Цель урока: усвоение учащимися темы “Состав воды и её химические свойства” путём решения триединой задачи.
Обучающая цель урока: проверка знаний о составе простых и сложных веществ, о типах химических реакций, умения составлять уравнения химических процессов, используя представление о валентности и электрохимическом ряде напряжений металлов.
Развивающая цель урока: развитие умения применять полученные ранее навыки при составлении формул веществ, впервые рассматриваемых на уроке.
Воспитывающая цель урока: обучение учащихся работать в группах, осуществлять взаимопомощь друг другу, вести самоконтроль при выполнении тестовых заданий.
Тип урока: изучение новой темы на основе имеющихся знаний, умений и навыков и применение полученных знаний при выполнении заданий дифференцированного контроля (теста).
Наглядные средства: учебник химии, рабочая тетрадь, справочные материалы (ПСХЭ, таблица растворимости кислот, оснований и солей, ряд активности металлов – распечатка), переносная доска с информацией о составе воды, лист-опросник к уроку (тест и рефлексия урока).
Химическое оборудование и реактивы:
Натрий (металлический), раствор фенолфталеинового, оксид кальция, сера (порошок), раствор лакмуса.
Кристаллизатор с водой, фильтровальная бумага, пинцет, скальпель, стаканчик с водой, ложечка, стеклянная палочка, коническая воронка для фильтрования, металлическая ложечка для сжигания веществ, спиртовка, спички, большая колба с резиновой пробкой и притертой пробкой, сосуд с водой, ёмкость для использованной металлической ложечки.
План урока
1. Оргмомент (5 минут)
- объявление учащимся темы и цели урока;
- организация учащихся по принятию цели урока;
- мотивация учащихся на решение цели урока.
2. Основная часть урока (25 минут)
Разбор темы урока. Совместная работа учителя и учащихся с демонстрацией химических опытов.
- реакция разложения воды;
- реакция замещения атома водорода в молекуле воды, химический эксперимент;
- реакция соединения воды с оксидами металлов и неметаллов, химический эксперимент.
3. Подведение итогов урока (5 минут)
- объявление оценок учащимся за работу на уроке;
- запись домашнего задания;
- краткое обобщение достигнутой цели урока.
4. Дифференцированный контроль за усвоением учащимися материала урока (10 минут).
Проведение выходящего дифференцированного контроля и рефлексии урока. Сдача работ учителю.
Ход урока
На предыдущих уроках мы рассматривали с вами химические свойства различных веществ, которые проявляются во взаимодействии с другими веществами. С одним из видов такого взаимодействия воды – растворением – вы познакомились совсем недавно. Это был физико-химический процесс.
– Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим химические свойства воды, т.е. такие взаимодействия, которые приводят к образованию новых веществ и которые можно записать в виде уравнений химических реакций. Мне бы хотелось, чтобы вы на основе представлений о типах химических реакций, о ряде напряжений металлов, сделали вывод о некоторых химических свойствах воды.
– Итак, запишите, пожалуйста, число и тему урока Химические свойства воды.
(слайд 1 Презентации)
– Какие типы химических реакций вам известны?
– Какие вещества образуются при разложении воды? (водород и кислород)
– Запишем в тетрадях название типа реакции и уравнение этого процесса . (К доске вызывается ученик для записи уравнения разложения воды. В процессе задаются вопросы:
Почему формулы кислорода и водорода записываются с индексами; может ли вода разлагаться при нагревании и какой это процесс-физический или химический; при каких условиях разлагается вода.
– Любой ли металл способен будет заместить атом водорода в молекуле воды? (ученики указывают на ряд активности Ме).
– Перед вами на столе находится распечатка этого ряда с указанием активности Ме .В этом ряду до водорода находится большое количество Ме. В самом начале ряда находятся очень активные Ме , способные легко растворятся в воде. Их называют щелочными.
(слайд 2)
– А сейчас мы отправимся с вами в Царство Воды. В этом царстве Химического государства живет прекрасная принцесса-Вода со своим отцом-Пероксидом Водорода.
(слайд 3)
– А какие вы знаете физические свойства воды?(без цвета и запаха, без вкуса).
– Молодцы, А еще вода имеет самую высокую теплоемкость среди жидкостей, чем она очень гордилась.
