Урок по истории России в 7-м классе по теме "Россия в эпоху дворцовых переворотов (1725–1762 гг.)"

Разделы: История и обществознание


Урок поводится с использование ИКТ.

Цель урока: познакомиться с причинами, обстоятельствами и последствиями дворцовых переворотов в России XVIII в.; продолжить работу по развитию умений учащихся:

  • проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источников;
  • соотносить единичные факты и общие явления;
  • объяснять смысл, значение исторических понятий;
  • сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различие

– Воспитание интереса к родной истории.

Планируемые результаты.

Учащиеся узнают о:

Урок 1

– причинах и сущности дворцовых переворотов;

– особенностях правления Екатерины I;

– политической борьбе в царствование Петра II;

– попытке “верховников” ограничить царскую власть;

– “стабилизации” политического строя при Анне Иоанновне;

Урок 2

– характер и особенности дворцовых переворотов 1740 – 1741 гг;

– личности и политике Елизаветы;

– причинах краткости царствования Петра III.

План изучения новой темы

Урок 1

  1. Наследники Петра I.
  2. Причины дворцовых переворотов.
  3. Характеристика дворцовых переворотов.

А) дворцовые перевороты 1725, 1727,1730 гг

Урок 2

Характеристика дворцовых переворотов

А) дворцовые перевороты 1740 – 1741гг.

Б) Елизавета, Петр III.

Вступительное слово учителя.

После смерти Петра до воцарения Екатерины II прошло неполных 4 десятилетия, однако за это время на русском престоле сменилось 6 монархов. Все эти правители преследовали узкокорыстные интересы и стремились переложить тяготы государственного управления на своих фаворитов, которые беззастенчиво разграбляли страну.

Наша с вами задача выяснить причины, обстоятельства и последствия дворцовых переворотов в России 18 в.

Слушая мой рассказ, работая с учебником, заполняя таблицу, вы должны будете объяснить понятие “дворцовые перевороты”, а также ответить на вопрос (проблемное задание):

  1. С каким периодом русской истории мы можем сравнить эпоху дворцовых переворотов?
  2. Какие общие черты и особенности этих периодов вы можете назвать?

Итак, начнем (работа со схемой “Наследники Петра”, см. презентацию. Приложение 1)

Петровскими преобразованиями были недовольны бояре и духовенство, организовавшие заговор против царя. Сын Петра царевич Алексей (наследник престола) входил в число заговорщиков. Он был обвинен в государственной измене и приговорен к смертной казни. Но царевич умер в тюрьме еще до приведения приговора в исполнение. После этого события появился Устав о наследии престола, по которому император получил право назначать себе преемника по своему усмотрению. Но сам Петр этого сделать не успел, так как в январе 1725 г. неожиданно заболел и умер, не успев выразить свою волю. Теперь все его родственники могли претендовать на престол в России. Больше всего шансов было у его жены (второй – Екатерины), внука от царевича Алексея, дочери и племянницы (дочери Ивана, соправителя Петра 1682 – 1696).[1]

Почему именно у этих людей было больше шансов занять российский престол?

– Внук Петра был единственным мужчиной в семье Романовых,

– а Екатерина – самым близким царю человеком.

– Елизавета – его любимая дочь.

– Анна имела политический опыт – была правительницей маленького государства.

  • Кто из них займет престол?
  • Почему начнется эпоха дворцовых переворотов?

Давайте постараемся ответить на эти вопросы.

Итак, чем были вызваны дворцовые перевороты. Выясните главную причину дворцовых переворотов.

Поможет ответить на вопросы схема “Причины дворцовых переворотов”

(работа со схемой, см. презентацию.Приложение1)

Реформы Петра I привели к неразберихе с наследниками, созданию гвардии, усталости дворян от реформ. Почему это произошло? Умирая, Петр не смог назначить себе преемника. Началась борьба за власть различных группировок, которая сводилась к выдвижению и поддержке того или иного кандидата на престол. Наследники Петра не могли самостоятельно бороться за власть и нуждались в поддержке. Исход спора решала гвардия, поддержавшая Екатерину I. Гвардия стала главным орудием борьбы за власть. Гвардейские полки формировались из дворян. Дворяне очень устали от реформ Петра. Он заставил их изменить свой привычный образ жизни, принял западноевропейские обычаи, установил для дворян пожизненную обязательную службу. Дворяне – гвардейцы были заинтересованы в дворцовых переворотах потому, что их организаторы – родственники Петра I и его приближенные – расплачивались с ними привилегиями[1]

Вопрос ученикам по схеме: Назовите главную причину дворцовых переворотов

Ответ: Петр I не назначил наследника.

Теперь познакомимся с новым понятием – привилегии. Что такое привилегии?

Привилегии – исключительные права, которых нет у других людей.

Наступила очередь поговорить о том, как проходили дворцовые перевороты и дать определение этому понятию.

Может кто-нибудь уже сейчас может дать определение понятию дворцовые перевороты?

