Детский сад – первое воспитательное учреждение, с которым родители вступают в контакт. От того, какой будет совместная работа родителей и педагогов, зависит дальнейшее развитие ребёнка. Качество работы дошкольного учреждения напрямую определяет уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Но как сегодня привлечь родителей к педагогическому взаимодействию, уйдя от шаблонов и формализма?
Общеизвестно, что определяющую роль в становлении личности ребёнка играет семейное воспитание. Но в то же время на развитие ребёнка оказывает влияние та среда, в которой он находится. А именно дошкольное образовательное учреждение, где он проводит 12 часов в сутки пять дней в неделю. В детском саду вся жизнь ребёнка подчинена целой системе правил и требований: правилам организации и жизнедеятельности, поведения в коллективе сверстников и т. д. Так же, как и каждая семья, дошкольное учреждение имеет сложившуюся систему ценностей и традиций. Иногда они не только не совпадают, но и полностью противоположны им. В связи с этим возникает острая необходимость в налаживании тесного контакта между детским садом и семьёй. Связь эта не должна быть формальной, прописанной лишь в многочисленных планах и документах.
До недавнего времени я работала в школе, где помимо прочих своих обязанностей занималась ещё выпуском школьной газеты. Когда пришла работать в детский сад, то подумала: «А может быть и здесь продолжить любимое дело?» Рукописные варианты газет всегда присутствуют в детских садах. Но воспитательно-назидательные статьи родителями почти не читаются, слишком уж они оторваны от их детей, нет того доброго, положительного заряда, душевное участия самого редактора, которое бы привлекло к чтению. Так возникла мысль о создании групповой газеты для родителей «Подсолнушки». Название, связанное с солнышком, было выбрано не случайно, наша группа - «Солнечные лучики».
Опыт работы, полученный в школе, пригодился. Газета, выполненная в программе Publisher, получилась красочной, привлекающей внимание, а главное, информативно насыщенной. За основу я взяла принцип – родители должны научиться слышать своих детей! Современные родители – очень занятые люди, не всегда приходят на родительские собрания, консультации, зачастую ограничиваясь только короткими беседами с воспитателями во время утреннего приёма воспитанников и вечером, когда забирают малыша из детского сада. А эта форма работы оказалась удобна тем, что родители могут ознакомиться с газетой в то время, когда по тем или иным причинам ждут своего ребенка в детском саду. О чём мы рассказываем? Об особенностях физического и психического развития детей, о жизни ребенка в детском саду; даём рекомендации по воспитанию и образованию детей; помогаем родителям взглянуть со стороны на взаимоотношения со своими детьми более внимательно, увидеть настроение своих детей, их желания и переживания. Для этого каждый номер газеты делаем тематическим: «Вот и лето прошло», «Моя любимая игрушка!», «День матери!»… (Приложение 1) Есть три постоянных рубрики: «Колонка редактора», «Мамина школа», фоторубрика «Вот так семечки!» Остальные возникают по мере необходимости. В газете много фотографий, ведь родители могут пропустить столько разных событий: как зуб выпал, как делали песочную «вкуснятину», как мальчишки помогают девочкам кукол одевать, как дети трудятся и др. Особенной популярностью пользовался номер, посвященный Дню матери. (Приложение 2) Родителей попросили принести свои фото в возрасте 6 лет и поместили рядом с фотографиями их детей. Восторгу детей и их родителей не было предела: многие даже не подозревали, что так похожи друг на друга! В суете будней у нас взрослых не так уж много возможностей окунуться в детство, вспомнить о том, что мы тоже когда-то были такими же. А может быть, время иногда поворачивается вспять, продлевая нам детство в наших детях?!
Наши дети – старшая группа. Они посещают детский сад последний год. Первостепенная наша задача – подготовить их к школе. Но не менее важным является и вопрос подготовки родителей к школе. Как показывает практика, формирование и объективная оценка требуемого уровня школьной готовности невозможны без активного участия родителей, а для этого им необходимы определенные знания об особенностях детей старшего дошкольного возраста, способах формирования школьной готовности и возможных трудностях в начале школьного обучения. Для того чтобы ответить на наиболее часто возникающие вопросы родителей будущих первоклассников, помочь им правильно организовать занятия с дошкольниками мы в газете публикуем необходимые материалы: «Готова ли ваша семья к поступлению ребёнка в школу?», «Воображение и речь», «Эмоции в жизни ребёнка»…В планах - публикация выступлений логопеда о работе с детьми нашей группы, медицинского работника.
Время показывает, что такая форма работы эффективна, способствует налаживанию тесной взаимосвязи между семьями воспитанников и воспитателями группы, обеспечивает единство общественного и семейного воспитания на дошкольной ступени образования.