Введение
За последние десятилетия в истории произошли кардинальные изменения. Новые учебники и программы разных авторов, предлагают разную трактовку и свое видение предмета. При традиционном подходе к изучению предмета основная нагрузка падает на самый мощный слуховой канал, тогда как зрение, на которое в естественных условиях приходится 80% поступающей информации, хронически остается недогруженным, а это важнейший вид памяти, который несет немаловажную ответственность за запоминание и усвоение материала. Это заставляет учителя искать новые методы работы, и помочь ему может использование на уроке информационно-коммуникативные технологии.
В преподавании истории использование мультимедийных возможностей компьютера качественно изменяет восприятие учащимися информации. Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья более эффективны такие уроки, т.к. они более восприимчивы к ярким иллюстрациям, для них интересны виртуальные экскурсии, погружающие в атмосферу исторического прошлого.
К лицам с нарушением умственного развития (умственно отсталым) относят лиц со стойким, необратимым нарушением преимущественно познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный (разлитой) характер. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение высших психических функций – отражения и регуляции поведения и деятельности. Это выражается в нарушении познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, внимания), страдают эмоционально-волевая сфера, моторика, личность в целом.
Дети с нарушениями психического развития обучаются в специальных (коррекционных) школах VIII вида, где обучение ведется по специальным программам на основе специального образовательного стандарта. Большое внимание уделяется воспитательной работе, целью которой является социализация воспитанников, а основными задачами – выработка положительных качеств, формирование правильной оценки окружающих и самих себя, нравственного отношения к окружающим. Специфической задачей воспитательной работы в специальной школе является повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и в процессе разных видов деятельности. Все эти задачи как нельзя лучше решаются на уроках истории. А для достижения наилучших результатов возникает необходимость применения на уроках истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида мультимедийных технологий.
ГОУ Белебеевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида была открыта в 1989 году для детей с нарушениями интеллекта. В ней обучаются дети с нарушениями психического и умственного развития в слабой, средней и тяжелой формах.
Уже много лет педагоги нашей школы помогают нашим ученикам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, социализироваться, адаптироваться к дальнейшей самостоятельной жизни в обществе. Поэтому уроки в нашей школе должны быть достаточно яркими и одновременно простыми к усвоению, а этому могут помочь уроки с применением мультимедийных технологий. Я работаю учителем истории в школе третий год и уже на протяжении двух лет активно использую на уроках эти технологии. Вначале своей педагогической деятельности на уроках я лишь вводила элементы мультимедийных технологий. Наблюдая положительную динамику в усвоении учебного материала, стала проводить полностью уроки с применением ИКТ.
В согласовании с национальным проектом «Образование» в ГОУ Белебеевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида был проведен Интернет. А в 2007 году появились мультимедийные доски, мультимедийные проекторы. Таким образом, применяя их на уроке, учебный процесс стал более ярким, разнообразным и познавательным, и учебные возможности школы намного увеличились.
Что такое мультимедийные средства?
Учащиеся специальной (коррекционной) школы VIII вида нуждаются в специальных методах, приемах и средствах обучения, учитывающих особенности их психического развития. Грамотная коррекционная работа позволяет максимально скорригировать дефект и предотвратить вторичные отклонения. Наиболее эффективным методом обучения является применение на уроках разнообразных наглядных пособий, т.к. у таких детей возникают трудности при абстрактном мышлении. Наглядные пособия являются средством для создания новых и воспроизведения имеющихся чувственных образов в сознании ученика. Поэтому электронные презентации можно разглядывать как дидактическое средство обучения, а мультимедийный проектор – техническое средство, дозволяющее показ презентации в классе. Электронную презентацию можно отнести к электронным учебным пособиям, однако лишь с оговоркой: электронные учебные пособия рассматриваются как самостоятельные средства обучения, а презентация – вспомогательное, используемое учителем на уроке и требующее его комментариев и дополнений. Под электронной презентацией понимается логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной темой и общими принципами дизайна.
Создание и применение на уроке электронных презентаций на нынешний день очень актуально, как и разработка общих методических принципов для них.
Для учеников нашей школы необходимы презентации более высокого уровня, чтобы заинтересовать и увлечь учащихся с нарушениями в развитии, ведь это сделать порой очень сложно.
Что дает использование мультимедийных средств на уроках?