Учащиеся дают определение, учитель его корректирует. Учащиеся записывают определение в тетради.

Групповая работа учащихся с учебником по заполнению таблицы.

Задание

1 группа: Охарактеризуйте первый дворцовый переворот по плану.

Данные занесите в таблицу (учебник с. 147)

2 группа: Охарактеризуйте второй дворцовый переворот

Данные занесите в таблицу (учебник с. 148).

3 группа: Охарактеризуйте третий дворцовый переворот

Данные занесите в таблицу (учебник с.149).

План:

  • дата
  • причины
  • Организатор
  • Кто осуществлял переворот
  • Итог переворота
  • Что получили участники переворота.

Представление результатов работы групп – выступления учащихся.

Первый дворцовый переворот

Таблица №1

Дата

Причины

Организатор/ оружие

Итоги

Последствия

1725 Петр не успел назначить преемника Александр Меньшиков/гвардия Воцарение Екатерины I Создание верховного тайного совета (ВТС), сокращение срока службы, раздача земель

Второй дворцовый переворот

Екатерина ненамного пережила своего супруга. 6 мая 1727 г. она умерла от горячки. Согласно оставленному ею завещанию престол переходил к сыну старшего сына Петра I – Петру Алексеевичу. До его совершеннолетия страной должен был управлять Верховный Тайный Совет.

Таблица №2

Дата

Причины

Организатор/орудие

Итоги

Итоги

1727

ПетрII(по завещанию)

Усилилось влияние Меньшикова

Князья Долгорукие, А.И.Остерман/интриги Меньшиков с семьей сослан в Сибирь, курс на корректировку реформ Изменился состав ВТС.

Дворяне ничего не получили

Однако и новый государь царствовал недолго: он заболел оспой и в ночь на 19 января 1730 г. скоропостижно скончался. Той же ночью “верховники”, некоторые сенаторы и высшие венные чины собрались, чтобы обсудить судьбу российского престола.

Третий дворцовый переворот

Таблица №3

дата причины Организатор/ оружие Итоги последствия
1730 “Верховники” пригласили Анну на условиях “кондиций” Анна Ивановна/гвардия Анна правила единолично, опираясь на фаворитов Срок службы сокращен до 25 лет, запись – с младенчества

Выбор пал на Анну Иоанновну, ее пригласили на условиях “ кондиций”.

Работа с документом “Текст кондиций, подписанных Анной Иоановной” (учебник с. 155)

Вопрос:

  1. Какие условия были предложены Анне?
  2. Как вы понимаете фразу казанского губернатора Волынского:

“Боже сохрани, чуть не сделалось вместо одного самодержавного государя десять самовластных и сильных фамилий”?[2]

Разорвав “Кондиции” Анна стала править единовластно, опираясь на фаворитов: Бирон, Остерман, Миних.

Характеристика периода правления Анны.

Представление учебного проекта учащихся с использованием презентации.

Родилась 28 января 1693г.

Четвертая дочь царя Ивана Алексеевича и Прасковьи Федоровны Салтыковой

  • Осенью 1710 г. Анну выдали замуж за герцога Курляндии, который умер вскоре после свадьбы.
  • Склонности к государственным делам не имела.
  • Герцогством управлял представитель русского правительства, а с середины 1720-х г.г. – Эрнест Иоганн Бирон.
  • Неэффективное руководство
  • Упадок государственной и культурной жизни
  • Жестокий политический террор
  • Вялая внешняя политика

Разорвав “кондиции”

  • Упразднила Верховный тайный совет
  • Восстановила прежний статус Сената
  • Создала Кабинет министров во главе с Остерманом
  • Начала возвышать иностранцев
  • Отменила указ о единонаследии 1714г.
  • Учредила Сухопутный шляхетский кадетский корпус.
  • При Сенате было создано училище по подготовке чиновников, при Академии наук – семинарию.
  • В 1738 г. открыта балетная школа.
  • Введены полицейские подразделения.
  • Создана почта.

17 октября 1740 г. в возрасте 47 лет Анна Иоанновна скончалась.

Задание ученикам: объясните понятия “кондиции”, “бироновщина”.

Проверка проблемного задания.

Вопросы.

  1. С каким периодом русской истории мы можем сравнить эпоху дворцовых переворотов?
  2. Какие общие черты и особенности этих периодов вы можете назвать?

Ответ: период смутного времени.

Общие черты – отсутствие наследника престола.

Особенности: смута – гражданская война и интервенция.

Дворцовые перевороты – борьба за власть.

Подведение итогов

Д/з:§20,ответить на вопросы, заполнить таблицу до конца, даты, термины.

Литература:

  1. Агафонов С.В. “Тематическое и поурочное планирование по истории России XVI-XVIII веков” Издательство “Экзамен” М. 2006.
  2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. “История России: конец XVI-XVIII век. 7 класс” М.: Просвещение 2004 г.

Презентация