Цель: определение уровня знаний учащихся по теме “Венская классическая школа”, сформированности и комплексного их применения.
Задачи: – совершенствование знаний о Венской классической школе в процессе их применения на практике (на разных уровнях);
– развитие чувства коллективизма, командности;
– развитие умения анализировать, применять свои знания на практике;
– развитие творческого мышления, воображения, речи;
– развитие вокально-хоровых навыков в процессе исполнения современной песни;
– воспитание интереса к музыкальному искусству, чувства самореализации.
Оборудование: раздаточный материал – кроссворды по теме, список терминов и понятий для задания “Ромашка”, вопрос-вывод; на доске тема зачета “Венская классическая школа”; 2 ромашки: серединка – фамилии Гайдн, Моцарт; большой кроссворд, идентичный тому, что отгадывают дети; музыка Моцарта, звучащая во время выполнения заданий; нотный стан и цветные нотки, для оценивания урока и своего места в нем (в конце урока для каждого ученика):
красная нотка – урок понравился, я был активен;
желтая – было неинтересно, я не узнал ничего нового;
синяя – урок не понравился, поэтому я не хотел работать.
Эпиграф урока:
“То, что происходит в человеке под впечатлением музыки и есть, в сущности, тайна магии музыки, которую познает и широко применяет в воспитании и культуре умудренный человек будущего”.
Ход урока
1. Вход учащихся в класс. Приветствие.
2. Объяснение цели, задач, структуры урока. Разделение на группы, согласно количеству жетонов, полученных на повторительно-обобщающем уроке (1 группа – больше всего жетонов – высокий уровень знаний, 2 группа – среднее количество – средний уровень, 3 группа – меньше всего или отсутствие жетонов – низкий уровень).
3. Объяснение правил выполнения заданий, способа проверки -все вместе.
4. Выполнение заданий (под музыку Моцарта – она способствует умственному развитию детей, что доказано учеными):
Низкий уровень знаний – Разгадывание кроссворда (рис.1)
(Раздается каждому ученику, при проверке они обмениваются друг с другом своими работами)
По горизонтали:
1. Музыкальное произведение, написанное для солирующего инструмента с оркестром.
2. Крупное произведение, исполняемое симфоническим оркестром.
3. Эпоха XVIII века.
4. Один из разделов сонатной формы, может отсутствовать.
5. Австрийский композитор, “ отец” симфонии.
6. Культурный центр Европы XVIII века.
7. Произведение инструментального жанра, популярного в XVIII веке.
8. Одна из неотъемлемых черт, характерных для классической музыки.
9. Начальный раздел сонатной формы, может отсутствовать.
По вертикали:
1. Самое яркое направление в искусстве XVIII века.
2. Многоголосный склад музыки, в котором все голоса равны.
3. Австрийский композитор, представитель Венской классической школы.
4. Немецкий композитор, представитель Венской классической школы.
5. Склад музыки, в котором один голос главный – мелодия, а остальные второстепенные – аккомпанемент.
Рис. 1. Кроссворд
Средний уровень знаний – “ Музыкальная ромашка” (разделить учащихся этой категории на 2 подгруппы)
Задание: из данного списка слов и понятий выбрать 7, соответствующих:
(1 подгруппа) | (2 подгруппа) |
В.А.Моцарту | Й.Гайдну |
Германия | Австралия |
вальсы | симфония |
Реквием | балет |
опера | мрачная, суровая музыка |
балет | Австрия |
полифония | Рондо в турецком стиле |
Австрия | сонатная форма |
Зальцбург | почетный гражданин Вены |
менуэт | романсы |
светлая, солнечная музыка | состав симфонического оркестра |
личность человека | ученик – Бетховен |
песни | опора на фольклор Австрии |
орган | фортепиано |
Маленькая ночная серенада | фуга |
Высокий уровень знаний – вопрос-вывод:
Почему произведения Венских классиков живы до сих пор, доступны, понятны, находят путь к сердцу каждого?
5. Проверка выполнения заданий, начиная с низкого уровня (проверка всем классом).
Оценивание.
Кроссворды: 13-15 правильно отгаданных слов – “5”
10-12 – – “4”
7-9 – – “3”
Музыкальная ромашка: 7-6 правильно отгаданных слов – “5”
5-4 – – “4”
3-2 – – “3”
Вопрос-вывод: ответ по содержанию должен быть сведен к следующему: “ Произведения Венских классиков содержат и выражают общечеловеческие мысли и чувства, которые всегда всем понятны и близки: добро и зло, радость и горе, жизнь и смерть, счастье и страдание. Это позволяет им быть ВЕЧНЫМИ”.
6. Пение, вокально-хоровая работа.
– Знакомство с песней “Мы желаем счастья вам” муз. С.Намина, сл.И.Шаферана.
– Слушание песни. (Определить общее настроение, идею песни)
Песня светлая, добрая, воспевающая дружбу, счастье, верность. Это современное
звучание все тех же тем, о которых писали классики в XVIII веке.
– Разучивание песни (1 куплет и припев).
Обратить внимание на ритмический рисунок, пропевание окончаний, точное интонирование мелодии, унисонное звучание, высокую позицию при исполнении низких нот, светлое звучание верхних звуков.
– Выразительное исполнение выученного куплета и припева (песня доучивается на последующих уроках).
7. Подведение итогов урока.
Я думаю, что после такой плодотворной работы, что мы сегодня проделали, ни у кого из вас, людей будущего, не возникнет даже тени сомнения в том, на сколько важна и нужна в нашей жизни классическая музыка. Но это моя оценка. Вас я тоже попрошу оценить сегодняшний урок и свое участие в нем. На представленном нотном стане я предлагаю написать мелодию, используя разноцветные ноты, где:
красная – урок понравился, я был активен,
желтая – было неинтересно, ничего нового,
нужного,
синяя – урок не понравился, поэтому я не работал.
Какой будет эта мелодия, зависит только от вас. Помните, что оценка должна быть честной и справедливой.
После оценивания подводится итог, проигрывается получившаяся мелодия, делаются соответствующие выводы.
8. Прощание с классом.