Ответ на этот вопрос достаточно очевиден. Возможность воздействовать на все органы чувств и, следовательно, интенсифицировать воздействие на ученика и, соответственно, резко повысить возможности восприятия им учебного материала.
Для работы на уроке истории мною создаются презентации, которые реализуют принцип наглядности на уроке. При словесном описании на уроках истории событий и явлений прошлого, в подавляющем числе случаев, учащиеся с отклонениями в развитии не имеют возможности опереться на непосредственное наблюдение за предметами описания или повествования, потому что в связи с особенностью своих заболеваний у них страдает образное мышление. Поэтому их исторические представления, созданные методом внутренней наглядности, неизбежно будут неточны, не вполне адекватны исторической действительности.
В обучении истории никакие средства художественного рассказа, никакая образность изложения не могут создать у умственно отсталых учащихся таких точных и конкретных представлений о прошлом, какие возникают при восприятии изучаемых предметов или их изображений. Поэтому использование мультимедийных технологий особенно оправдано именно на этих уроках.
Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений о прошлом.
Как использовать мультимедийные средства на уроках в специальной (коррекционной) школе VIII вида?
Преобладают три основных способа (или подхода) преподнесения информации:
- Иллюстративный (традиционный). Подобранный визуальный ряд иллюстрирует традиционный рассказ учителя. Ученики следят за меняющимися „картинками“, часто при этом „забывая“ воспринимать (а то и просто слушать) этот самый рассказ. Как правило, дальше этого использование мультимедиа не идет. В лучшем случае этот же визуальный ряд затем используется при не менее традиционном опросе или обобщении. К тому же рано или поздно наступает привыкание и восприятие „картинок“ тоже притупляется.
- Схематичный. В основу обучения положено конструирование опорных конспектов или структурно-логических схем. Использование мультимедиа в данном случае лишь расширяет возможности построения таких схем. Они становятся более наглядными, яркими, дополняются движущимися элементами, все теми же „картинками“.
- Интерактивный. Наиболее сложный. Сочетает в себе элементы иллюстративного и схематичного подходов. Разница заключается в том, что использование разнообразного визуального материала, схем и анимаций сочетается, дополняется привлечением документов, отрывков из разнообразных источников. Как правило, использование такого подхода требует очень высокого уровня квалификации учителя. И документы, и „картинки“ должны быть яркими, создавать определенный образ эпохи, должны отличаться определенной „символичностью“. Но самое главное в таком подходе ─ высокий уровень методической обработки материала. Он и дается, собственно, в таком сочетании, чтобы вызвать активность учеников, спровоцировать их на сопоставление, размышление, дискуссию.
При разработке презентаций есть определенные правила, которые необходимо помнить учителям-дефектологам, составляющим презентацию. Почти все учителя о них, просто-напросто, не знают. Вот одно из таковых правил.
Титульный лист. На нем должно размещаться: направление презентации, предмет, заглавие темы и т. д.
Тема, если она короткого содержания и, направление, должны постоянно находиться на следующих слайдах. Ведь мы пишем тему на доске, и ученик её видит весь урок. Эта же цель преследуется и при построении слайдов.
При разработке презентации почти все учителя запамятовали о диафильмах, которые в прошлые времена, помогали сделать урок более наглядным. Сейчас применять диафильмы при разработке презентаций либо подготовки к уроку можно с таковым же успехом, как и ранее. Большим успехом у учеников с ограниченными возможностями здоровья пользуются программы «Школа Кирилла и Мефодия».
Использование презентаций на уроках истории в специальной (коррекционной) школе 8 вида.
Начиная с 2007 года я стала применять на своих уроках мультимедийные технологии. С этого времени в рядах учителей возникли сомнения по поводу эффективности их применения.
Формы проведения мультимедийных уроков зависят от набора используемых медиасредств. Почти все такие уроки и пробуют назвать мультимедийными. Однако это термин не научный, а больше разговорный.
При использовании презентаций, созданных учителем в программе Power Point тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса, что дает возможность учащимся в течение рассказа учителя сконцентрировать на них внимание. Лекция учителя сопровождается видеорядом, который может быть представлен анимацией, рисунками, видеоматериалами, фотографиями, необходимыми картами и схемами. Фотографии, видеоматериалы, звуковое оформление позволяют учителю создать на уроке атмосферу изучаемой эпохи, помочь учащимся ощутить реальность происходившего, это существенно влияет на их заинтересованность, повышает мотивацию к обучению. Анимация боевых сражений позволяет учащимся четко проследить ход событий и лучше усвоить материал.