– Давайте с вами обобщим и запишем в тетрадь схему о физических свойствах воды
(слайд 3)
– Вода тонко чувствовала моду и одевалась с большим вкусом. Зимой ее наряд был белым, кружевным, расшитым серебром;
– Весной и летом она предпочитала наряды из голубого, зеленого, красного шелка;
– Осенью ее одежда темно-синяя, украшенная желтыми и красными листьями и цветами.
(слайд 4)
– И вот однажды принцесса сильно заболела. Отец Пероксид Водорода пригласил всемирно известных лекарей и обещал им большую награду за выздоровление принцессы. Долго лечили Воду, но ничего не помогло. Тогда один из лекарей всомнил рецепт древнейшего средства – это
(слайд 5 )
– Но вот беда-он никак не мог вспомнить, как сделать расчет. Ребята, давайте поможем лекарям и сделаем расчет задачи.(после решения ученики проверяют друг у друга, работа в парах)
Давайте сравним решение
(слайд 6)
– Действительно, это средство немного помогло. Тогда пероксид Водорода решил поискать лекаря в своем государстве. Он слышал, что на хуторе Щелочноземельном есть лекарь-Кальций. Царь приказал доставить его во дворец.
(слайд 7)
Осмотрев больную, Кальций решил выпустить немного водорода из Воды. Он прикоснулся к ней, проговорил заклинание и выделил часть водорода. (слайд 8)
– Учитель демонстрирует опыт взаимодействия кальция с водой.
– Ваши наблюдения, ребята?(выделение газа, изменение окраски индикатора).
– А что происходит с металлом? (растворяется).
– О наличии какой реакции среды свидетельствует малиновая окраска ф-ф? (называют тип среды).
– В результате реакции образовалась щелочь, в состав которой входит гидроксильная группа.Откуда она могла взяться? (ученики предполагают, что из воды. Учитель пишет на доске состав воды в гидроксильной форме НОН).
Так, запишите в своих тетрадях следующий тип реакции – Реакция замещения атома водорода, выделите первый подпункт – а) с активными (щелочными) Ме. Запишите уравнение реакции кальция с водой.
– Как действует на воду атом кальция? (он замещает его)
– Какие продукты образуются? (водород и гидроксид кальция)
– Сколько атомов водорода воды вытесняет один атом кальция?
– А для образования молекулы водорода сколько потребуется молекул воды? (в 2 раза больше),обсуждается вопрос об остальных коэффициентов.
– Принцесса Вода выздоровела. Однажды итальянский принц Железо приехал к пероксиду Водорода просить руки его дочери. Принц был знаменит и о его успехах знали во всем мире. Такой успех вскружил ему голову, и принц Железо был самовлюблённым и надменным.
(слайд 9)
Воде принц не понравился, и она решила посмеяться над ним. Когда Железо дошло до красного каления, Вода превратилась в пар и дотронулась до него. Он покрылся красно-бурым налётом. Оскорблённый принц уехал, а принцесса сильно перегрелась и заболела.
(слайд 10)
Учитель демонстрирует опыт взаимодействия Железо с Водой и предлагает ученикам составить уравнения реакции проанализировать его.
После щелочных Ме в ряду активности находятся Ме средней активности, которые при обычных условиях с Водой реагировать не могут. Растворение Ме не происходит, образуется оксид Ме Водород выделяется, реакция происходит при повышенной температуре.
Итак запишите второй подпункт-буква (б с Ме средней активности. К доске вызывается ученик для записи уравнения реакции. Обсуждается вопрос и учащиеся приходят к выводу: Железо вытеснило Водород из Воды, а само соединилось с кислородом; обсуждение римских цифр, расстановка коэффициентов.
Что же стало с Водой? Она лежала и таяла на глазах. Царь был совсем в отчаяние. Тогда ему предложили пригласить с хутора Щелочного молодого лекаря Натрия. Он был одновалентным, в два раза младше кальция, но, по слухам, очень хорошим врачом.
(слайд 11)
Натрий сразу отметил ,что около принцессы было легко дышать, было светло.
(слайд 12)
Натрий взялся за лечение с огромным старанием и любовью. Натрий выпустил Водород из Воды. Этот процесс происходил с выделением большого кол-во тепла, поэтому выделившийся Водород сгорел, и образовалась Вода, то есть она вторично родилась, но ещё более прекрасной и здоровой.
Учитель демонстрирует опыт взаимодействия Натрия с Водой, до начала опыта доказывается наличие в водном растворе нейтральная среда с помощью ф-ф.
