Цели:
- изучить принцип действия и область применения электромагнитов;
- применить знания и умения при выполнении практической деятельности на основе знаний и жизненного опыта;
- формировать и развивать нравственные, трудовые качества, развитие политехнического кругозора.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: словесные, практические.
Форма организации урока: групповая, индивидуальная.
Средства наглядностей: компьютер, диск с презентацией (Приложение 1), инструменты и приспособления плакаты по т/б, диск с проектом «Электрозвонок», выполненного учащимися 8 класса (Приложение 2).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Создание делового настроя, собранности, четкости:
а) проверка готовности к уроку;
б) проверка отсутствующих.
II. Повторение материала предыдущего урока
а) работа с карточками – 5 учеников;
б) – Назовите правила безопасности работы
электромонтажными инструментами.
III. Усвоение нового материала
Рассказ с элементами беседы.
Название «электромагнит» получила катушка со
стальным сердечником. Первый электромагнит был
изготовлен в 1825 г. английским изобретателем
Уильямом Стерджном.
В начале 19 века датский физик Г.Эрстед обнаружил,
что вокруг проводника с током существует
магнитное поле, на основании этого открытия был
сконструирован электромагнит-катушка с
большим числом витков провода, помещенным внутри
неё стальным сердечником. Сердечник усиливает
магнитное поле, если по катушке течет
электрический ток.
Применение электромагнитов весьма широко: для
поднятия грузов, для муфты измерительных
приборов в тормозах, реле. Даже используется
электромагнит в обычном электрическом
звонке.
При подаче напряжения на гнезда звонка ток идет
по цепи: гнездо “+” > регулировочный винт
–> якорь –>верхний вывод катушки
электромагнита > нижний вывод катушки
электромагнита > гнездо. Протекающий
электрический ток создает магнитное
поле, которое притягивает якорь к сердечному
электромагнита. При этом молоточек якоря
ударяет по чашечке звонка, и электрическая цепь
разрывается, вызывая звон.
IV. Практическая работа
Текущий инструктаж:
- Правила техники безопасности при выполнении практической работы.
- Сборка модели электрического звонка с электроконструктора, используя источник тока, выключатель и электрические провода.
- Групповая работа учащихся по сборке электрического звонка.
- В ходе практической работы осуществляется контроль:
- За соблюдением правил т/б;
- За организацией рабочего места;
- За правильным выполнением приемов работы;
- За трудовой дисциплиной.
Устойчивой работы электрического звонка добиваются, изменяя расстояние между неподвижным контактом и упругой пластиной.
В ходе практической работы учащиеся используют инструкционно-технологическую карту по теме: «Сборка звонка»:
- Взять основание звонка, катушку, сердечник, шайбу, гайку М3, осторожно зачистить один раз конец провода и собрать звонок.
- Взять винт М3Х10, шайбу, гайку, зачистить другой конец провода и соединить со звонком.
- Взять колокол, винт М3Х6, закрепить колокол.
- После сборки регулируя винтом М2Х5 добиться хорошего звучания, для чего необходимо провода подсоединить к источнику питания (батарейка).
V. Подведение итогов
- Заключительный инструктаж
- Выставление оценок.
- Задание на дом.
- Уборка кабинета.
Используемая литература:
- И.А. Сасова. Технология 8 класс
- В.Д. Симоненко. Технология 7 класс
- Справочник по электротехническим работам № 4.