Место проведения: школьный краеведческий музей.
Цели и задачи урока:
- Познакомить с основными типами поселений, основными занятиями, бытом крестьян.
- Познакомить с особенностями деревенской национальной культуры: убранством жилища, обрядами, кухней, костюмом.
- Развивать у учащихся творческое начало, чувство патриотизма и интерес к этнографии.
1этап – учащимся предлагаются темы, по которым они готовят краткое яркое выступление в форме доклада и необходимое оформление.
Темы докладов:
- «История села Живайкино»;
- «Жилище крестьянина: устройство, убранство»;
- «Жизнь и быт крестьянина»;
- «Традиции и обряды села»;
- «Традиционный костюм»;
- «Национальная кухня»;
- «Деревня в живописи и литературе».
2 этап –учащиеся рисуют рисунки деревни, костюмов, предметов быта и т.д., подбирают стихотворения о деревне.
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя: Добрый
день дорогие ребята и уважаемые гости нашего
мероприятия! (Приложение 1)
Красива наша родина – многонациональная Россия.
Каждый народ, живущий в ней, имеет свои
национальные черты, неповторим и самобытен. Это
огромная многонациональная страна – наш дом. Он
крепок не только своими стенами, но и дружбой
людей, в нём живущих, братскими отношениями между
ними. Барышский район лишь – частичка России,
здесь проживают более ста народов и
национальностей.
Самая многонациональная этническая группа
населения Барышского района, составляющая 69%
всех жителей – это русские. Проживают
русские по всей территории района.
Одна из основных этнических групп – это татары.
Они составляют 16 % населения. Проживают наиболее
компактно в р.п. Старотимошкино, с. Калда.
Чуваши в Барышском районе составляют 9 %
населения. Проживают в селах Чувашская Решётка,
Заводская Решётка, Алинкино, Степановка.
Мордва же составляют 4% населения. Живут
они, в основном, в с.Живайкино, Кудажлейка и
Киселёвка.
Мы же будем говорить о трёх национальностях,
которые проживают на территории нашего
Живайкинского поселения.
Вопрос: Назовите села, входящие в состав нашего поселения?
Ответ: Живайкино, Кармалейка, Воскресенка, Кудажлейка, Осока, Сорокино, Киселёвка, Загарино, п.Приозёрный, Ананьино.
– Молодцы! Итак, тема сегодняшнего мероприятия:
«Деревня: жизнь, быт, традиции».
– Ребята, посмотрите на тему нашего мероприятия
и скажите, чем мы будем с вами заниматься?
– Каковы наши цели?
Ответы:
– Познакомимся с основными типами поселений,
основными занятиями, бытом крестьян, их
приспособленностью к природным условиям.
– Познакомимся с особенностями деревенской национальной культуры: убранством жилища, обрядами, кухней, костюмом.
1. История с. Живайкино – рассказывает учитель
Учитель: Я думаю, что вы любите слушать
сказки!
«Задумчиво едет по «казачьей дороге» долиной
реки Сызранки Балко Петаев со товарищами –
Соросько Качюшовым и чувашином Ихтеряковым.
Внимательно оглядывают местность. Спокойно
пробивается среди зарослей ивняка и ольхи чистая
Сызранка, обильная рыбой и дичью, широкая полса
лугов с густым разнотравьем и дикими пчёлами.
Иногда они подступают почти вплотную к реке, а
кое-где луга и поляны оттесняют его на целую
версту. Балко Петаеву понравилась поляна между
впадающими в р.Сызранку, маленькими речушками
Малой Сызранкой и Покурлейкой. Товарищи его
выбрали иные места. После им была дана челобитная
о выделении, им за службу, земель в «диком поле» (расшифровка
из ревизских сказок (фотокопий) на
старославянском языке).
Они и основали в 1682 году поселение Малые
Сызранские Вершины (по названию речки, что делит
наше село пополам). Почти одновременно
основались деревни Сорокино, Кудажлейка и
Большие Сызранские Вершины (ныне село
Кармалейка). Название сёл несколько раз менялось.
