Цели урока:
- увидеть войну глазами писателей-фронтовиков;
- познакомить с лирикой военных лет;
- воспитывать интерес к историческому прошлому русского народа;
- развивать монологическую речь.
Оформление урока:
- тексты художественных произведений:
- Г.Я.Бакланов «Навеки девятнадцатилетние»;
- А.Ахматова «Постучи кулачком, я открою»;
- А.Твардовский «Василий Теркин»;
- репродукция картины художника Ю.Непринцева «Отдых после боя»;
- выставка книг о войне.
Эпиграф к уроку:
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.А.Твардовский
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Основное содержание урока
Вступительное слово учителя. Была
война… Великая Отечественная война закончилась
победой советских войск 65 лет назад. Мы живем
счастливой, мирной жизнью. Не гудят над нами
военные самолеты.
О чем хочет предупредить нас в своем
стихотворении (эпиграф) А.Твардовский? Почему мы
не имеем права забывать войну? История учит
помнить прошлое, чтобы выбрать правильную дорогу
в настоящем и будущем. Задуматься над этим нам
поможет художественная литература.
Обратимся к творчеству Григория Яковлевича
Бакланова (1923 г.)
1. Окопная правда
Ученик: Григорий Яковлевич Бакланов –
писатель-фронтовик, ушедший на фронт со школьной
скамьи. Прошел путь от рядового до офицера. Это
позволило ему познать тяжелый труд простого
солдата на фронте. Каждый час жизни солдата можно
считать подвигом.
Бакланов Г.Я. начал писать в 50-х годах. В центре
его повестей – рядовой солдат, герой военных
будней.
В 1979 году он написал повесть «Навеки –
девятнадцатилетние». Ему был задан вопрос
журналистами: «Как долго военная тема будет его
волновать?» Писатель ответил: «Пока живу на
свете». Как глубоко в душу вошла война.
Григорий Яковлевич никогда не приукрашивал
фронтовую действительность. Писал лишь о том,
чему сам был свидетелем, что видел из окопа.
Учитель. Окопная правда – место действия – окоп, блиндаж. Узкий взгляд. Война показана обыденно, и одновременно ужасная. Война изображена с близкого расстояния. Есть рядовые и офицеры, яркое неприятие смерти (взрывы, осколки…)
Натуральное видение войны: чтение отрывков из повести Бакланов Г.Я. «Навеки – девятнадцатилетние» на стр. 295, 296 учебника по литературе 8 кл.
О бессмысленности смерти – отрывок на стр. 298.
Ученик. Мы видим, что герой осознает, что люди – это не винтики, а личности, которые свободны.
Учитель. БАТАЛЬНЫЕ СЦЕНЫ – их в повести немного, а те, что есть там, написаны со множеством содержательных подробностей (широкая панорама битв, штаб корпуса, ставка Главнокомандующего) – это МАСШТАБНАЯ ПРАВДА.
Чтение отрывков, которые вызывают у читателей чувство боли и сострадания за «навечно 19-летних», не пришедших с поля боя (по выбору учащихся.)
Именно эти девятнадцатилетние ребята навеки успокоились в многочисленных братских могилах, разбросанных по Европе, в засыпанных взрывами воронках, обрушенных траншеях.
Ученик. СТАТИСТИКА: рожденных в 1922-23 годах вернулось с войны лишь трое на сотню.
Ответы на вопросы по тексту:
– В каком году происходят события, описываемые
в повести? (1945 г. И победа близка, но люди
гибнут.)
– Какое время года изображено в повести? (Зима.
В годы войны, рассказывали, зимы были страшно
суровыми. Много снега, 40-градусные морозы, даже
земля трескалась.)
Вывод: русская природа тоже встала на защиту ЗЕМЛИ РУССКОЙ!!!
– Если человек родился, то для чего? (Чтобы быть счастливым, а счастье, по-нашему, это здоровье, любовь, семейное благополучие, дети, любимая работа, спокойная старость.)
Учитель. А война все разрушила. Это
страшное слово ВОЙНА. Это всегда горе, смерть,
разрушение, голод, болезни… Войну нельзя
оправдать. Старые и молодые шли на войну – на
верную гибель. Почему?
