Программа тренинговых занятий для лидеров Совета ученического самоуправления

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: формирование навыков командного взаимодействия.

Режим работы: 4 занятия.

Длительность 1,5-2 часа

 

Занятие № 1

Цель: установление норм внутригруппового общения, создание территории групповой безопасности.

1. Знакомство с группой. Представление ведущего, знакомство с целями и задачами тренинга.

2. Знакомство участников группы: по кругу каждый участник называет свое имя и прилагательное к нему, начинающееся на ту же букву.

3. Введение правил работы группы. Участники делятся на группы по 4-5 человек и разрабатывают правила, записывая их на ватмане, затем идет обсуждение результатов работы групп, формируются правила общие для группы.

4. Четыре выбора. Участникам предлагается разделить лист бумаги на 4 части, в каждой из частей написать: мое хобби, моя цель в жизни, больше всего я ценю в людях - ; больше всего я не уважаю в людях -;

Затем участникам предлагается отыскать участников с такими же высказываниями и объединится в группы. Первый вариант объединения по 1 категории выбора (хобби), второй по второй (цель) и так по всем оставшимся. Обсуждение: что нас объединяет, чем мы похожи и чем отличаемся

5. Мы похожи - мы отличаемся. Членам группы предлагается объединиться в пару с тем участником, с которым общались меньше всего. Задача пары найти 5 похожих качеств и 5 отличающихся.

Обсуждение: что нового узнали о партнере, какие трудности были в ходе выполнения задания.

6. Автопортрет. Нарисуйте себя в виде животного, пейзажа, растения ит.д. Затем рисунки выкладываются на стол. Ведущий выбирает любой рисунок и просит остальных членов группы высказать, какие ассоциации и чувства возникают. Обсуждение: что неожиданного было для авторов рисунков, какие чувства были в процессе рисования.

7. Усиленный комплимент. По кругу предлагается сказать комплимент своему соседу, тот в свою очередь усиливает комплимент. Например: Лера ты очень добрая. Я не только добрая, я еще и активная.

8. Заключительный круг. Какие чувства на данный момент? Что запомнилось? Что хотелось бы получить на следующем занятии.

Занятие № 2

Цель: развитие эмпатии, создание условий для формирования чувства группового единства.

1. Общий круг. С каким чувством пришли? Чего хотелось бы сегодня получить от группы, от занятий?

2. Упражнение «Клубочек». Первый участник держит в руках клубочек, называет свое имя и свое любимое занятия, затем он передает клубок другому члену группы, тот повторяет, имя и увлечение предшествующего участника. В итоге все члены группы оказываются связанными одной нитью.

3. Упражнение «Ассоциации». Один участник выходит из помещения, а другие загадывают кого-либо из членов группы. Водящий должен отгадать, кого загадали, задавая вопросы: «На, какое растение похож этот человек, на какую книгу, музыку и т.д. Водящий имеет возможность задать три вопроса. Каждый участник группы должен побывать в роли отгадывающего.

Обсуждение: как удалось отгадать? Что неожиданного было для тех, кого загадывали?

4. Упражнение «Тюремщики и заключенные». Необходимо нечетное количество участников. Половина группы садится на стулья – это заключенные. За спиной каждого сидящего участника стоит тюремщик. Его задача задержать заключенного, не дать совершить побег. Один из тюремщиков остается без пары – заключенного. Его задача с помощью взгляда установить контакт с заключенным и переманить его к себе. Тюремщик может задержать своего заключенного в тот момент, когда он хочет убежать, опустив руки ему на плечи. Тюремщик, от которого убежал заключенный, становится ведущим. Обсуждение: как удавалось договориться глазами, что было трудно, какие чувства?

5. Упражнение «Совместный рисунок». Разбейтесь на пары, возьмите по 2 карандаша каждый, молча, нарисуйте совместный рисунок.

Обсуждение: получился ли рисунок, кто был ведущим, как вы понимали друг друга, какие чувства были в процессе рисования?

6. Заключительный круг. С каким чувством уходим? Что нового узнали? Что хотелось бы получить от следующего занятия?

Занятие №3.

Цель: формирование навыков партнерских взаимодействий, осознание стратегий общения при конфликте интересов.

1. Общий круг. С каким чувством пришли? Чего хотелось бы сегодня получить от группы, от занятий?

Сегодня мы поговорим о лидерах. Лидер – это… По кругу каждый участник дает определение, ведущий записывает, получается обобщенный портрет лидера в представлении участников. Лидер – это человек, который ведет за собой, влияет на умы других, обладает организаторскими способностями. Важное качество лидера – умение работать в команде.

