Цель: познакомить учащихся с буквами Д, д, со звуками [д], [д,]
Обучающие: формировать навыки правильного, плавного, сознательного, выразительного чтения; осуществлять звуковой анализ слов, учить давать характеристику звукам; учить понимать текст, придумывать заголовки к тексту.
Развивающие: способствовать развитию фонематического слуха, речи, логического мышления, внимания, памяти, расширять кругозор.
Воспитывающие: воспитывать любознательность; учить сотрудничеству.
Оборудование:
- В.Г.Горецкий “Русская азбука”
- Пропись №3
- Сигнальные карточки
- Картинка для раскрашивания
- Рисунки с изображением звезд
- Рисунок с изображением Незнайки
- Ракета
Ход урока
I. Организационный момент
Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
– Ребята, нам прислали письмо. Разрешите его прочитать:
“Дорогие ученики из 1 “Б” класса. Я приглашаю вас совершить космический полет на ракете. Мне очень хочется узнать, умеете ли вы дружно трудиться, преодолевать трудности.
Незнайка”
– Ну как, ребята, принимаете приглашение Незнайки?
– Теперь вы не просто ученики, а члены космического экипажа.
– Итак, сегодня мы совершаем полет в не5изведанное космическое пространство. Чтобы полет прошел успешно, необходимо выполнять следующие условия:
- точно и правильно выполнять задания;
- быть очень внимательным;
- регулярно выполнять физзарядку;
- не допускать ошибок: иначе ракета может потерпеть аварию;
- ответить хочешь – не шуми, а тихо руку подними!
– Внимание! Экипажу занять свои места в ракете. Одеть шлемофоны, пристегнуть ремни (имитация действия).
II. Работа по барометру настроения (Приложение 1).
– В своих бортовых журналах отметьте свое настроение на начало нашего полета.
– Каким бы цветом вы его изобразили?
– Почему кому-то из вас грустно, скучно, …?
– Я надеюсь, что на уроке вам станет интересно, а с урока вы уйдете с другим настроением, а поможет этому наше космическое путешествие.
III. Дыхательная гимнастика.
– Наша ракета всё дальше и дальше удаляется от Земли.
Как приятно вспомнить всё что связанно с нашей родной землёй. представьте себе что мы на огромной душистой поляне. Кругом цветы. Как красиво.
Упражнение : “Ароматный цветок” (вдох, медленный выдох)
IV. Поэтическая минутка
Наша ракета сейчас находится на “поэтической волне”
– Вспомните и расскажите изученные стихотворения.
(дети рассказывают стихотворения, которые ежедневно разучивают на уроках обучения грамоте)
– А теперь сядьте удобней. Наш полёт проходит успешно.
V. Повторение
– Включаю экран телевизора
1. Работа по “Ленте букв”
– Сколько гласных букв изучили назовите их
– Какие буквы обозначают мягкость согласных звуков?
– А какие прри произношении обозначают два звука?
– В каких случаях?
– Сколько согласных букв изучили?
2. чтение слогов слияний.
– Сейчас перед нами созвездия.
Звёзды в нём не обычные. На каждой звезде созвездия слоги – слияния:
– Прочитайте их тихо
– Прочитайте медленно
– Прочитайте скороговоркой
– Прочитайте громко
– Договорите их до целых слов
VI. Фонетическая зарядка. Постановка темы и целей урока.
Полёт проходит успешно. Сядте удобнее, продолжаем полёт.
– Как дудят в дудочку? (Ду-ду-ду…)
– Какой звук слышится когда звенит колокольчик? (динь-динь-динь…)
– Какие звуки слышим в начале этих слов?
– Что вы можете сказать об этих звуках?
– Охарактеризуйте эти звуки
– Кто из вас может сформулировать тему урока?
VII. Физминутка.
– Наша ракета стремительно несётся ввысь. Экипаж работает чётко, слаженно. Сейчас предстоит серьёзная работа: Мы выходим в открытый космос.
Упражнение “Полёты в невесомости”
(Учащиеся выполняют разнообразные движения в зависимости от своей фантазии).
VIII. Работа над новым материалом.
Ребята, вы чувствуете, как ракета набирает скорость. Проверьте своё рабочее место и содержите его в порядке.
- Слого – звуковой анализ.
- Распознавание звуков [ д ], [ д,]
- 3накомство с буквами Д д.
– Найдите одинаковый звук в словах:
Помидор, дверь, солдат, ведро, гвоздика, кедры.
– Какой одинаковый звук вы слышите в словах:
Девочка, дятел, дерево, радио, дети.
Вывод:
[ д ] – согласный, твёрдый, парный, звонкий.
[ д,] – согласный, мягкий, парный, звонкий.
– Если услышите звук [ д ] – поднимаете синюю сигнальную карточку, звук [ д,] зелёную.
дети, дача, дельфин, дерево, дождь, домино, диван, дочь, дудочка.
