Информатика и икт – предмет, востребованный во всех видах профессиональной деятельности и различных траекториях продолжения обучения. Подготовка по этому предмету на профильном уровне наряду с фундаментальными науками и общекультурной подготовкой, обеспечивает выпускнику более широкие возможности в профессиональном самоопределении.
В соответствии с концепцией профильного образования, основная цель обучения школьников информатике связана с развитием информационной компетентности.
Профильная информатика — это уверенное владение учащимися всеми навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности. При этом акцент делается на сформированность познавательных, этических и технических навыков в работе с информацией.
Результатом обучения гимназиста по предмету на профильном уровне мы видим следующие критерии:
– умение квалифицированно и осознано
использовать икт,
– умение формировать модели информационной
деятельности,
– развитие алгоритмического мышления,
– воспитание культуры проектной деятельности, в
том числе коллективной,
– приобретение опыта в поиске и оценке
информации, используя мультимедийные ресурсы.
Социальный заказ ориентирован на разноуровневую подготовку по информатике – рядовой пользователь и пользователь, владеющий специфичными программами и языками программирования. Да и сами учащиеся на момент начала курса имеют разный уровень владения информационными технологиями. Возникает необходимость нового подхода к обучению: деления на группы с разным уровнем преподавания информатики (разный охват содержания учебного материала и глубину изложения): базовый и продвинутый, т.е. предпрофильный.
Программа курса информатики и информационных технологий (базовый уровень) рассчитана на освоение стандарта по информатике. Малое количество часов и разная скорость усвоения не позволяют уделять должное внимание практической части и проектной работе, что является эффективным способом продвижения учащихся в плане развития информационной компетентности. Программа, составленная для группы продвинутого уровня, ориентирована на учащихся, имеющих хорошие навыки владения информационными технологиями и знания об архитектуре ПК. Поэтому большое внимание в ней уделяется формированию у учащихся практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий, а также алгоритмического мышления.
Базовый |
Продвинутый |
Теория + практика 1 уровня сложности: обязательные задания, знакомящие учащихся с минимальным набором необходимых технологических приемов по созданию информационных объектов. | Теория – углубление в
содержание предмета Практика – более высокий уровень сложности заданий: создание проектов, решение задач по тестовым технологиям. |
Практические работы каждого раздела методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Также возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в школьном компьютерном классе или дома. Работы Компьютерного практикума могут выполняться, как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.
Результатом учебной деятельности восьмиклассников будет выполнение мини-проектов по следующим направлениям: «Создание информационного буклета», «Создание рекламного продукта», «Создание учебного пособия по информатике».
Ниже приведен фрагмент раздела программы по информатике и ИКТ в 8-х классах
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ |
ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ |
||
3. ТЕКСТОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ 1. Тексты в
компьютерной памяти: кодирование символов,
текстовые файлы. |
10ч 3/7 |
3. ТЕКСТОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ 1. Тексты в
компьютерной памяти: кодирование символов,
текстовые файлы. |
10ч 2/8 |
Результат обучения группы продвинутого уровня:
- Ученик, подготовленный к продолжению обучения на профильном уровне в старшей ступени школы, и далее к выбору профессии, связанной с ИКТ.
- Интерес к предмету
- Грамотное и осознанное использование ИКТ в учебной деятельности.
Ученикам восьмого класса, как правило, сложно решить вопрос о направлении своего дальнейшего обучения. Именно на предпрофильном этапе их надо ознакомить с разными сферами деятельности человека, дать возможность попробовать свои силы в разных направлениях. Задачи учителя информатики на этом этапе я вижу следующие: создать условия для того, чтобы каждый ученик мог испытать свои возможности, понять, как их можно расширить, владея современными технологиями, найти свой угол зрения на предмет. Создать условия для обеспечения социальной успешности ученика – главная цель обучения. Ведь «Качественное образование для успешной жизни в обществе без границ» – девиз нашей гимназии.