Цель: убедить детей в том, что ложь, обман являются отрицательными качествами, ведущими к потере уважения и авторитета среди людей.
ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания
II. Постановка учебной задачи
Не успела Рамзия и переодеться после работы,
как в дверь позвонили. Обращаясь к Азату,
сидящему перед телевизором в зале, она сказала:
– Поди-ка, сынок, открой.
Мальчик нехотя поднялся с насиженного места и, на
цыпочках подойдя к двери, осторожно взглянул в
глазок: с другой стороны стояла его классная
руководительница. Мальчик растерялся. В его
мозгу пронеслась паническая мысль: «Она пришла
по поводу моих двоек. Может не стоит открывать
дверь? Подождёт, потопчется и, не дождавшись,
уйдёт от них». Однако Азат не успел прийти к
твёрдому решению, как возле самого уха услышал
мамин беспокойный голос:
– Что же ты, сынок, людей заставляешь ждать?
Мальчик потянул задвижку вправо и повернул
замок.
– Извините, я, кажется, не вовремя? – начала
классная руководительница, отчего-то чувствую
себя неловко. Хотя я просила Азата предупредить
Вас, что сегодня приду.
Рамзия апа удивлённо посмотрела на сына:
– Впервые об этом слышу.
Азат же, не зная, что и говорить, стоял как
вкопанный. Классная руководительница пришла ему
на помощь:
– Азат мог и забыть, да и беспокоить вас,
наверное, не хотел. Тем более, что вы болели…
– Как сейчас ваше здоровье? Лучше ли стало?
– Простите, Вы, наверное, меня с кем-то путаете? –
заметила Рамзия апа, глядя на сына, то на
учительницу. – Слава Богу, я вот уже три года не
знаю больницы и поликлиник.
– Нет, нет. Я не могу ошибаться. Вы – мать Азата
Мирзахова, – стояла на своём классная
руководительница.
– Мне Азат говорил, что Вы около двух недель
болеете. Вот я и решила Вас проведать, да к тому же
успеваемость Азата по трём-четырём дисциплинам
стала хромать.
Только сейчас Рамзия апа поняла, в чём дело и
повернула разговор в другое русло:
– Проходите, пожалуйста, в зал., там и поговорим
за чаем, – сказала она, помогая раздеться
учительнице.
Вопросы для обсуждения в группах:
– Что явилось причиной прихода
классной руководительницы к родителям Азата?
– Болезнь Рамзия апы.
– Она в действительности ли болела?
– Нет, конечно. Азат обманул
учительницу.
– Почему?
– Потому что он плохо успевал по
трём-четырём дисциплинам, но не желал, чтобы об
этом узнала мама.
– Значит, о чем же мы будем говорить на
сегодняшнем уроке?
– О том, что обман, ложь ведут к падению
и потере уважения, так как это – плохие качества
человеческого характера.
III. Решение учебной задачи
1 задание (обсуждается в группах)
– Что такое «обман», «ложь»?
Ложь:
1. Это намеренное искажение истины, неправда.
Обман – ложное представление о чём-нибудь,
заблуждение.
2. Рассказ о чём-то заведомо неверном.
3. Введение в заблуждение неверной подсказкой или
утверждением.
4. Прельщать чем-либо. (Я не ребёнок, нечего меня
прельщать конфетами да пряниками!)
5. Сбивать с толку, запутывать как-либо. (Я очень
глупо запутался в своих чувствах к ней…)
6. Нарушение клятвы, обещания. (Я не представлял
себе, что ты можешь так обмануть.)
7. Заблуждаться, ошибаться. (Не ошибается только
тот, кто ничего не делает).
– Что же такое «обман»?
– Это искажение истины, неправдивое
представление чего-либо, неверное понимание,
недобросовестный рассказ и т.д. (Лживые газеты,
обманные деньги, неверное суждение…)
– Есть ли общее между словами: обман, ложь,
хитрость?
– Есть, конечно. Понятие хитрости порой в себя
включает и обман, и ложь одновременно.
Слово «хитрый» означает следующее:
1. Изворотливый, скрывающий свои истинные
намерения, идущий обманными путями к достижению
чего-нибудь. (Хитрая политика).
2. Лукавый, обнаруживающий какой-нибудь скрытый
умысел, намерение. (Хитрая улыбка).
3. Изобретательный, искусный в чём-либо. (Голь на
выдумки хитра).
4. Замысловатый, мудрёный. (Хитрый механизм!)
2 задание (обсуждается в группах)
– Какие поговорки и пословицы,
связанные с обманом, ложью и хитростью вы знаете?
– У лжи ноги коротки. У лжеца дом сгорел
– никто не поверил. У лжи нет ушей. У лжеца язык
короткий. Ложь – ремесло черта. Что лживо, то и
сгнило. Лживый хоть и правду скажет – никто ему
не поверит. Пока правда придёт, ложь весь свет
проглотит. Лги так, чтобы правда была рядом. У
лгуна светильник горит до полуночи. Когда он врет
– даже осёл в стойле ревёт.(Армянское) У лжи век
краток. (Татарское)
Самооценка.
3 задание (обсуждается в группах)
– Вернёмся к содержанию прочитанного
в начале урока нового рассказа о мальчике Азате.
Что подтолкнуло его к обману?
– Лень.
– Откуда она берётся, эта лень?
– От безделья, нежелания трудиться,
заниматься.
– Эти качества у него с рождения
появились?
– Нет, конечно!
– А откуда же?
– От недостатка, от отсутствия силы воли.
– Откуда же берётся в людях сила воли?
– Её надо воспитывать в себе с детства.
4 задание (обсуждается в группах)
– Приведите примеры вреда, которое причиняется людям из-за лжи, обмана? (В классе, в школе, в футбольной команде, в семье, при выполнении общественных обязанностей, во время военной службы и т.п.)
5 задание (обсуждается в группах)
– Что нужно предпринять для того,
чтобы искоренить в себе склонность к обману и
лжи?
– Выполнять добросовестно и вовремя
все дела, порученные и доверенные тебе. То, что
можно сделать сегодня – не надо оставлять на
завтра, на потом. Недаром говорится: «Потом – суп
с котом!» Постоянно анализировать пройденный
день и то, что в нём совершенно. Ничто не
оставлять без внимания к себе, особенно
недостатки, которые надо стремиться исправить .
Научиться видеть в людях хорошее и прощать их
недостатки.
Самооценка.
IV. Итог урока
– О чём мы говорили на сегодняшнем занятии? Какие уроки извлекли вы из этого урока для себя? Чем был полезен для вас этот разговор?
V. Домашнее задание
– Обсудите в кругу семьи: какой вред наносят семье ложь и обман? Какими примерами это можно доказать, потвердить?