Данный конкурс желательно проводить во втором полугодии, так как учащиеся восьмого класса только приступили к изучению этого предмета и им необходимо время для того, чтобы накопить знания.
Цели:
- Систематизировать, углубить и обобщить знания учащихся.
- Способствовать развитию их познавательной активности. Закрепить умение применять полученные знания на практике
- Подготовить учащихся к самообразованию и сформировать у них стремление к поиску и изучению дополнительной литературы.
- Продолжить развитие речевых навыков
- Создать условия, способствующие побуждению к активной учебной деятельности, с интересом, без принуждения и перегрузок.
Оформление: кабинет химии.
Жюри: педагоги, или ученики 11 класса.
Вступительное слово учителя:
Уважаемые восьмиклассники в этом году вы познакомились с удивительной наукой – химией. Эта наука интересная, но очень своенравная. Она открывает свои секреты только настойчивым и целеустремленным ученикам. Химия- это наука, умеющая творить чудеса. И как всякая наука, она требует к себе самого серьёзного, самого ответственного отношения. Химия – это наука о веществах и превращениях настолько необыкновенных, что для непосвящённых они кажутся чудом. Секрет этой магии – знание химического ремесла.
Итак, приступаем к состязанию знатоков химии. Победитель, определённый компетентным жюри, получит звание «Знаток химии».
1 тур «Стань лидером».
- Каучук с большим содержанием серы (эбонит).
- О каком химическом элементе идёт речь: « Отрава в солонке» (хлор).
- Где впервые был изобретён фарфор? (Китай).
- Самый древний сплав (бронза).
- Какие металлы можно «зажечь» холодной водой? (щелочные).
- Наука, изучающая химический состав Земли (геохимия).
- В какой капусте много йода? (в морской – ламинарии).
- Какую смесь веществ в химии называют «гремучим газом»? (смесь Н и О в соотношении 2:1).
- Какой металл обладает бактерицидными свойствами? (серебро).
- Самый распространённый химический элемент во Вселенной? (водород).
- Каким металлом покрывают консервные банки, изготовленные из железа, для предупреждения разрушения? (олово).
- Общее название разных видов изделий из обожженной глины? (керамика)
- Что такое молярная масса? (масса 1 моль вещества).
- Какой химический элемент алхимики изображали в виде волка с раскрытой пастью? (сурьма)
- Почему разрезанное яблоко желтеет? (ион Fe (II) окисляется в ион Fe (III).
- Что такое «царская водка»? (смесь 1 объёма HNO3 и 3 объёмов HCl).
- Какой знаменитый итальянский художник средневековья занимался вопросами химии? (Леонардо да Винчи).
- Химическое соединение, льющееся с неба. (Вода).
- Учение о скоростях химических реакций. (Кинетика).
- Как иначе называется клетчатка? (целлюлоза).
Жюри подводит итоги 1 тура.
2 тур «Полиглот».
Казахская пословица гласит: «Человек, знающий семь языков, заботится о судьбе семи народов». Вы знаете, что символы химических элементов происходят от латинских названий. Поэтому необходимо знать не только русские и казахские названия элементов. Задание: Учитель называет химический элемент на русском языке, а участники конкурса на казахском языке и на латинском.
На русском языке | На казахском языке | На латинском языке |
кислород | өттек | oxygenium |
углерод | комiртек | carbonicum |
цинк | мырыш | zincum |
олово | қалайы | stanum |
золото | алтын | aurum |
железо | темiр | ferrum |
медь | мыс | cuprum |
сера | күкiрт | sulfur |
водород | сүтегi | hydrogenium |
свинец | корғaсын | plumbum |
серебро | күмiс | argentum |
Жюри подводит итоги 2 тура.
3 тур «Исторический».
До того, как химия стала наукой, она называлась «алхимия». Изыскания алхимиков сводились к поиску «философского камня», который бы превращал простые металлы в драгоценные – золото и серебро. У алхимиков не было химической символики, которую мы знаем сегодня. Они изображали химические соединения и элементы с помощью особых знаков. Задание: Учитель показывает знаки – учащиеся называют, что это означало у алхимиков.
