Цели урока:
- образовательная: сформировать представление о возможности и принципах осуществления мыслительных действий с понятиями (деления и обобщения); определить для учащихся основные приемы представления основных изучаемых процессов в схематичном виде; овладение знаниями о возможностях и принципах осуществления мыслительных действий с понятиями необходимыми в практической деятельности для изучения смежных дисциплин и для продолжения образования, формировании представлений об информатике, как методе познания действительности;
- развивающая: воспитание познавательной активности, усвоение нового материала, развитие умений сравнивать, наблюдать и анализировать, на основе рассмотрения частных случаев, развитие умения применять на практике полученных знаний, развитие умения переносить полученные знания на другое содержание;
- воспитательная: воспитание внимания, объективности, правдивости, любви к информатике.
Тип урока: комбинированный
Форма организации урока: эвристическая беседа с опорой на знания учащихся, решение информационных задач.
Оборудование и наглядные пособия:
- Компьютер
- Мультимедиа проектор
- ЭОР для 4 класса
- Презентация
План урока во времени:
- организационный момент 2 мин.
- повторение изученного материала на прошлом уроке 5 мин.
- мотивация учебной деятельности 1 мин.
- объяснение нового материала 10 мин.
- первичная проверка знаний 1 мин.
- физкультминутка 2 мин.
- решение информационных задач 8 мин.
- работа с электронным пособием (ЭОР) 10 мин.
- закрепление изученного материала 2 мин.
- рефлексия 2 мин.
- инструктаж по выполнению домашнего задания 1 мин.
- подведение итогов урока 1 мин.
Ход урока.
1. Приветствие учащихся, беглый просмотр готовности учащихся к уроку; отметка отсутствующих, запись темы урока на доске.
2. Повторение изученного в виде отгадывания кроссворда (слайд 2)
3. Реальный мир, объекты реальной действительности воспринимаются человеком в виде понятий. Объектов реальной действительности очень много и люди с древнейших времен пытались облегчить передачу информации путем обобщения и деления понятий. Об этом и пойдет речь на сегодняшнем уроке (слайд 3).
Речь учителя: «Все, кто будет активно работать на уроке, получат положительные отметки».
4. Речь учителя: «Давайте посмотрим на экран» (слайд 4).
Вопрос учителя: «Что это? Как можно, одним словом назвать эти понятия?».
Предположительный ответ: «МЕБЕЛЬ» (слайд 5)
Появляется слайд со схемой (6)
Речь учителя: «Так можно нарисовать схему для этих понятий».
Вопрос учителя: «Посмотрите, куда направлены стрелки?».
Предположительный ответ: «К понятию мебель».
Вопрос учителя: «В каком падеже и числе эти понятия?»
Предположительный ответ: «В именительном падеже, единственном числе».
Вопрос учителя: «Что еще необычного вы видите в оформлении записи понятий? Они в кавычках».
Речь учителя: «Ребята, люди приняли такое правило: слово, обозначающее понятие, пишется в кавычках в единственном числе и в именительном падеже» (слайд 7)
На экране появляется новый слайд с помощниками человека при счете: слайд 8.
Вопрос учителя: «Как можно обобщить эти понятия?».
Предположительный ответ: «Помощники человека при счете» (слайд 9)
Вопрос учителя: «Как будет выглядеть схема?»
На слайде появляется схема без понятий и стрелок.
Вопрос учителя: «Что будет в верхнем прямоугольнике?».
Предположительный ответ: «Помощники человека при счете».
Вопрос учителя: «Что будет в остальных прямоугольниках?».
Предположительный ответ: «Калькулятор, арифмометр и т.д.»
Вопрос учителя: «Куда будут направлены стрелки?».
Предположительный ответ: «К понятию помощники человека при счете».
Постепенно на слайде появляются ответы на вопросы (слайд 10).
Вопрос учителя: «Какие особенности изображения схем понятий вы помните?»
Предположительный ответ: «Понятие пишется в кавычках в единственном числе и в именительном падеже» (слайд 11)
На экране появляется слайд 12.
Учитель обводит маркером понятия мебель и помощники человека при счете, подписывает и говорит, что это родовые понятия. Он обводит оставшиеся, пишет и говорит, что это видовые понятия.
Вопрос учителя: «Как вы думаете, что это за мысленное действие мы сейчас совершаем?»
Дети скорее всего не ответят на этот вопрос, хотя версий у них будет много.
Учитель говорит правильный ответ: это мысленное действие называется обобщение понятий.
Речь учителя: «Давайте теперь посмотрим опять на экран» (слайд 15)
Вопрос учителя: «Из каких понятий состоит это понятие»
Предположительный ответ: «Туфель, ботинок и т.д.» (слайд 16)
Речь учителя: «Давайте посмотрим, как будет выглядеть схема для мысленного действия, которое мы совершили» (слайд 17).
Вопрос учителя: «Применяется ли здесь рассмотренное ранее нами правило записи понятий на схемах?»
Предположительный ответ: «Да»
Речь учителя: «Обратите внимание, стрелки теперь направлены в другую сторону»(слайд 18 )
Речь учителя: «Давайте посмотрим следующее понятие» (слайд 19.)
Вопрос учителя: «На какие понятия можно разделить это понятие?»
Предположительный ответ: «Пудель, бульдог и т.д.» слайд (20)
Вопрос учителя: «Как будет выглядеть схема для этого мысленного действия?»
Появляется слайд с пустыми прямоугольниками
Предположительный ответ: «В верхнем прямоугольнике «собака», в других породы собак. Стрелки направлены к понятию собака. Все понятия в единственном числе именительном падеже в кавычках». слайд 21
Появляется слайд с правилом (22)
Появляется слайд с двумя схемами(23)
Маркером, учитель опять обводит и подписывает родовые и видовые понятия.
Вопрос учителя: «А как называется мысленное действие, которое мы совершали с понятием обувь и с понятием собака?»
Предположительный ответ: «Деление понятий» (слайд 24)
5. Вопрос учителя: «О каких мыслительных действиях мы сегодня говорили? Какими бываю понятия?».
6. Дети делают зарядку под стихотворение:
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше
7. Задачи № 1,5,7
8. Работа с ЭОР для 4 класса.
Выполнение заданий
9. Речь учителя: «Давайте вспомним о каких мысленных действиях мы говорили ?»
Предположительный ответ: «Деление и обобщение понятий» (слайд 31)
10. «Оперативная память класса.»
Ученики по 3 человека выходят к доске и пишут «0» или «1».
«1» - узнал на уроке что-то новое
«0» - не узнал ничего нового
11. Домашнее задание:
- Учебник §7
- Рабочая тетрадь № 2, 3, 4,9 к §7
12. Выставление отметок за урок.