Наш народ встал на защиту своего Отечества! Для
советских людей война была Отечественная,
священная.
А может быть, это тоже СЧАСТЬЕ – отдать свою
жизнь за свободу своего народа!
Учитель. Не могу не прочитать вам отрывок из повести чувашского писателя Юрия Скворцова «Угах хуране». По-русски, говорят, звучит не так, как по-чувашски. Но все-таки послушайте, какое благословение будущим поколениям передает автор:
«Эй, оставшиеся после нас.
Мы, не познав радостей жизни,
Оставим эту радость вам.
Мы мерзли, чтобы вам было тепло.
Мы расстались с любимыми,
Чтобы вы обрели семейное счастье.
Будьте счастливы вы».
2. О тех, кто не участвовал
Учитель. Нам понятна становится мысль,
что на войне погибают люди – солдаты, медсестры…
Но от нее страдают и другие, которые не имеют
отношение к битвам, сражениям.
Кто это? Да. Это дети, женщины, старики. Эта же
повесть Ю. Скворцова о чувашской девушке, которая
все силы, здоровье отдала, работая для победы у
себя в деревне. Она заболела и умерла в 19 лет.
И дети оставались сиротами.
Русская поэтесса Анна Ахматова не осталась к
этому равнодушна.
Ученик. В годы войны А. Ахматова была эвакуирована из осажденного Ленинграда в Ташкент. Ее волновала судьба ребенка в блокадном городе. Одно стихотворение написано под впечатлением страшного известия о смерти от голода одного из детей ее соседки по ленинградской квартире.
Ученик. Выразительное чтение стихотворения А.Ахматовой «ПОСТУЧИ КУЛАЧКОМ, Я ОТКРОЮ» 23 апреля 1942 год.
Учитель. Какую смысловую нагрузку несет обращение «Питерские сироты, Детоньки мои!»
Ученик. Ахматова считает питерских детей своими, вместе с ними переживает все тяготы, боль и смерть. Почему же должны страдать дети?
Учитель. Как удалось поэту передать горе, страдания, которые принесла человеку война?
Ученик. Их горе – ее горе. Смерть –
могила. Бомбежка и детский голосок. Совершенно
несовместимые слова. Становится страшно от этих
слов.
2-я половина стихотворения: Ахматова не верит в
смерть ребенка, хочет видеть его живым и говорит,
обращаясь к нему, как с живым. Она хочет очистить
ребенка от крови, как бы пытается уберечь его от
смерти.
Вывод: О ТЕХ, КТО НЕ УЧАСТВУЕТ – это целый круг проблем, связанных с теми, кто не участвует в конфликте (война), и тем не менее может стать его жертвой. Мы начинаем понимать, что представляют собой последствия вооруженного конфликта для мирных людей.
3. А.Твардовский о войне
Учитель. Мы сегодня говорили об
окопной правде, о солдатах, о жертвах войны. Какое
это было тяжелое время для всех.
Поэт Виктор Коротков писал:
Тебе вот слушать тяжело,
А мы все это пережили.
Как в таких условиях советские люди упорно верили в победу и верно шли к ней. Сердце русского солдата не ожесточилось. Остались в душе и любовь, и юмор, и смекалка. Что-то должно было подпитывать силы бойца.
Ученик. И вот таким источником силы
было творчество А.Т.Твардовского. Замечательный
поэт и общественный деятель. С первых дней войны
он работал корреспондентом во фронтовых газетах.
Писал очерки, стихи, фельетоны, лозунги, песни,
заметки.
В годы войны он пишет известную поэму «Василий
Теркин».
Ученик. Вначале образ Василия Теркина
был фельетонный, совершающий необычные подвиги.
Но потом поэт ставит перед собой задачу создать
правдивый образ бойца, показать его
мужественным, героическим и СКРОМНЫМ.
Василий Теркин – самый обыкновенный парень, один
из многих простых людей, рядовой солдат. У него
есть особый дар – неиссякаемый юмор, умение
поддержать, подбодрить бойцов в самые тяжелые
минуты.
Ученик. Выразительное чтение отрывка из поэмы «Василий Теркин»
Смерть есть смерть.
Ее прихода…
Учитель. Как герой относится к смерти? Он шутит и смеется. А смысл гораздо глубже: по мнению автора, человек должен умереть тогда, когда придет его время, а не на войне от вражеской пули.