Знак алхимиков |
значение |
полумесяц |
СЕРЕБРО |
Знак, похожий на серп |
СВИНЕЦ |
знак, похожий на цифру «4» |
ОЛОВО |
Полумесяц и знак солнца |
ПЛАТИНА |
Окружность с отходящим проводом |
СЕРНАЯ КИСЛОТА |
Окружность с двумя точками внутри |
МОРСКАЯ СОЛЬ |
Подведение итогов «Исторического тура»
4 тур «Географический».
Задание: Назвать химические элементы, названные в честь географических объектов (стран, материков, островов и т.д.)
Франций (Франция), германий (Германия), скандий (Скандинавия), галлий (Галлия – древнее название Франции), рутений (Россия), европий (Европа), америций (Америка), калифорний (шт. Калифорния), купрум (о. Кипр), полоний (Польша), гольмий (г. Стокгольм), лютеций (древнее название Парижа), магний (Магнесия – город в древней Греции), рений (провинция в Германии), стронций (населённый пункт в Шотландии).
Победителем оказывается ученик, назвавший больше элементов.
5 тур «Битва интеллектов».
Казахская пословица гласит: « Сила – в знании, знания - в книгах». Чтобы ответить на следующие вопросы, необходимо пользоваться при подготовке к занятиям не только учебником, но и дополнительной литературой. Сейчас мы выясним, кто много читает.
- Для перевозки продуктов на дальние расстояния используют рефрижераторы – транспорт с холодильником. Какое вещество применяют при этом в качестве хладагента? (жидкий азот).
- Какой великий химик 7 августа 1887 года сам поднялся на воздушном шаре и успешно наблюдал полное солнечное затмение? (Д.И.Менделеев).
- В письме к Эйлеру М.В.Ломоносов сформулировал важное открытие и дал ему образное сравнение: « Сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю от бодрствования». Назовите открытие. (закон сохранения массы веществ).
- Путешественник Миклухо-Маклай рассказывал, что папуасы, искали куски дерева, пролежавшие долго в морской воде. Затем сжигали и ели золу. Зачем? (так они добывали соль).
- В архивах пожарной части г. Бенд (США) хранится запись о пожаре, который был вызван дождём! Возможно ли такое явление? (да, в данном случае у стен дома были кучи с негашеной известью).
- Известен случай взрыва парового чугунного котла отопительной системы, в которой были обнаружены стружки цинка. Объясните причину взрыва. (Zn+H2O=ZnO+H2).
Подведение итогов.
6 тур «Чёрный ящик».
В класс вносят чёрный ящик.
Задание: Отгадать какое химическое соединение находится в ящике. Даётся несколько подсказок, необходимо угадать как можно раньше.
- Составные части этого соединения находятся во II, IV, VI группах периодической системы.
- Это химическое соединение необходимо для проведения школьного урока.
- Из него можно сделать памятник.
- Оно может быть белым, а может быть и цветным.
- Это химическое соединение оставляет следы на руках и одежде.
- Им пишут на школьной доске.
Ответ: это – карбонат кальция CaCO3, или иначе – мел, мрамор, известняк. Из чёрного ящика ведущий достаёт кусочек мела.
Подведение итогов.
7 тур «Оратор».
Народная мудрость: «Венец искусства – искусная речь».
Для оставшихся претендентов на звание «Знаток химии» проводится конкурс ораторов. Темы на выбор:
- Прав ли был Прометей, подаривший людям огонь?
- Химия в сельскохозяйственном производстве.
- Возможно ли наше будущее без химии?
- Химия и здоровье.
Речь должна быть краткой (не более 5 минут), но яркой и содержательной.
Подведение итогов. Отметить участников; награждение победителя.
Заключительное слово учителя:
Но вот и закончился конкурс, определился победитель. Вершины науки покоряются только смелым и настойчивым людям. У вас ещё впереди много открытий. Каждый может сделать для себя вывод, а кого-то ждут новые непокорённые высоты. Любите химию, эту чудесную, неповторимую науку! Дерзайте!
Открыты к знаниям пути,
Учитесь всегда с прилежанием,
Чтобы новые элементы найти,
Нужны таланты, умение, дерзание!
Грызите гранит науки,
Желаю вам химию любить,
Чтоб Государству родному,
Славу добрую добыть!