий.
  • Развивать интерес к науке и умение работать с научно-популярной литературой. (Интернет)
  • Развивать слухо-зрительное восприятие на основе изученных фраз.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, релаксация, валеологическая пауза.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Тип учебного занятия: урок-презентация (комбинированный).

Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, широкоформатный проектор, экран, музыка.

План урока:

1. Организационный момент.
2.Актуализация опорных знаний.
3. Выступления учащихся.
4.Игра «мини-баскетбол»
5. Выступление учителя.
6. Вопросы для слушателей.
7. Итог урока.

1. Здравствуйте. Сегодня итоговый урок по теме: Механические колебания. Волна. Звук. Вы приготовили интересные презентации для своих одноклассников, с которыми хотите познакомить. На уроке говорите хорошо, внятно с ударением. Дежурный звук (..).

2. Прежде чем преступим к выступлениям, сперва познакомим одноклассников с важные термины.
«Мозговая атака» (Приложение 1, слайд 3)

  • Что называется волной? (Волна – это колебание, распространяющиеся в пространстве с течением времени).
  • Какие главные особенности волн? (Волны переносят энергию. Переносится форма волны)
  • Какие волны называются акустическими волнами? (Акустические волны – колебания, которые могут восприниматься человеческим ухом.)
  • Что такое звук? (Звук – это механические упругие волны, распространяющиеся в газах, жидкостях, твёрдых телах.)
  • Что является причиной звука? (Причина звука – вибрации (колебание) тел.)
  • Что является источниками звука? (Источники звука – физические тела, которые колеблются. (дрожат) с частотой от 16 до 2000 раз в секунду).
  • Что такое 1 Герц (Гц)? (1 Герц – это одно колебание в секунду (Гц)).

3. Выступления учащихся:

3.1. Первый ученик  расскажет нам о звуках, распространяющихся в воздухе.

(Приложение 1, слайд 4)
Атмосфера является почти  универсальной средой,
в которой протекают звуковые явления...

Рэлей

Мы живем на дне воздушного океана и окружены звуками – механическими колебаниями, распространяющимися в любой упругой среде. Воздушная среда нам нужна не только как средство существования, но и как звукопровод, позволяющий людям вести речевую связь, воспринимать сигналы опасности, информацию о местонахождении и перемещениях живых и неживых объектов.
Структура атмосферы на различных высотах, записывается с помощью звуколокатора.
(Приложение 1, слайд 5)
Звук может выступать в роли... Термометра. Звуковой термометр  отмечает колебания температуры, длящиеся всего 0,05 секунды.
Распространение звука происходит не мгновенно, а с конечной скоростью.
Для распространения звука обязательно нужна среда — воздух, вода, металлы.
Звук в вакууме распространяться не может, так как  нет упругой среды, и  упругие механические колебания не возникают.
(Приложение 1, слайд 6)
Распространению звуковой волны мешают препятствия, встречающиеся на ее пути. ( дома, деревья, стены..)
Скорость звука в воздухе при 20?C 340 м/с.
мощность одновременного разговора всех людей на земном шаре не больше мощности одного автомобиля "Москвич"!
(Приложение 1, слайд 7)
Молния длится от2 до 5 секунд. Длина молнии доходит до 10 километров. Молния является источником звука.  Вначале мы слышим звук, а затем слышим раскаты грома.  Молния в одних местах сильнее, в других слабее.
Сила звуков   молнии различна.    Электромагнитные волны от молнии приходят с большой скоростью света (300.000 км/с!)
Релаксация: учащимся предлагается прослушать звуки, встречающие в воздухе.( учащиеся прослушивают ,а потом отгадывают чей звук услышали).

3.2. Второй учащийся  рассказывает о звуках распространяющиеся в воде.
(Приложение 1, слайд 8)

Если ты, будучи на море, опустишь в воду отверстие трубы, а другой конец ее приложишь к уху, то услышишь идущие вдали корабли.

Леонардо да Винчи.

Почти полтысячелетия назад Леонардо предвидел развитие гидроакустики, как науку об обнаружении кораблей в море по звуку.
В России  в 1905 году были разработаны  приборы для звуковой связи между погруженными подводными лодками. К 1912 году ученые  изобрели первый гидролокатора, для распространении звука в море.
Эхолот – технический прибор для измерения глубины океана.
(Приложение 1, слайд 9)
Открытое море может звучать, как  храм! Причина этому –  пузырьки... пузырьки в воде могут поглощать звук.

Звуковые каналы. На звуковые каналы в воде влияет температура, соленость воды, гидростатическое давление. На глубине есть зона "горизонт" со скоростью звука. По этому горизонту,  звуковой луч распространяется на очень большие расстояния.

Скорость звука в воде — 1500 м/с
(Приложение 1, слайд 10)

Это интересно!!!

  • Звук издаваемый синим китом громче, чем звук выстрела  тяжелого орудия, или громче, чем звук  ракеты.
  • Умеют ли рыбы разговаривать? Рыбы говорят человеческим языком, только в сказках, но они вовсе не глухи и могут издавать звуки. Различные звуки они издают с помощью зубов, воздушного пузыря, хвоста. Звуки им служат для общения и для отпугивания врагов. Рыбаки знают, что пескарь может пищать, а лещи издавать булькающие звуки.
  • Медузы чувствуют шторм за 12 часов до начала, улавливая инфразвук от далекого циклона.

