Цели:
- Воспитывать эстетический вкус, трудолюбие, организованность, аккуратность.
- Коррегировать внимание, восприятие.
- Развивать творческое воображение, мышление, мелкую моторику.
- Продолжить формирование навыков по росписи стеклянных изделий, учить придавать индивидуальный облик стандартным предметам быта, расширять кругозор, обогащать словарный запас.
Оборудование: подсвечники из прозрачного стекла, краски по стеклу, кисти синтетические №1, №2, пластиковые шпатели, карандаши-стеклографы, образец расписанного подсвечника, ватные диски, ватные палочки, зубочистки, салфетки для работы, палитра, стаканчики с водой, раздаточный материал (индивидуальные инструкционные карты, словарики), демонстрационная инструкционная карта, видео-файл с мастер-классом по росписи стекла, видео-файл с образцами росписи, музыкальная подборка мелодий для фонового сопровождения, DVD-проигрыватель.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Оргмомент
Педагог: | Ребята, встаньте, подравняйтесь, давайте поприветствуем наших гостей. |
Добро пожаловать на наше занятие по эстетическому воспитанию! |
II. Коррекционная минутка
Педагог: | Перед началом занятия давайте сделаем умственную гимнастику. Слушайте меня внимательно: «Горело 50 свечей, 20 свечей задули. Сколько свечей осталось?» |
П/О: | 50 |
если учащиеся не отвечают правильно, то следует фраза: | |
Педагог: | А я же не сказала, сколько свечей осталось гореть. |
III. Актуализация
Педагог: | Сегодня у нас занятие по эстетическому воспитанию. Скажите, что же такое эстетика в вашем понимании? |
П/О: | Эстетика – наука о прекрасном, об искусстве, о художественном творчестве вообще. |
Педагог: | А что же такое искусство? |
П/О: | Это творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. |
Педагог: | А что еще понимают под искусством? |
П/O: | Мастерство, знание своего дела. |
Педагог: | А чем мы начали заниматься на прошлом занятии по эстетическому воспитанию? |
П/O: | Росписью стекла |
Педагог: | Посмотрите внимательно на наш стенд «В мире искусства» (Рисунок 1). К какой ветви на «древе» можно отнести это направление в искусстве? |
П/O: | К декоративно-прикладному искусству |
Педагог: | Правильно, на нашем стенде это направление кратко обозначено ДПИ. |
Педагог: | А почему вы так решили? |
П/O: | Область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое применение. |
Педагог: | Правильно! Примером
декоративно-прикладного искусства могут служить
вышитая одежда, красиво расписанная посуда,
мебель, игрушки и многие другие вещи,
отличающиеся особой индивидуальностью. Это направление в искусстве возникло в глубокой древности и стало одной из важнейших областей народного творчества, потому что человек испокон веков стремился украсить свой быт, сделать его ярче и удивительнее. Вот и мы сегодня с вами продолжим работу над одним из направлений ДПИ. Росписью стекла. |
IV. Основная часть
Педагог: | Но прежде, чем приступить к работе, я предлагаю Вам просмотреть мастер-класс профессионального художника по стеклу. У вас на стол лежат словарики (Приложение 1), кто мне скажет с опорой на них, что такое мастер-класс? | |
П/O | МАСТЕР-КЛАСС – занятие по совершенствованию творческого мастерства, проводимый специалистом в какой-либо области искусства, для начинающих артистов, художников и т.п. | |
4.1. | Демонстрация фильма (http://www.interesnoetv.ru/509/?id=306) | |
4.2. | Анализ фильма | |
Педагог: | О чем просмотренный видео-ролик? | |
П/O: | Об искусстве росписи стекла | |
Педагог: | В какой последовательности мастер выполнял работу? | |
П/O: | Обезжирил поверхность, подложил рисунок, обвел его контуром, стал закрашивать специальными красками для росписи стекла. | |
4.3. | Работа по инструкционной карте | |
