"У лжи ноги коротки"

Разделы: Классное руководство


Цель: убедить детей в том, что ложь, обман являются отрицательными качествами, ведущими к потере уважения и авторитета среди людей.

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания

II. Постановка учебной задачи

Не успела Рамзия и переодеться после работы, как в дверь позвонили. Обращаясь к Азату, сидящему перед телевизором в зале, она сказала:
– Поди-ка, сынок, открой.
Мальчик нехотя поднялся с насиженного места и, на цыпочках подойдя к двери, осторожно взглянул в глазок: с другой стороны стояла его классная руководительница. Мальчик растерялся. В его мозгу пронеслась паническая мысль: «Она пришла по поводу моих двоек. Может не стоит открывать дверь? Подождёт, потопчется и, не дождавшись, уйдёт от них». Однако Азат не успел прийти к твёрдому решению, как возле самого уха услышал мамин беспокойный голос:
– Что же ты, сынок, людей заставляешь ждать?
Мальчик потянул задвижку вправо и повернул замок.
– Извините, я, кажется, не вовремя? – начала классная руководительница, отчего-то чувствую себя неловко. Хотя я просила Азата предупредить Вас, что сегодня приду.
Рамзия апа удивлённо посмотрела на сына:
– Впервые об этом слышу.
Азат же, не зная, что и говорить, стоял как вкопанный. Классная руководительница пришла ему на помощь:
– Азат мог и забыть, да и беспокоить вас, наверное, не хотел. Тем более, что вы болели…
– Как сейчас ваше здоровье? Лучше ли стало?
– Простите, Вы, наверное, меня с кем-то путаете? – заметила Рамзия апа, глядя на сына, то на учительницу. – Слава Богу, я вот уже три года не знаю больницы и поликлиник.
– Нет, нет. Я не могу ошибаться. Вы – мать Азата Мирзахова, – стояла на своём классная руководительница.
– Мне Азат говорил, что Вы около двух недель болеете. Вот я и решила Вас проведать, да к тому же успеваемость Азата по трём-четырём дисциплинам стала хромать.
Только сейчас Рамзия апа поняла, в чём дело и повернула разговор в другое русло:
– Проходите, пожалуйста, в зал., там и поговорим за чаем, – сказала она, помогая раздеться учительнице.

Вопросы для обсуждения в группах:

Что явилось причиной прихода классной руководительницы к родителям Азата?
Болезнь Рамзия апы.
Она в действительности ли болела?
Нет, конечно. Азат обманул учительницу.
Почему?
Потому что он плохо успевал по трём-четырём дисциплинам, но не желал, чтобы об этом узнала мама.
Значит, о чем же мы будем говорить на сегодняшнем уроке?
О том, что обман, ложь ведут к падению и потере уважения, так как это – плохие качества человеческого характера.

III. Решение учебной задачи

1 задание (обсуждается в группах)

– Что такое «обман», «ложь»?

Ложь:

1. Это намеренное искажение истины, неправда. Обман – ложное представление о чём-нибудь, заблуждение.
2. Рассказ о чём-то заведомо неверном.
3. Введение в заблуждение неверной подсказкой или утверждением.
4. Прельщать чем-либо. (Я не ребёнок, нечего меня прельщать конфетами да пряниками!)
5. Сбивать с толку, запутывать как-либо. (Я очень глупо запутался в своих чувствах к ней…)
6. Нарушение клятвы, обещания. (Я не представлял себе, что ты можешь так обмануть.)
7. Заблуждаться, ошибаться. (Не ошибается только тот, кто ничего не делает).

– Что же такое «обман»?
– Это искажение истины, неправдивое представление чего-либо, неверное понимание, недобросовестный рассказ и т.д. (Лживые газеты, обманные деньги, неверное суждение…)
– Есть ли общее между словами: обман, ложь, хитрость?
– Есть, конечно. Понятие хитрости порой в себя включает и обман, и ложь одновременно.

Слово «хитрый» означает следующее:

1. Изворотливый, скрывающий свои истинные намерения, идущий обманными путями к достижению чего-нибудь. (Хитрая политика).
2. Лукавый, обнаруживающий какой-нибудь скрытый умысел, намерение. (Хитрая улыбка).
3. Изобретательный, искусный в чём-либо. (Голь на выдумки хитра).
4. Замысловатый, мудрёный. (Хитрый механизм!)

2 задание (обсуждается в группах)

Какие поговорки и пословицы, связанные с обманом, ложью и хитростью вы знаете?
У лжи ноги коротки. У лжеца дом сгорел – никто не поверил. У лжи нет ушей. У лжеца язык короткий. Ложь – ремесло черта. Что лживо, то и сгнило. Лживый хоть и правду скажет – никто ему не поверит. Пока правда придёт, ложь весь свет проглотит. Лги так, чтобы правда была рядом. У лгуна светильник горит до полуночи. Когда он врет – даже осёл в стойле ревёт.(Армянское) У лжи век краток. (Татарское)

Самооценка.

3 задание (обсуждается в группах)

Вернёмся к содержанию прочитанного в начале урока нового рассказа о мальчике Азате. Что подтолкнуло его к обману?
Лень.
Откуда она берётся, эта лень?
От безделья, нежелания трудиться, заниматься.
Эти качества у него с рождения появились?
Нет, конечно!
А откуда же?
– От недостатка, от отсутствия силы воли.
– Откуда же берётся в людях сила воли?
– Её надо воспитывать в себе с детства.

4 задание (обсуждается в группах)

Приведите примеры вреда, которое причиняется людям из-за лжи, обмана? (В классе, в школе, в футбольной команде, в семье, при выполнении общественных обязанностей, во время военной службы и т.п.)

5 задание (обсуждается в группах)

Что нужно предпринять для того, чтобы искоренить в себе склонность к обману и лжи?
Выполнять добросовестно и вовремя все дела, порученные и доверенные тебе. То, что можно сделать сегодня – не надо оставлять на завтра, на потом. Недаром говорится: «Потом – суп с котом!» Постоянно анализировать пройденный день и то, что в нём совершенно. Ничто не оставлять без внимания к себе, особенно недостатки, которые надо стремиться исправить . Научиться видеть в людях хорошее и прощать их недостатки.

Самооценка.

IV. Итог урока

– О чём мы говорили на сегодняшнем занятии? Какие уроки извлекли вы из этого урока для себя? Чем был полезен для вас этот разговор?

V. Домашнее задание

– Обсудите в кругу семьи: какой вред наносят семье ложь и обман? Какими примерами это можно доказать, потвердить?