Кармалейка – переводится как «начало реки»
– т.к. исток реки Сызранки и есть в с. Кармалейка.
Живайкино в переводе с мордовского «Живай веле»
– живое село, на перекрёстке дорог шла торговля,
куда собирались жители окрестных сёл.
2. Жилище крестьянина: устройство, убранство в русской избе
Учитель: Планировка деревни
складывалась постепенно под влиянием
географических и социально-экономических
факторов. Различают кучевую, рядовую, уличную и
квартально-уличную планировку деревень.
Центральную ось деревни, как правило, являлась
транспортная магистраль: река тракт. Кроме
деревень на Руси были сёла – средоточие власти,
торговли и религии. Менее всего были
распространены хутора (починки), так как русские
привыкли жить общинами.
В деревне "все бревенчато, досчато, гнуто"
почему так говорили? Правильно, всё начинается с
дерева.
Деревня начинается с крестьянского дома, где
"красный угол подобен заре, потолок –
небесному своду, а матица – Млечному Пути" (С.
Есенин). Дом состоял из жилой и хозяйственной
частей. В зависимости от количества стен дома
делились на четырехстенки, пятистенки,
шестистенки.
Жилая часть – это в основном четырехугольная
бревенчатая изба с русской печкой. Размеры жилой
части были невелики – 4 х 4 м. Русская печь
первоначально топилась по-черному, т. е. дым
выходил через окна и двери. В жилой части
располагались неотапливаемые помещения – сени и
клеть. В клети хранили запасы, а летом жили и
спали.
3. Жизнь и быт крестьянина.
Учитель: Крестьянское жилище делилось по диагонали. Центральное место в нем занимал красный угол с образами и столом.
Доклад «Красный угол»
По диагонали от печи в избе находился красный
угол.
Это было святое место – в нём помещались иконы.
В красном углу совершались моленья ежедневные, с
которых начиналось любое важное дело.
Красный угол – самое почётное место в доме,
человек, пришедший в избу, мог пройти туда только
по особому приглашению хозяев.
Во время уборки урожая первый и последний сжатый
сноп торжественно несли с поля в дом и
устанавливали в красном углу. Сохранение первых
и последних колосьев урожая, наделенных, по
народным представлениям, магической силой,
сулило благополучие дому, всему хозяйству.
Красный угол старались держать в чистоте и
нарядно украшали. Название «красный» означает
«красивый», «хороший» и «светлый».
В красном углу находился и стол. Все значимые
события семейной жизни отмечались в красном
углу, вдоль стола стояли лавки и скамьи.
Учитель: На почетной лавке сажали
большаков (родителей), гостей, а на свадьбу –
молодых.
У входа стояла лавка – для приходящих и нищих,
рядом – мужская, для работы.
Большое место в доме играла печь.
Доклад «Печь»
Печь играла в доме главную роль. Появилась даже
поговорка «плясать от печки», то есть начать с
главного.
Печь использовали для отопления помещения,
приготовления пищи людям и животным. На печи
спали, хранили вещи, сушили зерно, лук, чеснок,
грибы, фрукты…
Зимой около неё держали птицу и молодых животных.
В печке даже мылись.
Если заболевал ребёнок, то одним из наиболее
эффективных способов лечения считали парение в
печи. Совершали обряд «перепекание» младенца:
Ребёнка на время засовывали в протопленную, но
достаточно остывшую уже печь на лопате, подобно
тому, как в сказке это делала Баба – Яга с
Иванушкой.
В заключение свадебного пира в печь бросали
пустой горшок, говоря: «Сколько черепья –
столько вам и деток»
Учитель: За печью находился чулан, или
бабий кут, здесь на полках хранилась глиняная,
плетеная, деревянная и реже стеклянная посуда
(крупники, чугунки, горшки, миски). Здесь женщины
стряпали и ели. У окна, близ стола, на зиму ставили
ткацкий стан.
