Урок-зачет по музыке в 6-м классе по теме "Венская классическая школа"

Разделы: Музыка


Цель: определение уровня знаний учащихся по теме “Венская классическая школа”, сформированности и комплексного их применения.

Задачи: – совершенствование знаний о Венской классической школе в процессе их применения на практике (на разных уровнях);

– развитие чувства коллективизма, командности;

– развитие умения анализировать, применять свои знания на практике;

– развитие творческого мышления, воображения, речи;

– развитие вокально-хоровых навыков в процессе исполнения современной песни;

– воспитание интереса к музыкальному искусству, чувства самореализации.

Оборудование: раздаточный материал – кроссворды по теме, список терминов и понятий для задания “Ромашка”, вопрос-вывод; на доске тема зачета “Венская классическая школа”; 2 ромашки: серединка – фамилии Гайдн, Моцарт; большой кроссворд, идентичный тому, что отгадывают дети; музыка Моцарта, звучащая во время выполнения заданий; нотный стан и цветные нотки, для оценивания урока и своего места в нем (в конце урока для каждого ученика):

красная нотка – урок понравился, я был активен;
желтая – было неинтересно, я не узнал ничего нового;
синяя – урок не понравился, поэтому я не хотел работать.

Эпиграф урока:

“То, что происходит в человеке под впечатлением музыки и есть, в сущности, тайна магии музыки, которую познает и широко применяет в воспитании и культуре умудренный человек будущего”.

Ход урока

1. Вход учащихся в класс. Приветствие.

2. Объяснение цели, задач, структуры урока. Разделение на группы, согласно количеству жетонов, полученных на повторительно-обобщающем уроке (1 группа – больше всего жетонов – высокий уровень знаний, 2 группа – среднее количество – средний уровень, 3 группа – меньше всего или отсутствие жетонов – низкий уровень).

3. Объяснение правил выполнения заданий, способа проверки -все вместе.

4. Выполнение заданий (под музыку Моцарта – она способствует умственному развитию детей, что доказано учеными):

Низкий уровень знаний – Разгадывание кроссворда (рис.1)

(Раздается каждому ученику, при проверке они обмениваются друг с другом своими работами)

По горизонтали:

1. Музыкальное произведение, написанное для солирующего инструмента с оркестром.

2. Крупное произведение, исполняемое симфоническим оркестром.

3. Эпоха XVIII века.

4. Один из разделов сонатной формы, может отсутствовать.

5. Австрийский композитор, “ отец” симфонии.

6. Культурный центр Европы XVIII  века.

7. Произведение инструментального жанра, популярного в XVIII веке.

8. Одна из неотъемлемых черт, характерных для классической музыки.

9. Начальный раздел сонатной формы, может отсутствовать.

По вертикали:

1. Самое яркое направление в искусстве XVIII века.

2. Многоголосный склад музыки, в котором все голоса равны.

3. Австрийский композитор, представитель Венской классической школы.

4. Немецкий композитор, представитель Венской классической школы.

5. Склад музыки, в котором один голос главный – мелодия, а остальные второстепенные – аккомпанемент.

Рис. 1. Кроссворд

 Средний уровень знаний – “ Музыкальная ромашка” (разделить учащихся этой категории на 2 подгруппы)

Задание: из данного списка слов и понятий выбрать 7, соответствующих:

(1 подгруппа) (2 подгруппа)
В.А.Моцарту Й.Гайдну
Германия Австралия
вальсы симфония
Реквием балет
опера мрачная, суровая музыка
балет Австрия
полифония Рондо в турецком стиле
Австрия сонатная форма
Зальцбург почетный гражданин Вены
менуэт романсы
светлая, солнечная музыка состав симфонического оркестра
личность человека ученик – Бетховен
песни опора на фольклор Австрии
орган фортепиано
Маленькая ночная серенада фуга

Высокий уровень знаний – вопрос-вывод:

Почему произведения Венских классиков живы до сих пор, доступны, понятны, находят путь к сердцу каждого?

5. Проверка выполнения заданий, начиная с низкого уровня (проверка всем классом).

Оценивание.

Кроссворды: 13-15 правильно отгаданных слов – “5”

10-12 – – “4”

7-9 – – “3”

Музыкальная ромашка: 7-6 правильно отгаданных слов – “5”

5-4 – – “4”

3-2 – – “3”

Вопрос-вывод: ответ по содержанию должен быть сведен к следующему: “ Произведения Венских классиков содержат и выражают общечеловеческие мысли и чувства, которые всегда всем понятны и близки: добро и зло, радость и горе, жизнь и смерть, счастье и страдание. Это позволяет им быть ВЕЧНЫМИ”.

6. Пение, вокально-хоровая работа.

– Знакомство с песней “Мы желаем счастья вам” муз. С.Намина, сл.И.Шаферана.

– Слушание песни. (Определить общее настроение, идею песни)

Песня светлая, добрая, воспевающая дружбу, счастье, верность. Это современное

звучание все тех же тем, о которых писали классики в XVIII веке.

– Разучивание песни (1 куплет и припев).

Обратить внимание на ритмический рисунок, пропевание окончаний, точное интонирование мелодии, унисонное звучание, высокую позицию при исполнении низких нот, светлое звучание верхних звуков.

– Выразительное исполнение выученного куплета и припева (песня доучивается на последующих уроках).

7. Подведение итогов урока.

Я думаю, что после такой плодотворной работы, что мы сегодня проделали, ни у кого из вас, людей будущего, не возникнет даже тени сомнения в том, на сколько важна и нужна в нашей жизни классическая музыка. Но это моя оценка. Вас я тоже попрошу оценить сегодняшний урок и свое участие в нем. На представленном нотном стане я предлагаю написать мелодию, используя разноцветные ноты, где:

красная – урок понравился, я был активен,
желтая – было неинтересно, ничего нового, нужного,
синяя – урок не понравился, поэтому я не работал.

Какой будет эта мелодия, зависит только от вас. Помните, что оценка должна быть честной и справедливой.

После оценивания подводится итог, проигрывается получившаяся мелодия, делаются соответствующие выводы.

8. Прощание с классом.