Поверье. Вы, наверное, не раз видели,
что на похоронах солдата стреляют в воздух.
Почему? Существует поверье, что вместе с
вражеской пулей, от которой погибает солдат, в
него вселяется нечистый, вражий дух (дух врага).
И чтобы изгнать его, стреляют в воздух. И залпом
из ружей пугают вражий дух и изгоняют из тела и
могилы солдата. Таким образом, очищают душу
погибшего.
4. Работа над картиной Ю.М.Непринцева «Отдых после боя»
Учитель. В послевоенные годы было
создано много картин, запечатлевающих героизм
солдат в повседневной боевой обстановке. Солдаты
в условиях тяжелого ратного труда сохранили
оптимизм и склонность к веселой озорной шутке.
Зимой 1942 года в прифронтовой землянке, еле
освещенной самодельным светильником, художник
Юрий Михайлович Непринцев познакомился с поэмой
А.Твардовского «Василий Теркин».
Представим такую картину: один из бойцов читал
поэму вслух, и Непринцев видел, как светлели
сосредоточенные лица солдат, как, забыв об
усталости, смеялись они, восхищались любимым
литературным героем, в образе которого поэт
выразил все лучшее, чистое и светлое, что присуще
советским людям.
Теркин – весельчак и балагур, умеющий в трудную
минуту поднять настроение товарищей, подбодрить
их шуткой, острым словом. Он и в бою проявляет
находчивость и мужество. Таких живых Теркиных на
дорогах войны можно было встретить повсюду.
Плененный этим чудесным, глубоко правдивым
образом, Непринцев долгие годы не мог с ним
расстаться. Художник хотел изобразить воинов
Советской Армии не в момент совершения
каких-либо героических поступков, показать их не
в дыму сражения, когда все душевные и физические
силы человека напряжены до предела, но и в
простой обстановке, в минуты краткого отдыха.
Так в 1951 году рождается картина «ОТДЫХ ПОСЛЕ БОЯ»
(1955 год, ГТГ)
Художник хотел, чтобы зритель полюбил его героев,
почувствовал их живыми и близкими людьми. Он дал
коллективный портрет советских людей, солдат
великой армии – освободительницы.
«Подлинный герой моей картины – это русский
народ», – говорил Ю.М.Непринцев.
Каждый образ в картине – это часть коллективной
биографии. Перед нами проходит ряд ярких
индивидуальных характеров.
В чем сила полотна:
– верность жизненной правде;
– в простоте;
– в достоверности изображения.
Рассмотрим картину.
Вопрос: Как определяется композиционный центр картины?
Ответ: Одного героя рисуют крупнее.
Кто-то ближе к зрителю.
Герой может быть в необычном положении.
Герой отделен от других свободным пространством.
Героя выделяют цветом.
Вопрос: Почему художник не воспользовался этими средствами? Кто герой картины?
Ответ: Художник дал коллективный портрет советского бойца.
Вопрос: Взгляните на лица. Если это отдых после боя, то какой был бой?
Ответ: Наверное, бой был удачный, может быть, никого не убило, или мало потерь, что бывает крайне редко.
Вывод: Каждый из вас может выбрать
своего героя этой картины. Может быть тот,
который в центре. Все на него смотрят. У такого
веселого человека всегда есть в запасе шутка,
анекдот, веселая история, небылица.
В картине ни одно движение не повторяется.
III. Заключение
65 лет Победе над фашисткой Германией. Какую
гордость должны мы испытывать за своих героев,
одержавших победу дорогой ценой – ценой своей
жизни. С каким уважением должны мы относиться к
ветеранам, которые живут рядом с нами.
Говорят, что человек, который изобрел пулемет
«Максим», хотел быстрее закончить с войной, но
войны стали еще более жестокими.
Атомные бомбы в 1945 году разрушили японские
города Хиросиму и Нагасаки. В третьей мировой
войне вообще не будет победителей, т.к. ядерные
бомбы в 170 тыс. раз мощнее атомных бомб.
Уроки истории достаточно суровые.
IV. Домашнее задание
Написать «Письмо к бойцу, в 1945 год». Письмо из нашего настоящего в военное прошлое.