Цели: (Приложение 1. Слайд 2)
- Образовательная: формирование представлений о современном человеке с эволюционной позиции.
- Развивающая: обеспечить условия творческого развития личности, навыков самостоятельного анализа источников информации, представлений человека за состояние окружающей среды.
- Воспитательная: развитие патриотических качеств учащихся, человеколюбия.
Задачи:
- Познакомиться с основными этапами эволюции человека.
- Развить умение анализировать и обобщать.
- Иметь представление о биологических и социальных факторах этапов эволюции человека.
Методы: организация работы микро группе, самостоятельная работа с источником информации и анализ новой информации, метод информационных технологий (Приложение 1)
Методические приемы: личностно-ориентированное, проблемное и развивающее обучение.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, рабочая карта урока (Приложение 2).
Тип урока: Комбинированный (структурно-сложный)
Форма урока: учебная экспедиция.
ХОД УРОКА
I. Актуализация опорных знаний
1. Игра «Путаница»
Случайно случилось так, что неопытный систематик сделал путаницу (Приложение 1. Слайд 3). Ребята давайте разберемся в ошибках?
Тип хордовые – соответствует
П.тип позвоночные – гоминиды
Кл. млекопитающие – Над/сем-во
Человекообразные
Над/сем-во Человекообразные – Кл.
млекопитающие
Сем-во гоминиды – Вид
Род Люди – соответствует
Вид Ч. Разумный – П. позвоночные
II. Изучение нового материала
1. Вступительное слово. Существует 3 точки зрения на происхождение жизни: (Приложение 1. Слайд 4)
а) Космическая. Отрицается т.к. если бы жизнь
была занесена из космоса, то как НЛО берет
ориентир на Землю. Ориентировкой являются маяки,
пирамиды. У них значит был компьютер.
б) Божественная. (библия)
в) Естественное происхождение видов путем
эволюции (Ч. Дарвин).
Почему сейчас из человекообразных обезьян не возникают люди? (Приложение 1. Слайд 5)
Доказательства:
Сравнительно-анатомические (Приложение 1. Слайды 6, 7, 8, 9)
Заполните таблицу № 1 (вместе заполняем в рабочей карте урока – Приложение 2)
Сравнительно-анатомические сходства и отличия человека и человекообразных обезьян.
Таблица №1
Признаки | Человекообразные обезьяны | Человек |
Группа крови | 1, 2, 3, 4 | 1, 2, 3, 4 |
Степень развития мозга | 700 | 2000 |
Передние конечности | Большой палец противопоставлен | Большой палец противопоставлен |
Болезни | Грипп, Спид и т.д. | |
Эмоции | Страх, жалость, гнев, радость |
Отличие: у обезьян нет моторного центра речи и ассоциативного (абстрактного).
Учителем задается проблемный вопрос: Возможен ли сейчас процесс эволюции человека? Нет
Вывод: В настоящее время не возможен процесс эволюции из обезьян в человека т.к. нет таких условий на земле; ни одна из обезьян не имеет широкого таза; прямохождения; наземного образа жизни; большого объема мозга.
2. Работа в микро-группах (6 групп)
Проследим историческое развитие вида Homo sapiens.
Заполните табл. № 3, пользуясь учебником и табл. №
2 «Основные стадии антропогенеза.» (см. Приложение 2 –
рабочую карту урока, Приложение
1. Слайд 16 и муляжи).
Отчет детей о работе (Приложение
1. Слайды 10-15). (Каждой группе доделать
дома, тот период антропогенеза, который не был
сделан на уроке).
Итак, мы с вами проанализировали хронологически
этапы антропогенеза, давайте попробуем
установить действующие факторы.
3. Факторы эволюции
Эволюция человека происходила под действием
биологических и социальных факторов. (Приложение 1. Слайд 17).
Биологические факторы преимущественно
действовали на первых этапах антропогенеза,
социальные факторы оказывают существенное
влияние в настоящее время. Биологические факторы
были открыты Ч. Дарвиным – это наследственная
изменчивость, борьба за существование и
естественный отбор. В равной степени принимали
участие и ненаправленные факторы: волны жизни,
изоляция и мутации.
Роль социальных факторов в формировании
человека показал Ф. Энгельс. В основе лежат
трудовые операции, общественный труд; речь и
язык; мышление и сознание, воспитание.
Взаимодействие этих групп факторов оказало
влияние на формирование руки и мозга человека.
Ускорило эволюцию человека возникновение нечленораздельной
речи у
питекантропов. В процессе выполнения
общественного труда естественный отбор оставлял
особей, у которых в лобных долях развивается
центр Брока, а в височных - центр Вернике. Эти
области управляют пониманием звуковых сигналов.
Действие факторов антропогенеза можно
представить в виде графика.
Нарисуйте график действующих факторов на
эволюцию человека в рабочей карте урока.
(Приложение 1. Слайд 18).
В настоящее время из биологических факторов имеют значение только мутации.
4. Расы (Приложение 1. Слайд 19).
Самые крупные три: негроидная, монголоидная и
европиоидная. (индийцы, австралийцы)
Каждая из рас возникает как результат
приспособлений к факторам среды.
Выдающийся интерес представляют
палеоантропологические находки в с. Костенки
Воронежской области, признанные во всем мире.
Внимание антропологов привлекло необычное
сочетание расовых особенностей на черепах. При
чрезвычайно сильном выступлении носа из
плоскости лица (резко выраженная особенность
европиоидной расы) у него очень сильно выдается
вперед лицевой отдел (монголоид. раса). Длина
черепа значительно больше ширины
(принадлежность к негроидной расе). Так кто же
населял в древности Воронежскую область?
Мы все живем на единой планете Земля, живем
внутри природного сообщества и явл-ся частью его.
Общий уровень развития одинаков у всех
современных людей, поэтому мы можем, бесспорно
сказать, что все люди братья и сестры, в далеком
поколении. И мы как вершина процесса эволюции
должны заботиться о окружающей среде.
Необходимо заботиться друг о друге, помогать и
помнить, что жизнь не так длинна как кажется, а мы
ее сами укорачиваем (курение, алкоголь,
наркотики)
III. Закрепление
Составьте схему эволюции современного человека. (Приложение 2, Приложение 1. Слайд 20).
Вывод: Эволюция человека это длительный исторический процесс происходящий под действие факторов, где человек разумный занял определенное систематическое положение. (Приложение 2, Приложение 1. Слайд 21).
IV. Домашнее задание: (Приложение 1. Слайд 22).
- Уровень 1. Читать 4.3 стр. 135-138.
- Уровень 2.Составить цепочку: Прямохождение Разделение функций конечностей Рука орган и продукт труда Общественный характер труда Появление второй сигнальной системы Способность абстрактного мышления Накопление знаний и опыта Научно-технический прогресс Компьютерные технологии.
- Уровень 3. Построить логико-структурную схему «Человеческие расы».
- Уровень 4. Существование на Земле людей разных рас стало причиной создания антинаучных расовых теорий, например теории расизма. В чем сущность этой теории? Используйте знания генетики, цитологии, теории эволюции для опровержения теории расизма.
- Уровень 5. Создать проект в форме презентации «PowerPoint» по темам:
А) «Гипотеза происхождения человека как продукта инопланетянной цивилизации»;
Б) «Происхождение человека в мифах Древней Греции»;
В) «Религиозное представление происхождения человека».
V. Оценки
– Спасибо за урок.