Мебели почти не было – лавки и сундуки. На стенах
висели полки. На них ставили наиболее дорогие
вещи: ларцы, прялки, красивые горшки. Перегородок
вдоме не было. На пол стелили половики, сотканные
из толстых нитей, на окна вешали полотенца. Спали
взрослые на полу, дети – на полатях, старики – па
печи. В середине XIX в. печи стали иметь дымоходы, а
в конце XIX в. единое пространство дома стало
делиться переборками (разборными дощатыми
стенами) на отдельные комнаты.
Учитель: Наши деды и прабабушки сумели
через столетия пронести особенности нашей
славянской и русской культуры, языческие и
религиозные праздники, традиции.
Без традиций и национальной культуры нет ни
одного народа! Давайте посмотрим, как они
отразились на костюме, обрядах, кухне. Так как
наше село многонациональное, мы и будем говорить
о русских, чувашах и мордвах.
4. Традиционный костюм
Учитель: В основе костюмов, обрядов,
праздников лежали мифологические представления
древности, тесно переплетенные с православными
традициями.
Доклад: «Одежда русского населения
Симбирского Поволжья»
Мужской костюм русского населения составляли
нательная рубаха – косоворотка из
посконного полотна, узкие холщовые или бумажные,
большей частью полосатые штаны – порты. Шились
они не широкие, суженные к низу, до щиколотки,
завязывались на талии шнуром – гашником. Из
верхней мужской одежды широко были
распространены стёганные поддёвки, кафтаны,
зипуны, армяки, тулупы, шубы, шубняки, чапаны.
В комплекс женской одежды до середины 19 века
входили: рубаха, косой распашной сарафан «на
мышках»(лямках) длиною до щиколоток. Сарафаны
шили из гладких синих и красных тканей. Их
украшали узорными лентами и нарядными
пуговицами. В западных районах (Инзенском)
возможно бытование понёвы – клетчатой
шерстяной юбки. В качестве праздничной одежды
зажиточных крестьян в отдельных сёлах края
употреблялись душегрейки, епанчи. С
середины 19 века широкое распространение
получает прямой «Московский» сарафан на
«мышках», передник(фартук, запон).
Головные уборы ярко отражали возрастные,
социальные и экономические различия. Старинные
женские головные уборы(кокошник, кичка, сорока) к
началу 20 века вышли из употребления. Женщины
носили волосник(повойник, сборник), платки,
шерстяные и праздничные шелковые шали. Из
мужских головных уборов наиболее употребляемыми
были барашковые шапки, катанные из шерсти
«грешневики», малахаи, картузы.
Основной обувью в русской деревне, особенно для
беднейшей её части, были лапти («русские»
–косого плетения). Под лапти обвёртывали ноги
парой онучей. Распространены были ступни, поршни,
кожаные сапоги «в гармошку», ботинки с резинками,
«писанные »валенки и др.
Женский костюм дополнялся украшениями.
Доклад: «Костюм мордвы – эрзи Ульяновской области»
Основной нательной одеждой женщин, независимо
от возраста, имущественного и социального
положения, была рубаха туникообразного покроя.
Праздничные рубахи шили из тонкого, хорошо
отбеленного льняного или посконного холста,
будничные – из более грубого.
Эрзянская рубаха – панар украшалась
вышивкой и тесьмой. Расположение их было весьма
устойчивым и определялось давней традицией. Они
окаймляли ворот, рукава, низ платья, продольные
полосы шли по спине и груди.
Поясным украшением эрзянок являются набедренники.
Первый раз его одевали в 13-14 лет и носили до
глубокой старости.
Спереди надевался передник – икельга патя –
прямоугольный кусок холста, украшенный вышивкой,
бусами, кистями, лентами, бисером, полосками
узорного тканья.
Сзади надевался пулокаркс. Лицевая сторона
пулокаркса украшалась вышивкой, рядами бус,
бисера, плоских пуговиц, иногда ракушек, а по низу
шла бахрома их разноцветной шерсти. По боковым
сторонам прикреплялись кисти из крученных нитей,
бисера, шерстяных ниток.