– Дети, а кто может напечатать графическое изображение этих звуков?
– Поднимите руку кто знает эту букву?
– Кто скажет на что похожа буква Д (на домик, приложение №2)
“Д – это домик аккуратный с красивой крышей двускатной”
– Хоть мы с вами сейчас далеко от земли, наверное скучаем по дому.
– Давайте закроем глаза и представим себе необычный дом, сказочный где все живущие и вещи начинаются на букву “Д”, помогайте:
– В домике живёт старенький… ( дедушка)
– Девочка по имени… (Даша)
– Мальчик по имени… (Дима)
– Они втроем любят играть в… (домино)
– И отдыхают на… (диване)
– Когда кто-то приходит они рады открыть… (дверь)
– А во дворе бегает добродушная дворняжка … (Дружок) и доберман – пинчер (Джульбарс)
– На какую букву начинались все слова?
– А какие мы слышим звуки?
– А какие ещё слова знаете на букву Д?
IX. Работа в “Прописи” (с.16)
– Ребята, вы чувствуете, как ракета набирает скорость?
Проверьте своё рабочее место сядьте удобнее. Постарайтесь, что бы в течении полёта тетрадь лежала правильно, а записи были чёткими и аккуратными.
– Кого мы ещё возьмём в наш домик? (дворника)
– Какое отчество ему дадим? (Дормидонтович)
– А теперь скажем слово “дворник” и выделим звук который слышим в начале [ д ].
– А теперь разукрасим фартук у дворника.
– Каким цветом (синим)
– Почему (согласный)
2. Разминка рук и тренировка памяти.
Из пальчиков делаем фигуру домика и вслух говорим:
“Этот домик – буква “Д” в домике окошко
Из трубы идёт дымок,
А в окошке – кошка” (2 раза)
3. Сравнение печатной и строчной “Букв “Д д”
4. Анализ элементов буквы “д”
– Из скольких элементов состоит сточная буква “д”? (из двух)
– Назовите их. (Овал, петля)
– Обведите их по контуру
- Показ и объяснение написания буквы “д” (учитель)
- Письмо буквы детьми:
– В воздухе обведите элементы локтем, подбородком;
– На доске;
– В тетради (1 строка)
– Вы должны красиво написать буквы и они будут пропуском для дальнейшего нашего космического путешествия.
X. Релаксация
“Снова руки на колени,
А теперь немного лени…
Напряженье улетело,
И расслаблено всё тело…
Наши мышцы не устали и ещё послушней стали.
Дышится легко, ровно, глубоко”
XI.. Работа по “Русской азбуке” (с.109)
- Открываем учебник и попадаем… Куда?
- Работа по иллюстрации.
Правильно. Мы с вами попали в подводное царство.
– Что бы наше путешествие прошло успешно, надо разгадать пароль.
– Читаем слоги с твёрдым согласным звуком [ д ]. (да-ды, до-ду)
– Читаем слоги с мягким согласным звуком [ д,]. (ди)
– Что вы видите на иллюстрации?
(медуза, морская звезда, актинии, осьминог, клад, водолазы, батискаф – глубоководный самоходный аппарат)
– В каких словах вы услышали звуки [ д ] [ д,].
– Я проговариваю ещё раз, а вы прохлопайте.
3. Значение слова “звезда” (приложение №3)
(В небе блестит звезда,
На дне океана звезда,
Дети нарисовали звезду)
А сейчас члены экипажа поправьте свои шлемофоны.
XII. Самостоятельная работа.
– Потёрли ладони чувствуете как прибыла энергия. Ваши пальчики становятся волшебными. Прижмите ладони к парте:
– Прижимаем мизинец, безымянный и т.д.
– Вы готовы? Запишите по образцу слоги – слияния.
– Найдите на картинке все части на которых есть буквы Дд и Дд
– кто получился? (дельфин)
– где они живут?
– Что интересного вы знаете о них?
– Расскажите.
– Итак, мы выполнили уже большую часть работы. Наша ракета пошла на снижение. Мы идём к земле. Мы скоро должны совершить мягкую посадку, а для этого нам необходимо выполнить последнее задание.
XIII. Чтение текста в “Русской азбуке”
- Чтение текста
- Запись предложения (пропись)
– Кто ведёт подводные работы? (водолазы)
– Кем работали папы у Нади и Димы?
– Где они работают?
На дне реки работает водолаз
– Найдите в предложении строчную букву “д”
– Подчеркните их.
Ну а теперь пришло время успешно завершить полёт и совершить мягкую посадку.
XIV. Подведение итога урока.
– Внимание! Наша ракета совершила мягкую посадку благодаря дружной, добросовестной работе экипажа.
– Ребята понравилось ли вам наше путешествие?
– Какие задания вам понравились больше всего? Почему?
– Что вы сегодня нового узнали во время нашего космического путешествия?