Цель: дать представления об изменениях, происшедших в Англии XVIIIв., о переходе от традиционного общества к индустриальному.
Задачи урока:
Обучающие:
- выяснить предпосылки промышленного переворота в Англии;
- познакомить с основными изобретениями и открытиями начального периода промышленного переворота;
- показать социальные последствия ПП.
Развивающие:
- развивать умение анализировать исторические (в т.ч. статистические) данные;
- развивать умение работать с документальным материалом;
- развивать умение прогнозировать исторические события.
Воспитывающие: воспитывать стремление к самосовершенствованию личности.
Форма занятия: журналистское расследование.
Оборудование: слайд- презентация, “путевой дневник”.
Литература:
1. Данилов Д.Д., Кузнецова С.С.. Репников А.В., Рогожкин В.А.Всеобщая история Нового времени. Конец XV-XVII век. Учебник для 7класса основной школы.- М.:Баласс.2005
2. А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкина. Поурочные разработки по Новой истории 1500-1800 г.- М.: “Просвещение”,2001
3. Энциклопедия. Всемирная история. –М.,Аванта,1995
4. Бродель Ф. Время мира. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV—XVIIIвв.,т.3,М.,1992
Ход урока
I. Орг.момент
.Записать Д/з. параграф 19, творческая работа( вопрос 4 либо о ПП)
II. Этап мотивации.
Учитель: Знакомясь с документами, я обнаружила письмо Георга 3 (Слайд №1)
Рад сообщить вам, что наша старая добрая Англия
по праву занимает – по многим показателям –
первое место в мире. Нашей продукцией завалены
все европейские рынки, никто не в состоянии
конкурировать с нашими фабриками, оснащенными по
последнему слову техники, созданной нашими
подданными. Одна паровая машина заменяет сотни
рабочих рук, и именно поэтому в наш хлопок одет
весь мир. В наших шахтах добывается девять
десятых всего мирового угля. В нашей стране живут
богатейшие люди земного шара, заработавшие свои
честные миллионы в наших обширных колониях Индии
и Америки.
Две трети населения Англии – горожане. И пусть
иногда работы не хватает на всех, низкая зарплата
и высокие налоги – всё одно лучше, чем во Франции,
где люди отрубают друг другу головы и разгоняют
мятежников картечью. Наши женщины и дети вообще
должны радоваться, что им платят хоть что-нибудь:
они же не умирают с голоду.
Я же не жалуюсь на то, что не имею права сам
собирать налоги и назначать судей, каких захочу.
Так что не надо ломать станки, кричать и ругаться!
Ну, да Бог с ними со всеми.
Учитель: Я предлагаю проверить достоверность
этого послания. И так, мы отправляемся в Англию 18
века в роли журналистов. Мы будем писать статью о
промышленном перевороте
Слайд № 2.
Для написания статьи нужно собрать материал по плану. Слайд № 3
План.
- Предпосылки ПП.
- Время изобретений.
- Последствия ПП.
- Политический строй.
III. Осмысление
1. Предпосылки промышленного переворота
Учитель: Экономисты говорят, что для успешного развития капиталистического производства нужны 3 условия: накопление богатств, свободные люди, рынок сбыта товаров. Проверим. Имелись ли эти условия в Англии в 18 в.?Слайд №4
Учитель: В письме сказано, что 2/3 населения – это горожане. Куда исчезли крестьяне? Для ответа посетим поместье лендлорда. Слайд № 5
- Кто такой лендлорд? Как лендлорд связан с фермером? Кто работает на фермера?
ЗАДАНИЕ 1.
(На доске записаны словосочетания в хаотичном порядке под цифрами)
Составьте логическую цепочку. В “путевом дневнике” выполнить задание 1,записать только цифры.
- Сложилась крупная земельная собственность;
- Увеличилось производство зерна и мяса;
- Цены снизились;
- Рост торговли между городом и деревней.
ВЫВОД: Произошла аграрная революция и к 70 г. XVIII в. крестьяне-собственники исчезли.
ЗАДАНИЕ 2. Заполняем таблицу.
Таблица “Предпосылки промышленного переворота”
Предпосылки ПП | Наличие этих условий в Англии |
Свободные люди | Аграрная революция, крестьяне. Рост населения |
Сложился рынок сбыта товаров | Рост городов и городского населения |
Накопление богатств | Перепродажа земли. Ограбление колоний. Работорговля. |
Учитель: используя данный график, сделайте вывод. Слайд № 6
Вывод: В руках торговцев, банкиров, предпринимателей скапливались огромные капиталы, которые надо выгодно использовать. Получению максимальной прибыли мешал слабый уровень развития производства. Возникла необходимость внедрения в производство усовершенствований и изобретений, которые позволили бы резко увеличить выпуск продукции.
2. Время изобретений
- Как вы думаете, в какой отрасли начался промышленный переворот?
Работа с учебником стр.229
ЗАДАЧА: Как устранить конкурентов? (С одной стороны дешевые, прочные индийские ткани с другой – английские, более грубые. Непрактичные)
Вывод: сделать производство более дешевым.
Учитель: посетим музей, где экскурсовод расскажет об изобретениях 18 в.
ЗАДАНИЕ 3.
1. Работа с таблицей. В ходе прослушивания информации (используются слайды с 7 по 11), заполнить пустые клеточки.
2. Сообщение ученика о Джеймсе Уатте.Слайды№12,13
Воспитательный момент. Талант может раскрыться в любом возрасте. Главное - упорно трудиться.
ЗАДАНИЕ 4.
Используя диаграмму о ввозе хлопка сделайте свои выводы.
Вывод: В1760-1790гг. в Англии начался промышленный переворот, строится много фабрик.
Исторический прогноз.
- Каковы последствия ПП?
Работа по вариантам. 1в. – на с.233 прочитать 2 абзац, выбрать положительные последствия.
1 в. – на с.233 абзац, выбрать отрицательные последствия.
Работа с документом на с. 237 1 документ.
Учитель: Предположите, как рабочие могли выражать свое недовольство?
Даю определение к слову забастовка
Вывод: промышленный переворот имел как положительные, так и отрицательные последствия.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
Учитель: Откройте страницу 124. Посмотрим, изменилась ли система управления государством.
Дать определения понятиям имущественный ценз, оппозиция.
Государственная система Англии к 1800 г.
Глава государства – король, он назначает
правительство из состава парламентского
большинства.
Правительство ответственно перед парламентом,
который состоит из палаты лордов, назначаемой
королем, и палаты общин, избираемой
налогоплательщиками. Ценз для избрания – 600
фунтов годового дохода с недвижимости для
представителей из сельской местности и 200 фунтов
для представителей от городов. Срок полномочий
депутатов – 7 лет. Выборы производятся по
территориальным округам (по 2 человека) с
неравным количеством населения. В Англии к 1800 г.
существует 56 “гнилых местечек” – округов, где
проживает совсем мало избирателей, но выбирается
столько же депутатов, как и от крупных городов. В
них практикуется подкуп избирателей. В самой
палате подкупают депутатов, чтобы принимать
нужное решение. В парламенте большинство
составляют либо крупные землевладельцы – тори,
либо представители финансовой и торговой
буржуазии – виги.
IV. Рефлексия
ЗАДАНИЕ 5
Проверить правдивость письма Георга III(найти исторические ошибки)
V. Подведение итогов
.Выставление оценок. Раздать вопросы для написания статьи.
Можно использовать символы.