Женский головной убор – сорока шилась обычно из
холста, лицевая сторона обтягивалась кумачём или
белой фабричной тканью.
Сорока состояла из трёх частей: очелья – сорока
коня, крыльев – селмот, которые
служили одновременно завязками, и заднего
полотнища – сорока пуло. Головной убор
украшался вышивкой, блёстками, бисером, медными
цепочками, монетками, мишурой. Сорока бытовала на
всей территории расселения мордвы – эрзи.
Эрзянки очень любили украшения, одним из видов
украшения являлись бусы – ожнат. Иногда
бусы состояли из одной нитки, но чаще имели вид
ожерелья – из 3-х и даже 5-ти ниток. Ожерелье
изготовлялись также из бус, монет, раковин и
цепочек.
По свидетельству исследователей, ещё в первой
четверти 20 века самой традиционной обувью были
лапти – карть. Кожаная обувь надевалась
лишь в праздники. Наиболее нарядными считались
лапти с хвостом которые плели из очищенного лыка
на более красивой колодке. Под лапти обвёртывали
ного парой онуч, нижний алга
прокстат из грубого посконного холста, и
верхний верьга прокстат из холста
хорошо отбеленного. Верхняя онуча делалась очень
длинной до 3-х аршин (около 2,5 метра), ею аккуратно
обматывали ноги почти до колен, закрепляя
крест-накрест оборками, длинными верёвками из
конопли.
Доклад «Чувашская народная одежда жителей Ульяновской области»
Костюмы чувашей и их орнаментация различались по трём этнографическим группам. В Ульяновской области в основном жили низовые чуваши – анатри. Наиболее компактно проживают в Цильнинском, Павловском, Новомалыклинском, Мелекесском, Барышском и др. районах.
Мужской традиционный чувашский костюм 19 века
состоял из туникообразной холщовой рубахи и
штанов. Праздничные рубахи украшались
вышивкой ( являлась знаком родовой
принадлежности, предохраняла от злых духов).
Верхняя одежда была из домотканого сукна(кафтан,
армяк), из овчины ( тулуп, шуба). Головной убор –
барашковая шапка, войлочная шляпа.
В комплекс женского костюма входили: холщовая
рубаха или платье из кейряди с волнами, а
также нагрудник( носили под разрезом
рубахи), передник или фартук. Женские
рубахи отличались богатой орнаментацией
нагрудной части. Её украшали узоры «сунтах» и
«кескё».Розетки «кескё» состояли из наложенных
друг на друга спицеобразных фигур. Узоры
«сунтах»имели форму ромба. Эти орнаменты
являлисьсимволами светил, небесного огня,
небосвода, гор и дерева жизни.
Орнаментация женского костюма подчинялась общей
композиции. Подол, по сравнению с другими частями
рубашки вышивался более скромно. Природный дар и
умение чувашских народных мастериц широко
раскрылись в украшении набедренников – яркач.
Носили их как в праздничные дни, как и в
будни. Длинная бахрома, коричневого или синего
цвета, обогащала яркач, а при движении, играя на
белом фоне рубахи, оживляла весь костюм женщины.
Женские головные уборы масмак носили
женщины Симбирской губернии. Они были широкие с
трапециевидной композицией узора на белом
холсте.
Богатством вышивки и разнообразием орнамента
отличалась мужская одежда.
Одной из самых интересных принадлежностей
мужской одежды являлся шупар – халат из
домотканого белого холста.
Для украшения головных уборов мастерицы
выбирали монеты не только по их размерам, но и по
звучанию. Монеты пришивали к остову,
прикреплялись плотно, а свисающие с кроль –
свободно, и между ними оставлялись промежутки,
чтоб во время танцев и хороводов они издавали
мелодичные звуки. Своеобразной формой
отличаются женские головные уборы хушпу. Они
были двух видов – конусообразные, и шлемовидные,
имеют хвост – деталь спускающую на спину. Двух
видов бывают девичьи головные уборы: тухья –
островерхие и без острия, наспинной части у них
нет.
