Декоративно-прикладное искусство на занятиях по эстетическому воспитанию детей с нарушениями интеллекта

Разделы: Технология, МХК и ИЗО


Цели:

  1. Воспитывать эстетический вкус, трудолюбие, организованность, аккуратность.
  2. Коррегировать внимание, восприятие.
  3. Развивать творческое воображение, мышление, мелкую моторику.
  4. Продолжить формирование навыков по росписи стеклянных изделий, учить придавать индивидуальный облик стандартным предметам быта, расширять кругозор, обогащать словарный запас.

Оборудование: подсвечники из прозрачного стекла, краски по стеклу, кисти синтетические №1, №2, пластиковые шпатели, карандаши-стеклографы, образец расписанного подсвечника, ватные диски, ватные палочки, зубочистки, салфетки для работы, палитра, стаканчики с водой, раздаточный материал (индивидуальные инструкционные карты, словарики), демонстрационная инструкционная карта, видео-файл с мастер-классом по росписи стекла, видео-файл  с образцами росписи, музыкальная подборка мелодий для фонового сопровождения, DVD-проигрыватель.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Оргмомент

Педагог: Ребята, встаньте, подравняйтесь, давайте поприветствуем наших гостей.
Добро пожаловать на наше занятие по эстетическому воспитанию!

II. Коррекционная минутка

Педагог: Перед началом занятия давайте сделаем умственную гимнастику. Слушайте меня внимательно: «Горело 50 свечей, 20 свечей задули. Сколько свечей осталось?»
П/О: 50
если учащиеся не отвечают правильно, то следует фраза:
Педагог: А я же не сказала, сколько свечей осталось гореть.

III. Актуализация

Педагог: Сегодня у нас занятие по эстетическому воспитанию. Скажите, что же такое эстетика в вашем понимании?
П/О: Эстетика – наука о прекрасном, об искусстве, о художественном творчестве вообще.
Педагог: А что же такое искусство?
П/О: Это творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.
Педагог: А что еще понимают под искусством?
П/O: Мастерство, знание своего дела.
Педагог: А чем мы начали заниматься на прошлом занятии по эстетическому воспитанию?
П/O: Росписью стекла
Педагог: Посмотрите внимательно на наш стенд «В мире искусства» (Рисунок 1). К какой ветви на «древе» можно отнести это направление в искусстве?
П/O: К декоративно-прикладному искусству
Педагог: Правильно, на нашем стенде это направление кратко обозначено ДПИ.
Педагог: А почему вы так решили?
П/O: Область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое применение.
Педагог: Правильно! Примером декоративно-прикладного искусства могут служить вышитая одежда, красиво расписанная посуда, мебель, игрушки и многие другие вещи, отличающиеся особой индивидуальностью.
Это направление в искусстве возникло в глубокой древности и стало одной из важнейших областей народного творчества, потому что человек испокон веков стремился украсить свой быт, сделать его ярче и удивительнее.
Вот и мы сегодня с вами продолжим работу над одним из направлений ДПИ.
Росписью стекла.