Педагог: | Давайте еще раз вспомним последовательность выполнения работы. Для этого обратимся к нашей инструкционной карте (Рисунок 2). На столе у вас лежат ее маленькие копии: | |
(Учащиеся повторяют алгоритм выполнения работы) | ||
Педагог: | А захотелось ли Вам повторить то, что сделал мастер на этом ролике? В каких изделиях? | |
(короткие ответы детей) | ||
Педагог: | А сейчас, для того, чтобы настроить вас на творчество, я покажу, как это делают другие мастера. | |
4.4. | Демонстрация слайд-шоу | |
Педагог: | Когда будете смотреть, обратите особое внимание на то, как художники подобрали краски, потому что гармония красок в выполненной работе – залог ее красоты. | |
Педагог: | Ну как? Понравилось? Теперь Вы можете сами попробовать себя в роли настоящих мастеров и продолжить самое интересное в начатой уже работе – приступить к работе с цветом. | |
4.5. | Коррекционная минутка | |
А прежде, чем приступить к работе, хочу предложить вам небольшое упражнение. Как вы знаете в изобразительном искусстве существует только три основных цвета, остальные получаются путем их смешения. Во-первых, я хочу, чтобы вы вспомнили эти основные цвета (дети называют цвета, педагог выкладывает их на рабочем столе). | ||
П/O: | Красный, синий, желтый | |
Педагог: | Задание вот какое: я вам показываю цвет, а вы мне показываете при помощи цветных полосок, лежащих на ваших партах, при смешении каких цветов он формируется. | |
Зеленый | Синий + желтый | |
Фиолетовый | Красный + синий | |
Коричневый | Красный + зеленый | |
Оранжевый | Красный + желтый | |
Голубой | Синий + белый | |
Розовый | Красный + белый | |
Педагог: | Для чего нам нужно знать эти законы? | |
П/О | Для того, чтобы получать необходимые цвета, которых может и не быть в палитре. | |
Педагог: | А теперь вы можете приступить к работе, в процессе которой я прошу вас подумать вот над каким вопросом: «Почему наше занятие называется «В ожидании чуда»? Ответ я хочу услышать по окончании нашего занятия. | |
4.6. | Работа над поделкой | |
Педагог: | А настроиться на творческий лад вам поможет музыка великого русского композитора с мировым именем Петра Ильича Чайковского. Это будут части из его произведения «Времена года», посвященные зимним месяцам. Желаю творческих успехов! | |
(Звучит музыка из произведения «Времена года») |
V. Итог
6.1 | Анализ выполненных работ |
Педагог: | С какими трудностями вы столкнулись в процессе выполнения работы? |
(Ответы детей) | |
Педагог: | Что вам больше всего понравилось в процессе работы? |
(Ответы детей) | |
Педагог: | Что нового узнали для себя? |
(Ответы детей) | |
Педагог: | Кто попробует дать ответ, на вопрос заданный перед началом работы над поделкой: «Почему наше занятие называется «В ожидании чуда»? |
П/O: | Потому что приближается любимый всеми праздник – Новый год, а он у многих людей ассоциируется с волшебством, с тем, что в этот период случаются самые настоящие чудеса, а свечи являются одним из основных символов этого праздника, потому что позволяют создать именно такую атмосферу. |
Педагог: | А теперь давайте покажем нашим гостям, что у нас получилось на данном этапе. А чтобы создать соответствующую атмосферу мы зажжем свечи и послушаем Сергея |
6.2 | Декламация стихотворения Б. Пастернака «Зимний вечер» |
(Звучит минусовая фонограмма песни «Свеча горела на столе», написанная на указанные стихи) | |
Чтец: | Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. Как летом роем мошкара Метель лепила на стекле Как та свеча и пламя жара Мы будем вместе до конца, Чтоб не терялось в снежной мгле Мело весь месяц в феврале, |
Педагог: | На этой ноте я хотела бы завершить наше занятие. Давайте поблагодарим наших гостей, за то, что они пришли сегодня к нам |
Учащиеся хором: | СПАСИБО!!! |
Педагог: | После того, как мы проводим гостей – можете приступить к уборке рабочих мест. |
6.3 | Уборка рабочих мест |