Традиционной обувью были лапти.
5. Традиции села
Учитель: В деревне праздники
справлялись как языческие, так и христианские.
Примеры языческих праздников – проводы весны,
масленица. На масленицу крестьяне, по словам
церковных историков, безумствовали: мужчины
одевали личины (маски) и соответствующие им
костюмы, а женщины переодевались в мужские
костюмы. Всю масленицу пекли блины. Этот праздник
сопровождался играми, борьбой и кулачными боями.
В конце праздника сжигали чучело из соломы и
мылись в бане.
Христианские праздники – Рождество, Пасха,
святки. В праздники крестьянин не работал.
Наиболее почитались святки, где переплелись
языческие обряды (гадания, игры, наряды) и
христианские учения. Много праздников было
связано на Руси с сельскохозяйственными
сезонами: опашка (в этот день варят всей деревней
пиво и распределяют его по домам), Ильин день
(после него начиналась жатва), первый Спас –
медовый (вырезали соты из ульев) и т.д.
Земледельческие праздники составляли отрадную
пору отдыха после обременительного труда. Каждая
деревня имела своего небесного покровителя, и
праздник в его честь справлялся особо пышно, в
гости приглашались родственники из других
деревень.
Для каждой части обряда были характерны
определенные люди, действия, песни. На них родня
не должна была скупиться, поэтому каждый обряд
сопровождался обильным угощением.
Исполнение песни – «Весну звали».
Из обрядов в нашем селе хорошо сохранились свадьба. К ней готовились заранее. К свадьбе девушки готовили приданое: шили, пряли, вышивали. Справлялась она три дня. Обычно ее играли поздней осенью, после сбора урожая.
6. Национальная кухня
Представляются национальные блюда.
Доклад « Русская кухня»
Режим питания русских людей складывался под влиянием самых разных факторов – экономических, природных, религиозных. В формировании ритуала еды играло бережное отношение к еде, поскольку урожай давался нелегко. Наши предки экономно относились к ней, и большое значение имели ограничения, связанные с религиозными воззрениями, а также с различными хозяйственными и гигиеническими соображениями. Крестьяне перекусывали в рабочий день 4-5 раз. Приготовлением пищи занималась мать семейства, она же определяла расход продуктов, ей помогала невестка. Время обеда и ужина строго соблюдалось. Жидкие горячие блюда ставились в большой миске в центр стола. Гущу похлебки и мясо можно было зачерпывать только после главы семейства. Главным первым блюдом были кислые щи, летом готовили окрошки из кваса с овощами. Важными составляющими питательного рациона были хлеб из кислого теста, мучные и овощные блюда, любимым печеным изделием – пироги с разнообразной начинкой, блины, оладьи. Основу второго блюда составляли каши, пареные овощи и горох. Использовались молочные продукты. Блюда из мяса были редки, чаще из рыбы. Распространенные напитки: квас, чай, настойки, брага. Кисели из ягод были очень густыми, готовились как десерт. Чаще кисель варили из молока, гороха и ставили как второе блюдо.
Доклад «Мордовская кухня»
Традиционная пища состояла в основном из
продуктов земледелия: кислый хлеб (кши); пироги с
различной начинкой, чаще с кашей; блины из
пшеничной, пшённой, гороховой муки, лапша, салма
(кусочки теста в форме шариков, сваренные в воде).
Мясные блюда, жареное мясо и ливер с приправами –
селянка ,были в основном праздничными и
обрядовыми. Напитки – пуре (из мёда), брага (поза),
квас
Во многих хозяйствах выращивали капусту, огурцы,
картофель, чеснок, морковь, свеклу, репу, редиску,
тыкву. Летом и осенью большинство овощей
употреблялось в свежем виде. На зиму капуста
заквашивалась в больших кадушках, и ее обычно
хватало до нового урожая. Со многими блюдами
использовался огуречный рассол. Свекла и тыква
употреблялись в пареном виде и зачастую заменяли
сахар. Морковь давали детям обычно в сыром виде.
