Цель: закреплять знания о согласных звуках; развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза; упражнять в написании слогов, слов с заданной буквой; активизировать слуховое внимание и восприятие.
I. Организационный момент.
У нас сегодня гости из детского сада. Знакомьтесь: Рома и Рита. Для них я приготовила подарки – синий и зеленый воздушные шары. У ребят возник спор кому, какой шар достанется. Как бы вы решили этот спор (ответы детей).
– Роме подарим синий шарик. Его имя начинается с твердого согласного.
– Рите подарим зеленый шарик. Ее имя начинается с мягкого согласного.
II. Постановка цели.
Рома и Рита удивлены. Они и не знали, что их имена начинаются с разных звуков.
Поможем ребятам разобраться, в чем разница между звуками?
III. Характеристика звуков, обозначение их буквой.
1. Характеристика звуков:
– С какого звука начинается имя Рома? ([р])
Наблюдение за артикуляцией в зеркале. (Губы разомкнуты и чуть–чуть округлены, зубы сближены, но не соприкасаются кончик языка смыкается с небом за альвеолами, боковые края языка приближаются к верхним боковым зубам, спинка и корень опущены
выдыхаемый воздух заставляет дрожать кончик языка.
– Какой звук[р]? (согласный, твердый, звонкий)
– C какого звука начинается имя Рита? ([р’])
Наблюдение за артикуляцией в зеркале. (Передний край языка приподнят к верху и смыкается с альвеолами, спинка языка выгнута и приближена к небу, боковые края языка смыкаются с верхними боковыми зубами).
– Какой звук [р`]? (согласный, мягкий, звонкий).
– Чем звуки схожи? (согласные, звонкие)
– Чем различаются? ([р] твердый, [р’] мягкий).
2. Обозначение звуков буквой:
Удивление ребят не проходит. Наверное, их имена начинаются с разных букв?
– Какой буквой обозначим звук [р]?
– Какой буквой обозначим звук [р`]?
Обводим по трафарету букву р
– Какая буква в вашей тетради? (печатная).
– С какой буквы запишем имена наших гостей? (письменной, заглавной)
Анализ образца, запись в тетрадь имен детей.
– Элементы каких букв, можно взять для письменной, строчной буквы р? (м,а,и,т).
Анализ образца, запись в тетрадь строчной буквы р.
IV. Звуки [р], [р`] в слогах
Ребятам очень понравилось, что их имена начинаются с разных звуков. Рома даже придумал песенку со своим звуком, а Рита отвечает ему со своим. Послушаем, что у них получилось.
Учитель за Рому, дети за Риту.
Ра-ра-ра (ря-ря-ря), ро-ро-ро (рё-рё-рё), ры-ры-ры ( ри-ри-ри), ру-ру-ру(рю-рю-рю), ро-ру (рё-рю), Ра– ры (ря-ри).
Расшалились наши гости и случайно стерли слоги, приготовленные к уроку. Что же здесь было написано?
Рис 1.
Рис 2.
Запись слогов в тетрадь, проверка.
Подчеркни слоги, которые выберет Рита.
Почему в слоге ри, ря, рё согласный звук звучит мягко?
Назовите слова, в которых слог ра в начале, в середине, в конце. (рано, радио, ракета, бараны, барабан, игра, мишура).
V. Дифференциация [р],[р`] в словах и словосочетаниях.
1. Рома и Рита принесли с собой игру.
Назови первый звук каждой картинки, собери звуки в слово и запиши, что получилось.
Рис 3.
Рис 4.
Ров (замени последний звук на звук [т]-рот). Аналогичная работа со словами сор-рос – рис, рад – дар.
Уточнение лексического значения слов.
2. Здесь живут бабушки Ромы и Риты.
Рис 5.
– Из чего построен дом слева от вас? (из дерева)
– Какой это дом? (деревянный).
– Из чего построен дом справа? (из кирпича).
– Какой это дом? (кирпичный).
– А вы догадались в каком доме живет бабушка Ромы, а в каком бабушка Риты?
– Как? (деревянный – [р’], кирпичный– [р]).
Назовите части дома, в которых есть звук [р] или [р’]. ( труба, крыльцо, дверь….)
– Труба какая? (кирпичная), крыльцо какое? (деревянное) и т.д.
3. Физкультминутка
Дети приехали погостить к бабушкам и первым делом отправились на речку
К речке быстро мы спустились, |
Вместе – раз, это – брасс. |
4. А за домами у бабушек сад и огород.
Показываю детям картинки, они определяют место звука в слове и обозначают его на числовом ряду.
Рис 6.
– Что зреет на грядке? (на грядке зреет редис, на грядке зреет репа и т. д.).
Обобщение: что зреет на грядках – овощи.
– Что зреет на дереве? (на дереве зреют абрикосы, на дереве зреют груши и т. д.) Обобщение: что зреет на деревьях – ягоды и фрукты.
Что собирал Рома? (груши, гранаты и т.д.). Рита? (черемуху, редьку и т.д.)
5. Таких помощников только пирогами угощать.
С какой начинкой напекут пироги бабушки?
(С черемуховой, с грушевой, …)
6. Любимая игра детей – прятки.
Пятки, битва, тюк, тяпка.
Найди место буквы р в словах (прятки, бритва, трюк, тряпка).
Назови гласные за буквой р. На что указывают эти гласные?
VI. Дифференциация [р], [р’] в предложениях.
Ребята учились читать, вот что у них получилось.
По небу летит карета.
По дороге едет ракета.
Записать предложения верно и подчеркнуть букву р, обозначающую звук [р] синим цветом; звук [р’] зеленым цветом.
VII. Итог
– Кто был в гостя? (Рома и Рита)
– Чего не знали дети в начале нашего занятия? (того, что их имена начинаются с разных звуков).
– Характеристика и сравнение звуков.