Ваши наблюдения ребята? (выделение газа, изменение окраски индикатора)
– А что происходит с Ме? (растворяется)
– О наличие какой среды свидетельствует малиновая окраска ф-ф? (по таблице указать тип среды).
– В результате реакции образовалась щелочь, в состав которой входит гидроксильная группа.
– Итак запишите в своих тетрадях уравнение реакции натрия с водой (к доске вызывается учащийся).
– Как действует на воду атом натрия? (он замещает его).
– Какие продукты образуются? (водород и гидроксид натрия).
– Сколько атомов водорода воды вытесняет атом натрия? (1).
– А для образования молекулы водорода сколько потребуется молекул воды? (в 2 раза больше). Ставится коэф. перед водой, дальше обсуждается вопрос об остальных коэф.
– Чем же закончилась эта история по поводу выздоровления принцессы в королевстве был устроен бал. Принцесса была весела и танцевала с гостями.
– На танец воду приглашает оксид кальция.
Учитель демонстрирует реакцию взаимодействия воды с оксидом кальция.
– Посмотрите пожалуйста как в воде способен растворяться оксид кальция (до начала опыта проверяется наличие нейтральной реакции среды в воде ф-ф, затем добавляется оксид кальция). Ваши наблюдения ребята? (изменения окраски).
– Ребята, в воде способны растворяться лишь оксиды щелочных металлов.
– Запишите третий вид реакции – реакция соединения.
a) Растворение оксидов щелочных металлов. Запись дублируется учителем на доске.
– Затем воду пригласил на танец оксид серы (4)
– Вода также может растворять и оксиды не металлов за исключением оксида кремния (демонстрируется опыт: получим сначала SO2 для этого сожжем в ложечке небольшое количество серы и заполним выделяющимся газом колбу, в которую предварительно помещено небольшое количество воды и индикатор лакмус, затем содержимое колбы интенсивно встряхивается.
– О чем свидетельствует изменение окраски индикатора (образуется кислота).
Запишем второй подпункт
b) Растворение оксидов неметаллов (дублируется учителем запись на доске и указывается оксид исключения. К доске приглашается ученик для записи уравнения растворения сернистого газа в воде.
– Принцесса предлагает поиграть в прятки
(слайд 13).
– Ребят закончите уравнения по предложенным схемам.
Результаты выполненной работы сверяются по слайду
(слайд 14).
– Молодцы. Дальше на балу нам оставаться нельзя, мы должны вернуться до звонка, иначе можем остаться в королевстве пироксида водорода навсегда.
Подведение итогов урока (совместное)
– Итак ребята подведет итоги урока. Сегодня вы узнали, что вода способна разлагаться
На водород и кислород, вступать в реакции замещения с металлами активнее водорода и при этом выделяется обязательно водород и образуется гидроксид или оксид металла в зависимости от активности металла. Вода может так же растворять оксиды только активных металлов и оксиды почти всех неметаллов. В результате образуется либо щелочь либо кислота.
(слайд 15).
– Давайте запишем это в тетрадь.
– За работу на уроке на уроке получают оценки следующие ребята… (обсуждаются кратко ответы учащихся).
Предъявление и обсуждение домашнего задания.
Д./з.: §29, упр.1, стр.88; сочинить сказку или стихотворение «Роль и место воды в природе, жизни, быту.»
Рефлексия
(Ответить коротко в тетрадях)
- Что тебе на уроке было интересно?
- Что не понятно?
- На что обратить внимание учителя на следующем уроке?
- Как ты оцениваеш свою работу на уроке?
(На заключительном этапе урока я предлагаю вам для проверки усвоения материала сегодняшнего урока выполнить работу в парах, обсуждая результаты и помогая друг другу.
Задание (разного уровня сложности)
Написать уравнения реакций Ме и оксидов Ме и НеМе с водой:
Высокий уровень:
- К, ВаО+Н2О=
- Nа2О+Н2О=
Средний уровень:
- Са, Н2О+N2О5=
- Н2О+SО3=
Низкий уровень:
- Li, Н2О+SО2=
(слайд 16)
– Вот мы с вами и финишировали.
– Сейчас прозвенит долгожданный звонок.
Увы, но к концу подошел наш урок.
Я благодарность вам всем выделяю,
Отметки в журнал вам всем выставляю
Мы цели достигли.
Благодарю.