Из картофеля, капусты, щавеля варились щи капста
лям . Из пшена с добавлением небольшого
количества картофеля готовили супы вецаям.
Доклад «Чувашская кухня»
Традиционная кухня в основном состоит из
продуктов растительного происхождения. Широко
употреблялись каши (пата), толокно (тинкеле),
мучные кисели (кесел, нимер), супы (яшка, шурпе) на
рыбном или мясном бульоне с приправами из крупы,
овощей и зелени. Популярными среди чувашей были
похлебка с клецками (салма яшки, самах яшки),
колбаса из овечьего желудка, начиненного мясом и
салом (шарттан), вареная колбаса с начинкой из
крупы, рубленого мяса или животной крови
(тултармаш). Молочные продукты употреблялись в
виде цельного (сет) и кислого молока (турах),
пахтанья (уйран), творожного сыра (чакат).
Разнообразной была выпечка: хлеб, обычно из
ржаной муки (сакар), пироги (кукаль, хуплу),
лепешки (пашалу, юсман, суху, икерче, хапарту),
ватрушки с картофельной или творожной начинкой
(пуремеч), колобки (йава). Излюбленные напитки –
пиво из ячменного или ржаного солода (сара),
медовка (пыл, карчама).
– А сейчас мы с вами узнаем, как поэты и
художники воспевали деревню.
7. Деревня в живописи и литературе
Учитель: Аркадий Александрович
Пластов (наш земляк) родился в 1893 году, прожил
большую часть жизни и умер в своей родной деревне
Прислонихе Симбирской губернии (сегодня деревня
относится к Карсунскому району Ульяновской
области, Приволжский федеральный округ). Его дед
был сельским архитектором, занимался иконописью.
Мальчиком Пластов был отдан в духовное училище,
затем он перешел в семинарию. Здесь на уроках
рисования и выявились впервые его
художественные способности.
В 1912–1914 годах Пластов учился в Строгановском
училище в Москве у Ф. Ф. Федоровского. В 1914–1917
годах – занимался на скульптурном отделении
Московского училища живописи, ваяния и зодчества
у С. М. Волнухина.
Пластов рано выучился разным крестьянским
профессиям – он плотничал, был неутомимым косцом
и пахарем, хорошо знал местные нравы, обычаи,
привычки деревенского люда. Произведения
Пластова отличаются стремлением к безыскусности
и простоте. В них всегда чувствуется большой
живописный талант художника. Творчество
Пластова посвящено, главным образом,
крестьянской теме. Одна из особенностей
искусства Пластова – умение сохранить в картине
непосредственное впечатление от натуры. «Есть
правда этюдная, и есть правда этюда в картине», –
считал художник. «Правда этюда в картине»
выражалась, прежде всего, в умении мастера
сохранить в законченном произведении живое,
по-человечески теплое, личностное отношение к
тому, что он писал.
Великая Октябрьская социалистическая революция
застала Пластова на третьем курсе.
Развернувшиеся события отодвинули учебные
заботы. Начинающий художник вернулся в родную
Прислониху. Как самый грамотный из односельчан,
он сразу был избран в сельсовет, в комитет
бедноты, участвовал в организации помощи
голодающим. Пластов получил земельный надел и до
1925 года крестьянствовал, делая одновременно
впрок этюды, эскизы, мечтая о цикле картин на темы
деревенской жизни.
Интересны и иллюстрации Пластова к
произведениям русских поэтов и прозаиков. Они
очень близки по мировосприятию его картинам.
Выставка работ учащихся
Учащиеся читают стихотворения о деревне.
Учитель: В деревне остались маленькие
островки нашей национальной культуры.
Духовный мир крестьянина обогащался восприятием
природы. Все было тесно переплетено с его
хозяйством и являлось частью крестьянской
культуры. Нравственной основой были
добросовестность, трудолюбие и любовь к семье, в
которой проводилось трудовое и нравственное
воспитание.
В семье воспитывались уважение друг к другу,
взаимопомощь.
Так давайте не забывать этих традиций.