Развитие познавательного интереса обучающихся II и III ступеней на уроках истории и обществознания в условиях проектно-исследовательской деятельности

Разделы: История и обществознание


На сегодняшний момент определяющими факторами в образовании и развитии личности с точки зрения гуманистической психологии и педагогики считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию.

По мнению педагога Г.К. Селевко [6], большинство современных подростков пассивны, уровень их активности в ходе учебного процесса низкий, у многих формируется убеждение, что знания, даваемые школой, в жизни не пригодятся.

Между тем общество нуждается в высокообразованных, инициативных и предприимчивых молодых людях, способных творчески реформировать общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны. Поэтому выпускники средней школы должны быть подготовлены к новым общественным отношениям, к встрече с трудностями в условиях конкурентной деятельности, должны быть социально защищены. И, главное, выпускники должны быть способны к саморазвитию, непрерывному совершенствованию себя.

Выполнить такие задачи невозможно в условиях традиционных технологий, поэтому в своей деятельности я ставлю перед собой цель: создать условия для того, чтобы учащиеся проявили себя активными участниками образовательного процесса, развивались их интеллектуальные и творческие способности, формировался устойчивый познавательный интерес к историческому исследованию, научному поиску, творческой деятельности. Проектно-исследовательский метод дает такую возможность.

Активно применяя метод, связанный с исследовательской работой учащихся, я реализую следующие задачи:

  • формирование устойчивых мотивов учащихся, связанных с обучением, расширением и углублением знаний, стремлением выйти за рамки программы-минимум предметного курса;
  • создание межпредметных связей, внедрение в обучение компьютерных технологий: привлечение ресурсов Интернета, создание презентационных материалов;
  • формирование необходимых навыков работы с различными источниками информации, умений преподнести и защитить свою точку зрения, и даже просто научение школьника доводить начатое дело до конца;
  • воспитание таких качеств учащихся, как умение работать в коллективе, уважать точку зрения других участников работы, вместе находить решения, быть толерантным;
  • повышение результативности процесса обучения, что означает стимулирование интереса к предмету и соответственно повышение успеваемости у учеников;
  • формирование критического и творческого мышления учащихся, развитие способности находить нестандартное решение проблемных вопросов в условиях постоянно меняющегося мира.

К тому же нужно помнить, что работы учащихся являются ценным материалом для проведения научно-практических конференций, творческих вечеров, дискуссионных клубов и других форм внеурочной деятельности, которая даёт возможность учащимся более полно и разносторонне проявить знания, умения и навыки, полученные в классе.

Эффективность использования проектно-исследовательской технологии определяется значительным объемом предварительной работы педагога, так как главным условием организации работы над проектом является профессионализм учителя, знание им особенностей проектной методики, осознание широких возможностей развития учащихся в процессе проектно-исследовательской деятельности.

Организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с поставленными целями и задачами.

В соответствии с поставленными целями и задачами использую на уроках истории и внеурочной работе проектно-исследовательский метод, как ведущий для развития познавательного интереса школьников.

“Познавательный интерес можно назвать избирательной деятельностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности” [9].

Н.Г. Морозова под познавательным интересом понимает “особое положительно–эмоциональное отношение, стремление к знанию и самостоятельной творческой деятельности, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека больше узнать нового, понять, проверить, выяснить, усвоить”.[4]

Таким образом, в процессе формирования познавательного интереса можно выделить следующие этапы:

первый – любознательность;

второй – появление интереса, стимулирующего творческий поиск;

третий – устойчивый интерес к предмету на теоретическом уровне.

Прежде чем начинать работу по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках, провожу подготовительную работу. Этап предпроектной подготовки включает в себя выбор темы проекта, определение его типа и числа участников; обоснование проблемы, исследуемой в рамках намеченной тематики.

Этап планирования предполагает распределение ролей участников проекта, деление их на группы, определение объема работы каждой группы.

На организационно-исследовательском этапе осуществляется поиск нужной информации, составление технологической карты с представлением логической последовательности хода работы, проводится самостоятельная работа участников проекта по своим творческим заданиям.

На завершающем этапе предполагается представление результатов проекта.

Так, на протяжении ряда лет вместе с учащимися мы определили несколько тем проектов и исследовательских работ: “Ильин родник”, “Храм во имя Казанской иконы Божьей Матери”, “Глобальные проблемы человечества и пути их решения на примере утилизации отходов села Владимировка”, “Дарили радость людям”, “Последствия аварии на Чернобыльской АЭС на примере села Владимировка Старооскольского района Белгородской области”, “Владимировцы в годы Великой Отечественной войны”.