IV. Основная часть

Педагог: Но прежде, чем приступить к работе, я предлагаю Вам просмотреть мастер-класс профессионального художника по стеклу. У вас на стол лежат словарики (Приложение 1), кто мне скажет с опорой на них, что такое мастер-класс?
П/O МАСТЕР-КЛАСС – занятие по совершенствованию творческого мастерства, проводимый специалистом в какой-либо области искусства, для начинающих артистов, художников и т.п.
4.1. Демонстрация фильма (http://www.interesnoetv.ru/509/?id=306)
4.2. Анализ фильма
Педагог: О чем просмотренный видео-ролик?
П/O: Об искусстве росписи стекла
Педагог: В какой последовательности мастер выполнял работу?
П/O: Обезжирил поверхность, подложил рисунок, обвел его контуром, стал закрашивать специальными красками для росписи стекла.
4.3. Работа по инструкционной карте
Педагог: Давайте еще раз вспомним последовательность выполнения работы. Для этого обратимся к нашей инструкционной карте (Рисунок 2). На столе у вас лежат ее маленькие копии:
(Учащиеся повторяют алгоритм выполнения работы)
Педагог: А захотелось ли Вам повторить то, что сделал мастер на этом ролике? В каких изделиях?
 (короткие ответы детей)
Педагог: А сейчас, для того, чтобы настроить вас на творчество, я покажу, как это делают другие мастера.
4.4. Демонстрация слайд-шоу
Педагог: Когда будете смотреть, обратите особое внимание на то, как художники подобрали краски, потому что гармония красок в выполненной работе – залог ее красоты.
Педагог: Ну как? Понравилось? Теперь Вы можете сами попробовать себя в роли настоящих мастеров и продолжить самое интересное в начатой уже работе – приступить к работе с цветом.
4.5. Коррекционная минутка
А прежде, чем приступить к работе, хочу предложить вам небольшое упражнение. Как вы знаете в изобразительном искусстве существует только три основных цвета, остальные получаются путем их смешения. Во-первых, я хочу, чтобы вы вспомнили эти основные цвета (дети называют цвета, педагог выкладывает их на рабочем столе).
П/O: Красный, синий, желтый
Педагог: Задание вот какое: я вам показываю цвет, а вы мне показываете при помощи цветных полосок, лежащих на ваших партах, при смешении каких цветов он формируется.
Зеленый Синий + желтый
Фиолетовый Красный + синий
Коричневый Красный + зеленый
Оранжевый Красный + желтый
Голубой Синий + белый
Розовый Красный + белый
Педагог: Для чего нам нужно знать эти законы?
П/О Для того, чтобы получать необходимые цвета, которых может и не быть в палитре.
Педагог: А теперь вы можете приступить к работе, в процессе которой я прошу вас подумать вот над каким вопросом: «Почему наше занятие называется «В ожидании чуда»? Ответ я хочу услышать по окончании нашего занятия.
­ 4.6. Работа над поделкой
Педагог: А настроиться на творческий лад вам поможет музыка великого русского композитора с мировым именем Петра Ильича Чайковского. Это будут части из его произведения «Времена года», посвященные зимним месяцам. Желаю творческих успехов!
(Звучит музыка из произведения «Времена года»)

V. Итог

­ 6.1 Анализ выполненных работ
Педагог: С какими трудностями вы столкнулись в процессе выполнения работы?
(Ответы детей)
Педагог: Что вам больше всего понравилось в процессе работы?
(Ответы детей)
Педагог: Что нового узнали для себя?
(Ответы детей)
Педагог: Кто попробует дать ответ, на вопрос заданный перед началом работы над поделкой: «Почему наше занятие называется «В ожидании чуда»?
П/O: Потому что приближается любимый всеми праздник – Новый год, а он у многих людей ассоциируется с волшебством, с тем, что в этот период случаются самые настоящие чудеса, а свечи являются одним из основных символов этого праздника, потому что позволяют создать именно такую атмосферу.
Педагог: А теперь давайте покажем нашим гостям, что у нас получилось на данном этапе. А чтобы создать соответствующую атмосферу мы зажжем свечи и послушаем Сергея
6.2 Декламация стихотворения Б. Пастернака «Зимний вечер»
(Звучит минусовая фонограмма песни «Свеча горела на столе», написанная на указанные стихи)
Чтец: Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Как та свеча и пламя жара
Вдвоем едины.
Как тот огонь – отец пожара –
Непогасимы.

Мы будем вместе до конца,
Я верю в это.
С началом нашего венца
Пусть будет лето.

Чтоб не терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча на праздничном столе,
Что так горела.

Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела»

Педагог: На этой ноте я хотела бы завершить наше занятие. Давайте поблагодарим наших гостей, за то, что они пришли сегодня к нам
Учащиеся хором: СПАСИБО!!!
Педагог: После того, как мы проводим гостей – можете приступить к уборке рабочих мест.
6.3 Уборка рабочих мест