Конспект открытого урока по русскому языку во 2-м классе "Род имен существительных"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с приёмами определения рода имён существительных.
  2. Закрепить знания учащихся о существительном, как части речи.
  3. Формировать умение находить существительное среди других частей речи.
  4. Закрепить знания о грамматических признаках существительного.
  5. Воспитывать внимание, усидчивость.
  6. Развивать мышление.

Оборудование урока:

  1. Макет дома «Имя существительное».
  2. Учебник «Русский язык» А.В.Полякова- 2класс.
  3. «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова-2класс.
  4. Картинки о зиме.
  5. Таблицы, карточки.

Ход урока

Продолжим строительство дома «Имя существительное». Следующий венец дома: Род имён существительных. Давайте определим цель урока (учащиеся определяют, чем будут заниматься на уроке).

Откройте тетради. Запишите число, классная работа. Тема: род имён существительных.

Загадываю загадку: «Снег на полях. Лёд на реках. Вьюга гуляет. Когда это бывает ?» (Зимой)

Какое сейчас время года? Назовите характерные признаки зимы.

Много рассказов и стихов написано о зиме. Откройте «Литературное чтение», выпишите имена существительные. Один учащийся получает карточку с заданием выписать имена существительные из стихотворения. Он выписывает следующие слова: Утро, кот, снег, вкус, запах, ребята, голова, лапки, ветры, морозы.

Идёт проверка выписанных слов учащимися. Доказывают правильность выписанных слов.

Назовите грамматические признаки существительного. (Учащиеся называют грамматические признаки существительного и подписывают венцы на макете дома)

Ведётся работа со словами, выписанными на доске. Как можно разделить эти существительные на две группы? ( Учащиеся предлагают свои варианты ).

Выписывают в тетради. «После проверки задаю вопрос: Где мы живём ?» (Республика Саха-Якутия, г.Олёкминск).

На доске открываю запись:

Город, село, река, посёлок, переулок, озеро, улица, деревня, столица, республика.

Подберите к ним существительные, относящиеся к нашему краю(учащиеся подбирают слова: Олёкминск, Троицк, Лена, Заречный, Тунгусколь, Кяччи, Кирова, Якутск, Якутия). Какие существительные вы назвали? (Собственные). А я написала на доске? (Нарицательные). Подписывается ещё один венец на макете.

Разделите эти слова на три группы.( Если дети затрудняются, можно помочь. Подставить к словам : Мой-он, моё-оно, моя-она.)

Слова разделили так

Город Река Озеро
Переулок           Столица          Село
Посёлок Улица  

Мы разделили существительные по родам. К словам первого столбика можно подставить слова он-(мой)- мужской род , она-(моя )-женский род, оно-(моё)-средний род.

Откройте учебники на стр.107, прочитайте правила.

Итак, имена существительные бывают? (Ж.Р.,М.Р.,Ср.Р)

Какие слова можно подобрать к существительным мужского рода? (Он-мой), женского рода(Она-моя), среднего(Оно-моё).

Проводится физминутка.

  • Если существительное женского рода - приседаем
  • Если существительное мужского рода - топаем
  • Если существительное среднего рода - хлопаем

Слова:

Окно, мел, солнце, огурец, стул, доска, письмо, гора, петух, ручка, поле, дверь, учебник.

Выполняется упражнение 312.

А сейчас возьмите пластелин, вылепите существительное, определите род.

Достиг ли наш урок цели? (Да.Мы познакомились с родом имён существительных- это постоянный признак. Научились определять род имён существительных).

Комментирование оценок.

Домашнее задание.