Для примера рассмотрим работу над темой “Владимировцы в годы Великой Отечественной войны”. Данная проектно-исследовательская работа, выполненная учащимися 9 класса, проводилась накануне празднования 65-летия победы в Курской битве в рамках подготовки и проведения школьной научно-исследовательской конференции по теме “Судьба моих односельчан в годы Великой Отечественной войны”. (Приложение 1) Проблему обозначили сами школьники: какой вклад жители села Владимировка внесли в дело победы над немецко-фашистскими захватчиками. Учащимся захотелось поближе познакомиться с историей своего родного края, с жителями села, с ветеранами, со всеми, кто помнит Великую Отечественную войну. А потом поделиться своими наработками со всеми учащимися школы.

Были определены роли участников: автор проекта, журналисты осуществляли поиск информации и обработку ее, проведение исследования по заданой теме, оформление ее в законченную работу, компьютерщики должны были систематизировать полученную от автора проекта информацию и составить мультимедийную презентацию, разработать сайт. После чего проектные продукты должны были быть представлены на школьную научно-исследовательскую конференцию, районную краеведческую олимпиаду и различные конкурсы всех уровней.

Технологическая карта проекта включала в себя следующие этапы:

  • постановка проблемы: какой вклад жители села Владимировка внесли в дело Победы над немецко-фашистскими захватчиками;
  • определение объекта исследования: село Владимировка и события, происходящие в нем в годы Великой Отечественной войны;
  • выявление предмета исследования: судьбы жителей села Владимировка, пошедших военные годы;
  • формулировка гипотез,
  • определение направления работы и задач,
  • определение способов поиска источников информации.

В процессе работы на проектом журналисты осуществляли поиск информации, подготовили интервью с жителями села, проведение классного часа и музейного урока; автор проекта также осуществлял поиск информации, систематизировал и обрабатывал информацию, написание исследовательской работы; компьютерщики – создание и представление сайта и презентации к работе.

Кроме того для автора проекта особый интерес представляли, помимо рабочих планов, составленных учащимися, само обсуждение проекта в целом. Дебаты, проходившие во время обсуждения, помогли четко сформулировать цели и задачи проекта, определить место и обязанности каждого в этой работе.

Защита исследовательской работы “Владимировцы в годы Великой Отечественной войны” была представлена в форме классного часа и музейного урока во Владимировской СОШ с просмотром презентации (Приложение 2) и привлечением экспонатов школьного музея. Также эта работа была представлена на районной краеведческой олимпиаде в г. Старый Оскол (1 место) и на областной краеведческой олимпиаде в г. Белгород (9 место). Автор проекта Кондратенко М. был удостоен чести защищать его на областном конкурсе социальных проектов “Мы – белгородцы! Думай, решай, действуй!” (2 место). И в довершение всего данная работа была представлена на суд жюри всероссийского конкурса исследовательских работ “Первые шаги в науку” (диплом лауреата I степени). Презентация “Владимировцы в годы Великой Отечественной войны” была отмечена грамотой районного конкурса презентаций “Мой край родной” (2 место), сайт с одноименным названием был отмечен грамотой за яркое воплощение и оригинальное раскрытие темы городского конкурса видеофильмов, WEB-сайтов, посвященного 65-летию Курской битвы.

После проведения классного часа и музейного урока были подведены итоги. В ходе их ученики вместе с учителем пытались дать ответы на такие вопросы:

– Каковы впечатления участников? Понравилась ли эта работа? Что именно понравилось? Что не понравилось?

– Можно ли сказать, что все прошло успешно? Почему?

– Что или кто произвёл наибольшее впечатление? Удивил? Проявил эрудицию, организаторские способности?

– Какие трудности испытывали участники проекта? Почему? Как пытались их преодолеть?

– Что из этого мероприятия можно извлечь для курсов “История России” и “Краеведение”?

В ходе подведения итогов учащиеся высказали предложение проводить работу над проектами как можно чаще. Они сами увидели “слабые места” в своей подготовке. По достоинству оценили ребята удачи своих одноклассников. Вырос интерес школьников к актуальным вопросам истории, к истории совей малой Родины. Возросло желание ближе познакомиться с вдовами и ветеранами Великой Отечественной войны, помогать им, заботиться о них.

