Перед человеком к разуму три пути:
Путь размышления - самый благородный;
путь подражания - самый легкий;
путь личного опыта - самый тяжелый путь.
Конфуций.
Ученый Дж. Дьюи считал, что ребенок прочно усваивает лишь то, что познает через самостоятельную деятельность, что требует то него познавательных и практических усилий и в дальнейшем имеет применение в жизни.
Мною на практике активно применяется метод проектов как деятельность детей, выбранная ими свободно, и выполняется охотно, "от всего сердца". А в результате - инициативная, творческая, активная личность.
В сентябре месяце Аня Р. заявила, что с мамой готовится к празднику. Стали расспрашивать, что за праздник, у кого? Оказалось, впереди День пожилого человека. Юля и Даша решили присоединиться и сделать подарок своим бабушкам. Так и зародился проект "Сюрприз для бабушки" с детьми подготовительной к школе группе. Это был первый этап творческого проекта. В ходе обсуждения предстоящего события была создана мотивация.
Актуальность темы: праздник день пожилого человека - это дань вековой традиции уважения и почитания людей старшего поколения. В этот день каждый из нас имеет возможность не только поздравить близких людей и выразить им свою благодарность, но и сделать так, чтобы они почувствовали нашу заботу и внимание.
Цель проекта: формирование ценностного отношения детей подготовительной к школе группы к представителям старшего поколения семьи.
Задачи: развивать познавательные способности (любознательность, речь, мышление); обогащать родственные связи, способствовать преемственности между поколениями; формировать уважение и почитание к людям старшего поколения.
На втором этапе велось обсуждение идей реализации проекта. Все идеи я фиксировала на бумаге.
Что знаем? | Что хотим узнать? | Что нужно сделать, чтобы узнать? |
- нужно поздравлять бабушек и дедушек; - праздник бывает один раз в год; - бабушки любят, когда приходят внуки; - приятно дарить подарки близким. |
- как можно поздравить своих родных? - кто поздравляет одиноких бабушек и дедушек? - какой необычный подарок можно сделать своими руками? |
- разучить стихи о бабушке; - сделать подделку; - испечь печенье; - сходить в гости с подарком. |
Анализируя запросы детей, мы решили зарисовать все предложенные идеи, прежде чем их реализовывать (нарисовали на альбомном листе раскрытую книгу, что обозначало "выучить стих", изобразили тарелку с печеньем, ребята проявили выдумку и фантазию, описывая свой замысел о походе в гости).
На третьем этапе нам предстояло информировать родителей о предстоящей работе и привлечь их к участию в проекте. Для этого в приемной поместили большое красочное объявление, оповещающее семью о готовящемся событии. Равнодушной семьи не осталось, так как ребята дома делились планами, в приемной комнате напоминали "Мама, а ты помнишь, что надо сделать?", указывая пальчиком на объявление, где мы просили принести рецепт несложного печенья, разучить дома стихотворение.
На данном этапе моя задача:
- подобрать совершенно новую технику для подделки, которая бы смогла привлечь ребят своей новизной, и приготовить необходимый материал;
- отследить, чтобы все дети приняли участие в разучивании стихотворений;
- определиться с рецептом печенья и необходимыми продуктами;
- продумать сценарий похода в гости. Решили навестить в этот день ветерана Великой отечественной войны Палкину М.С., прабабушку Тимофея;
- продумать итоговое мероприятие.
Четвертый этап заключался в организации работы по проекту. Здесь я "вооружилась" фотоаппаратом, чтобы запечатлеть происходящее.
На пятом этапе состоялась презентация. Утром мы отправились в гости к Палкиной М.С., взяв с собой подделки, выполненные в технике "Картонное кружево", и печенье, наполненное "теплотой" детских ручек. Читали стихотворения, слушали рассказ ветерана о сложных военных годах. Радости ребят и ветерана не было конца. Решено всречаться чаще.
Логичным завершением мини-проекта было итоговое мероприятие, где ребята поделились своими впечатлениями за чашкой чая. Обсуждали: кто узнал что-то новое для себя, что особенно удивило, что больше всего понравилось? Моя цель - подтолкнуть ребят к продолжению начатой деятельности. Эффективное средство формирования положительного отношения к дедушкам и бабушкам является составление родословной "Древо моей семьи" и рассказов о семье. Поэтому планирую:
- серию бесед "Ветви и корни", "Моя бабушка:", "Семьи большие и маленькие" и т.д.;
- организацию речевых игры "Комплементы", "Старичок-Лесовичок устал", "Письмо бабушке" и т.д.
Духовная забота требует больших усилий, но она рождает в сердце ребенка любовь и признательность, потребность и желание общаться, делать приятное близкому. В основе моей проектной деятельности мудрые слова Конфуция.