2. Упражнение «Квадрат». Группа делится на подгруппы по 4-5 человек. Каждая подгруппа получает веревочный круг. Задача команды, как можно быстрее не общаясь и с закрытыми глазами встать внутри веревочного круга так, чтобы получился квадрат. Обсуждение: как удалось выполнить задание, какие действия предпринимал каждый из вас?

3. Упражнение «Королевство». Участникам предлагается создать королевство. Для этого надо выбрать королеву или кто-то может занять эту должность добровольно. Королева выбирает себе короля. Король и королева занимают место на троне (самое высокое место в группе, в классе можно поставить стулья на парту).

Далее королева, выбирает себе 2-х помощников, называет их должности, определяет их местоположение. Те же действия совершает король. Затем 4 помощника выбирают тех, кто необходим им для успешного существования государства. Те, кого они выбрали, в свою очередь делают выбор, если остается один невыбранный участник ведущий назначает его на должность или дает возможность сделать выбор должности самостоятельно. Завершив круг выборов, фиксируем должность каждого. Итак, первый круг завершен, вы оказались в той должности и в том месте, которое определили за вас. Сейчас у вас будет возможность изменить ситуацию: вы сделаете один ход. Вы можете назначить себя на любую из имеющихся должностей, придумать свою и найти ей место в королевстве. Ход делается от последних выбранных участников к первым. Итак, закончился второй круг, где вы оказались, удалось ли добиться поставленной цели. Сейчас у вас будет возможность еще раз изменить ситуацию. На этот раз вы можете не только изменить свое положение, но и кого-то из членов группы, помните, ход только один. Выбор за вами. Первый ход делает королева, т.е. последовательность действий как в первом кругу.

Обсуждение: какие изменения произошли с вами за игру, какие действия вы предпринимали или не предпринимали, удалось ли добиться поставленных целей?

4. Упражнение «Разожми кулак». Разбиться на пары: в паре каждый по очереди пытается разжать кулак партнера.

Обсуждение: кому удалось справиться с заданием, как вы действовали, какие стратегии применяли?

5. Заключительный круг. С каким чувством уходим? Что нового узнали? Что хотелось бы получить от следующего занятия?

Занятие № 4.

Цели: сплочение группы, развитие умения координировать действия, понимать и чувствовать друг друга.

1. Общий круг. С каким чувством пришли? Чего хотелось бы сегодня получить от группы, от занятий?

2. Упражнение “Вавилонская башня” (нужен скотч, ножницы и стопка газет).

Группа делится на две команды. Каждая команда получает скотч, ножницы и стопку газет. Задача: за 15 минут построить башню, которая должна быть как можно выше и после постройки простоять хотя бы минуту. Нельзя использовать стулья, столы, другие предметы, людей.

Обсуждение: как удалось добиться выполнения задания, как вы решали, кто, что будет делать, какие идеи были в процессе выполнения.

3. Упражнение «Поводырь». Группа делится на пары. Один участник – ведущий, другой ведомый. Глаза ведомого участника завязаны. Задача ведущего перевести своего товарища через болото, направляя его с помощью словесной инструкции.         Обсуждение: в какой роли было сложнее, что чувствовали в каждой роли.

4. Упражнение «Сплочение». Группа делится на подгруппы по 4-6 человек. Задание группы поместиться всем вместе на газету, затем газету сворачиваем пополам, затем еще пополам. Обсуждение: как удалось справиться, какие действия предпринимали?

5. Упражнение «Чемодан» один из участников выходит из комнаты, другие начинают собирать ему чемодан в дорогу, складывая туда положительные качества, и советуя выбросить те качества, которые, по мнению группы, мешают этому человеку.

6. Итоговый круг. С какими чувствами заканчиваем день? Чему научились? Что нового узнали? Как изменилось представление о членах группы?

Данная программа была апробирована в МОУ СОШ № 27 г. Таганрога в течение двух лет. Результатом занятий по данной программе стало повышение уровня внутригрупповой сплоченности, активизация творческого потенциала учащихся, развитие коммуникативных навыков.

Литература

  1. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: учебно-методическое пособие. М., 2002.
  2. Грецов А.Г. Психологические тренинги с подростками. СПб. Питер, 2008.
  3. Грецов А.Г. Тренинг уверенного поведения. СПб. Питер, 2007.
  4. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. М., 2001
  5. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. Генезис . М., 1999