Для меня наиболее ценной явилась возможность корректировки знаний учащихся и восполнения пробелов в них уже в процессе работы над проектом, в условиях живого и активного обсуждения. Стали очевидны и некоторые пути совершенствования организации подобных мероприятий. Выяснилось, что решение некоторых вопросов, требует солидного социального опыта, которого у учащихся пока нет. Вместе с тем именно социальная направленность проекта дала возможность решать задачи гражданско-патриотического воспитания школьников.

Выводы и результаты работы по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Проекты либо органично вписываются в учебный процесс, либо выполняются во внеурочное время. Метод проектов я считаю специфическим этапом формирования знаний. Он служит определенным стимулом и мотивацией для дальнейшей деятельности, помогает каждому ученику совершенствовать индивидуальные способности, способствует самовыражению и повышению ответственности, позволяет осуществить индивидуализацию обучения и формирует устойчивый интерес к предметам обществоведческого цикла.

Об эффективности работы по реализации проектно-исследовательской свидетельствует высокий уровень усвоения учащимися программного материала по обществоведческим дисциплинам. В течение ряда лет качество знаний по истории и обществознанию составляет 72%.

На протяжении ряда лет выпускники 9 и 11 классов сознательно выбирают историю и обществознание для сдачи итоговой аттестации и показывают высокий уровень овладения теоретическими и практическими знаниями. Это говорит о том, что учащиеся объективно в течение изучения всего курса истории и обществознания были вовлечены в активное взаимодействие с учителем, что они доверяют ему и уверены в положительном результате экзамена. Некоторые обучающиеся сдают экзамены в форме защиты исследовательской работы, что говорит о росте познавательного интереса к расширенному изучению предмета.

Показателем роста познавательного интереса к моему предмету служит ежегодное увеличение количества участников олимпиад по истории, обществознанию, праву:

ГОД

Количество участников

Школьный уровень

Муниципальный уровень

Региональный уровень

Всероссийский уровень

2005 – 2006

48

8

-

-

2007 – 2008

52

9

2

1

2008 – 2009

56

10

1

2

Результатом работы по развитию творческого мышления учащихся, использовании личностно ориентированного подхода можно считать успешное участие моих учеников в городских, областных и всероссийских творческих конкурсах и конкурсах исследовательских работ. (Приложение 3)

Выводы:

  1. На протяжении трёх лет качество знаний по истории и обществознанию составляет 72% по школе, что позволяет сделать вывод о стабильности мотивации достижения успеха.
  2. Проследить динамику роста познавательной активности позволяют показатели по 8 классу, где весь период соблюдалась преемственность: мотивация к познанию предмета возросла с 66% в 2005 году до 82% в 2009 году, что положительно сказалось на успеваемости обучающихся. (Приложение 4)
  3. Результаты участия обучающихся в различного рода олимпиадах и конкурсах говорят о сформированности творческого отношения к изучаемому материалу.
  4. Проведение повторной диагностики показало, что уровень познавательной активности учащихся повысился, следовательно, это дает возможность сказать об эффективности применения проектно-исследовательской технологии на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности и имеет практическую значимость для повышения качества образовательного процесса. (Приложение 5)

Библиографический список

  1. Боброва, О.Ф. Научные работы учащихся / О.Ф. Боброва– Белгород, 2006. – 27с.
  2. Жиренко, О.Е. Инновационные технологии обучения в современной начальной школе / О.Е. Жиренко– Воронеж: ВОИПКиПРО, 2008. – 88с.
  3. Козленко, С.И. Профильное обучение и современные образовательные технологии / С.И. Козленко – М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2007. – 80 с.
  4. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. – М.: Знание, 1979. – 48с.
  5. Педагогическая диагностика в работе классного руководителя / сост. Н.А. Панченко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 128 с.
  6. Селевко, Г.К. Технология саморазвития личности школьника / Г.К. Селевко // Школьные технологии. – 2000. – №6. – С.5-20, 26.
  7. Смирнова, Т.Н. Противоречия в целеполагании и инновационной деятельности современной школы. – http://www.eidos.ru/journal/2007/0222-17.htm
  8. Шевченко, Н.И. Технологии обучения истории в старшей школе/ Н.И. Шевченко. – М.: Издательство Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2001. – 29 с.
  9. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М.: Педагогика, 1988. – 208 с.
  10. Я иду на урок истории: Древнейшая и древняя история.–М.: Издательство “Первое сентября”, 1999. – 304 с.
  11. Я иду на урок истории: Материалы по истории средних веков. – М.: Издательство “Первое сентября”, 2000. – 384 с.