Релаксация: прослушивание звуков в воде. ( учащиеся прослушивают, а потом отгадывают).

3.3. Третий учащийся рассказывает о звуках, распространяющиеся в земле.
(Приложение 1, слайд 11)
Каждый год на Земле случается от восьми до десяти тысяч землетрясений, это  примерно одно землетрясение каждый час.

Причины землетрясений:

1. Провалы пустот, создаваемые подземными водами.
2. Вулканические извержения.
3. Смещения толщ земной коры.
(Приложение 1, слайд 12)

Землетрясение оценивается по 12-балльной шкале.
Сейсмическими волнами называются волны, распространяющиеся в Земле от  землетрясений или от  взрывов. Земля твердая, в ней одновременно  возникают
2 вида волн – продольные и поперечные.
Скорость этих волн разная: продольные распространяются быстрее поперечных. Например: на глубине 500 км скорость поперечных волн 5км/с, а скорость продольных волн – 10км/с.
(Приложение 1, слайд 13)

Звуки в пустынь

Эти звуки возникают в результате движения слоёв песка.
Различают два вида звучащих песков — „гудящие“ и „свистящие“, которые отличаются частотой и длительностью звука и возникают при разных условиях.
Свистящие звуки – лёгкое посвистывание песка под ногами можно услышать на морских побережьях, на берегах рек и озёр по всему миру. Это акустические колебания песчинок с частотой от 500 до 2500 Гц.
Гудящие звуки – они возникают глубоко в пустыне. Это громкий звук низкой частоты 50–300 Гц, длящийся  от несколько секунд до 15 минут. Они разносятся на расстояния до 10 километров, и  сопровождается вибрациями почвы.
Звучание песков Гавайских островов напоминает лай собаки.

Релаксация: прослушивание звуков в земле.

3.4. Четвертый  учащийся  рассказывает о звуках распространяющиеся  в природе.
(Приложение 1, слайд 14)
Почему насекомые часто издают жужжащие звуки?
Жужжание, слышно потому что, летая, насекомые взмахивают крылышками несколько сотен раз в секунду. Крылышко — это колеблющаяся пластинка, которая даёт тон определенной высоты. (чаще 16 раз в секунду)
Частота взмахов крыльев у каждого насекомого  не изменяется. Регулируя полет, насекомое изменяет лишь величину взмаха  и наклон крыльев. Число взмахов в секунду увеличивается  под влиянием холода.
(Приложение 1, слайд 15)
Все коты-альбиносы – глухие!  В чём дело?
Никаких повреждений внутреннего уха у них  нет. Альбиносы не реагируют на звуковые раздражения.   Клетки внутреннего уха обязательно должны содержать цветовой пигмент, без него их работа нарушается. У альбиносов пигмента нет. Нет его в волосах, поэтому шкура  животных белая, бесцветная; нет его и в радужке глаза – поэтому глаза у них не голубые,  не черные, а только красные. Поэтому-то все животные-альбиносы всегда глухие.
(Приложение 1, слайды 16-17)

  • Комнатная муха делает в секунду 352 взмаха крылышками.
  • Шмель взмахивает 220 раз в секунду.
  • Пчела взмахивает крыльями 440 раз в секунду, когда она летит свободно, и 330 раз, когда летит нагруженная медом.
  • Комар делает крылышками 500-600 колебаний в секунду.

Релаксация: прослушивание звуков насекомых, животных. Учащиеся прослушивают и отгадывают, какие звуки они услышали.

4. Игра “мини-баскетбол”

На доске нарисованы две корзины, куда «бросают мячи изготовленные из бумаги

(Приложение 1, слайд 18)

Это примерно смотрится так:

  1. Пение птиц
  2. Гром во время грозы
  3. Шум леса на ветру
  4. Звук проезжающего автомобиля
  5. Писк комара
  6. Журчание ручейка
  7. Звук пролетающего самолета
  8. Жужжание пчел
  9. Шум морской волны
  10. Стук в барабан
  11. Звук выстрела
  12. Игра на скрипке
  13. Стук молотка
  14. Плачь  ребёнка.

5. Выступление: учителя «Может ли звук убить человека» (Приложение 1, слайд 19)

Четыре средства для защиты от вредных шумов:

1. Изменение параметров работающих машин.
2. Звукоизоляция и звукопоглощение (глушители шума)
3. Звукозащитные экраны (стены, переборки, полы, оконные рамы )
4. Противошумовые наушники.

6. Закрепление. Вопросы для слушателей. (Приложение 1, слайд 20)

– Слушали внимательно?
– В какой среде скорость звука больше?
– Какое насекомое чаще машет крыльями в полёте: шмель, комар или муха?
– Как услышать звук кораблей?
– Верно ли выражение «нем, как рыба»
– Опасны ли для жизни землетрясения?
– Может ли звук убить человека?

7. Итог урока

Выставление оценок учащимся за выступление. Учащимся предлагается тест для оценивания урока. (по пятибалльной системе).

Урок был:

  • Познавательный
  • Полезный
  • Необычный
  • Интересный
  • Понятный
  • Чувствовал (ла) себя на уроке хорошо
  • Оценка учителю