Цели урока:
- Познакомить учащихся с приёмами определения рода имён существительных.
- Закрепить знания учащихся о существительном, как части речи.
- Формировать умение находить существительное среди других частей речи.
- Закрепить знания о грамматических признаках существительного.
- Воспитывать внимание, усидчивость.
- Развивать мышление.
Оборудование урока:
- Макет дома «Имя существительное».
- Учебник «Русский язык» А.В.Полякова- 2класс.
- «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова-2класс.
- Картинки о зиме.
- Таблицы, карточки.
Ход урока
Продолжим строительство дома «Имя существительное». Следующий венец дома: Род имён существительных. Давайте определим цель урока (учащиеся определяют, чем будут заниматься на уроке).
Откройте тетради. Запишите число, классная работа. Тема: род имён существительных.
Загадываю загадку: «Снег на полях. Лёд на реках. Вьюга гуляет. Когда это бывает ?» (Зимой)
Какое сейчас время года? Назовите характерные признаки зимы.
Много рассказов и стихов написано о зиме. Откройте «Литературное чтение», выпишите имена существительные. Один учащийся получает карточку с заданием выписать имена существительные из стихотворения. Он выписывает следующие слова: Утро, кот, снег, вкус, запах, ребята, голова, лапки, ветры, морозы.
Идёт проверка выписанных слов учащимися. Доказывают правильность выписанных слов.
Назовите грамматические признаки существительного. (Учащиеся называют грамматические признаки существительного и подписывают венцы на макете дома)
Ведётся работа со словами, выписанными на доске. Как можно разделить эти существительные на две группы? ( Учащиеся предлагают свои варианты ).
Выписывают в тетради. «После проверки задаю вопрос: Где мы живём ?» (Республика Саха-Якутия, г.Олёкминск).
На доске открываю запись:
Город, село, река, посёлок, переулок, озеро, улица, деревня, столица, республика.
Подберите к ним существительные, относящиеся к нашему краю(учащиеся подбирают слова: Олёкминск, Троицк, Лена, Заречный, Тунгусколь, Кяччи, Кирова, Якутск, Якутия). Какие существительные вы назвали? (Собственные). А я написала на доске? (Нарицательные). Подписывается ещё один венец на макете.
Разделите эти слова на три группы.( Если дети затрудняются, можно помочь. Подставить к словам : Мой-он, моё-оно, моя-она.)
Слова разделили так
Город | Река | Озеро |
Переулок | Столица | Село |
Посёлок | Улица |
Мы разделили существительные по родам. К словам первого столбика можно подставить слова он-(мой)- мужской род , она-(моя )-женский род, оно-(моё)-средний род.
Откройте учебники на стр.107, прочитайте правила.
Итак, имена существительные бывают? (Ж.Р.,М.Р.,Ср.Р)
Какие слова можно подобрать к существительным мужского рода? (Он-мой), женского рода(Она-моя), среднего(Оно-моё).
Проводится физминутка.
- Если существительное женского рода - приседаем
- Если существительное мужского рода - топаем
- Если существительное среднего рода - хлопаем
Слова:
Окно, мел, солнце, огурец, стул, доска, письмо, гора, петух, ручка, поле, дверь, учебник.
Выполняется упражнение 312.
А сейчас возьмите пластелин, вылепите существительное, определите род.
Достиг ли наш урок цели? (Да.Мы познакомились с родом имён существительных- это постоянный признак. Научились определять род имён существительных).
Комментирование оценок.
Домашнее задание.