На таких уроках есть возможность привлечь большое количество цифровых данных, цитат, что позволяет их использовать в нужный момент, не затрачивая времени на их написание или чтение, нет необходимости писать на доске, вывешивать карты, настраивать видеомагнитофон во время урока и т.д., поэтому уроки отличаются высокой организованностью, слаженностью.
Таким образом, мультимедийный урок – это урок, когда есть деятельность учителя и учеников с применением медиасредств.
В качестве примера рассмотрим применение презентации на уроке «Россия в Первой мировой войне» в 9 классе.
Учащиеся видят перед собой карту, это позволяет учителю предложить учащимся расшифровать тему урока: что им предстоит узнать на уроке, причины войны и сам ход войны. После чего осуществляется переход на второй слайд к плану урока. Преподаватель концентрирует внимание учащихся на ключевых проблемах урока. Далее следует слайд «Задание на урок», которое учащиеся к концу урока должны выполнить.
Опыт проведения уроков с использованием мультимедийного оборудования позволил мне сделать вывод о том, что учащиеся не должны быть пассивными зрителями и слушателями во время демонстрации презентации и лекции учителя. Выполнение заданий обостряет внимание учащихся, заставляет осмысливать полученную информацию.
Далее следуют слайды с основным содержанием урока. Мультимедийные технологии позволяют вносить разнообразие в подаче материала. Также в презентации используются схемы, карты, слайд-шоу, видеофрагменты, которые включают разные каналы восприятия (зрительные, аудиовизуальные и т. п.) информации, знания лучше усваиваются, запоминаются на более долгий срок. После лекции учителя появляется слайд, по которому можно проверить правильность своих ответов, после выполнения задания.
В конце урока учитель просит ребят сделать выводы по теме урока, после чего демонстрирует свой слайд с выводом по теме.
Заключение.
Итак, вот основные итоги, которые сводятся к следующему:
- Мультимедийный урок может значительно увеличить возможности преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Он дает прекрасную возможность почувствовать „вкус эпохи“. Это достигается широким использованием аутентичных материалов, прежде всего визуальных (фото, гравюры, плакаты, карикатуры и т.п.).
- Однако мультимедийный урок сам по себе не создает нового качества обучения, он расширяет возможности, но не создает нового образовательного поля.
- Наиболее эффективен мультимедийный урок с использованием интерактивных технологий. С некоторым преувеличением можно даже сказать, что он тем более эффективен, чем более интерактивен.
Таким образом, можно сделать вывод, что на уроке компьютер выполняет несколько ролей:
- заменяет записи на доске (тема урока, план, домашнее задание, определение и т.д.);
- предъявляет наглядность (фотодокументы, карты, репродукции картин);
- осуществляет контроль (первичный, закрепление, проверка домашнего задания в виде тестов и др.)
- дополняет учебник; - и т.д.
Систематическое использование компьютера на уроке приводит к ряду последствий:
- резко возрастает уровень использования наглядностей на уроке;
- повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке;
- преподаватель, создающий или использующий информационные технологии, вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительно сказывается на повышении уровня знаний учащихся;
- изменяется отношение к компьютеру, как к игрушке, учащиеся начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы.
В ГОУ Белебеевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида я веду историю Отечества, историю Башкортостана, обществознание. На всех этих уроках я активно использую мультимедийные технологии. Естественно, это отбирает уйму времени и, тем не менее: приятно, когда ученик увидел, услышал, впитал в себя то, новое, что ему предложил учитель. Тем более, что наши дети особенные и им труднее впитывать сложный исторический материал. Многие психофизические функции организма у таких детей нарушены, в частности и слуховое восприятие. Следовательно, большая часть информации должна поступать зрительная. А когда ребенок наяву видит ход какого-нибудь сражения, чувствует атмосферу того или иного периода времени, может представить себя в роли какой-нибудь исторической личности, то это явный результат того, что на следующем уроке он сможет многое вспомнить и рассказать.
Сегодня, в век компьютерных технологий и Интернета, можно найти много полезной информации в Интернете. А следовательно, можно более тщательно и не испытывая каких-нибудь трудностей подготовиться к урокам. Хочется сказать огромное СПАСИБО создателям программ, слайдов, которые безвозмездно размещают свои материалы в Интернете.