Эпиграф к уроку: «Кислород, как бог, – вездесущий, всемогущий, невидимый» (Овидий)
Цели урока.
- Обобщить и систематизировать знания учащихся о кислороде в природе, его свойствах, получения и применения;
- Познакомить учащихся с процессами дыхания, фотосинтеза, горения и медленного окисления.
- Знать состав воздуха, условия начала и прекращения горения, способы тушения пожара.
- Знать круговорот кислорода в природе, его роль в жизни и деятельности человека.
- Уметь доказывать необходимость охраны окружающей среды от загрязнения.
Оборудование: прибор для получения газов, лучинка, спички, спиртовка, перманганат калия, пероксид водорода, нитрат калия.
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово учителя
Сегодня с вами мы говорим
О том, чем дышим мы,
А он не видим,
Но разве можно было, дети
Без газа этого прожить на свете?
Жизнь без него тяжелой бы была
Вернее, не было бы никогда.
Да и вода состоит из него.
А без воды на земле – ничего.
Итак, урок о кислороде,
А он единственный в своём роде
Повторим получение и строение,
Все свойства, даже применение.
Цель ставлю перед вами я:
Из космоса к нам летят друзья,
У них для дыхания другой газ.
Но просят помощи они у нас
У них на планете случилась беда
Газ для дыхания исчез навсегда.
Чтоб счастливо жили они на планете
Нам нужно постараться; дети,
О кислороде рассказать
И верно опыты показать.
В дверь стучаться гости.
II. Учитель: Вот и наши гости.
Входят учащиеся, одетые в костюмы инопланетян.
Инопланетяне:
Мы с планеты другой прилетели,
Подружиться бы с вами хотели.
А ещё мы хотели б узнать,
Из чего кислород получать.
Познакомьте, пожалуйста, нас –
Что же это такой за газ?
Правда, что в нем железо горит?
А ещё: что такое оксид?
Море разных вопросов у нас,
А ответить на них просим вас.
Помогите, пожалуйста, нам.
Заранее благодарны вам.
III. Далее инопланетяне задают вопросы, а учащиеся отвечают на них.
Вопрос 1. Что же такое кислород? Когда люди впервые познакомились с ним?
Рассказ учащихся об истории открытия кислорода.
Вопрос 2. Кислород – обязательный спутник жизни. Именно поэт: ученые ищут кислород в атмосфере Марса, Венеры и других планет атмосфере Марса обнаружены ничтожные следы кислорода, а во атмосфере Венеры его совсем нет. А где на вашей планете наход: кислород? И какими свойствами он обладает?
Рассказ о нахождении кислорода на Земле, о свойствах кислорода.
Обращение внимания учащихся на выставку полезных ископаемых и минералов Ульяновской области.
Учитель: Поэтому тема урока – «Кислород вездесущ». И эпиграф к уроку: «Кислород, как бог, – вездесущий, всемогущий, невидимый».
Решить задачу: Известно, что в организме человека содержится по массе 65% кислорода. Вычислите, сколько кислорода содержится в вашем организме.
Вопрос 3. Как мы поняли, кислород – это газ-невидимка. Зная его нельзя получить, поймать для того, чтобы им пользоваться?
Рассказ о получении кислорода в
лаборатории, промышленности.
Запись уравнений.
Демонстрация опытов.
Рассказ о процессе фотосинтеза.
Вопрос 4. Если кислород все-таки можно получить, у него, наверное большая сфера применения?
Рассказ о применении кислорода.
Учитель: Из сказанного видно, что
очень много кислорода расходуется на
разнообразную деятельность человека, тратится
на процессы дыхания , а также на процессы гниения.
Человек при дыхании в течении минуты в среднем
употребляет 0,5 дм3 – кислорода, в течении суток –
720 дм3, в году – 262,8 м3.
Задача: Можно рассчитать, сколько кислорода требуется для жителей Барышского района в год, если в районе проживает 30000 человек.
Вопрос 5. Что делается в вашей местности для определённого содержания кислорода в воздухе?
Рассказ учащихся.
Вопрос 6. В чём заключается ваше участие в этой деятельности?
Рассказ учащихся.
IV. Дифференцированное тестирование
Оценивание.
V. Итог урока
VI. Домашнее задание: § 20 упр.1-3, упр.7 (по желанию).