Презентация. Слайд 1.
“Моим стихам,
как драгоценным винам,
Настанет свой черед”.
Цели урока:
- Развивать техническую, интонационную строну речи, невербальные средства выразительности устной речи, воображение, наблюдательность;
- Учить понимать образность, емкость, красоту поэтического слова;
- Воспитывать любовь к своей малой родине.
- Знакомство учащихся с творчеством М.И.Цветаевой;
Оборудование:
- Портрет М.И.Цветаевой; <Рисунок1> < Рисунок2> < Рисунок3>
- Учебник “Родная речь” книга 3, часть 2;
- Карточки для обратной связи по валеологии.
ТСО:
- Компьютер;
- Проектор:
- Экран;
- Диск с мультимед. презентацией этапов урока.<Приложение1>
Ход урока
I. Организационный момент – сообщение темы и целей урока.
С каким настроением вы встречаете этот урок? (карточки)
II. Введение в чтение. (дополнительная литература). Слайд 2.
2 минуты – жужжащее чтения.
2 минуты – чтение только губами (беззвучно).
1 минута – чтение только глазами.
III. Развитие технической, интонационной сторон речи, невербальных средств выразительности.
а) упражнение на овладение правильным типом дыхания (диафрагмально-реберного)
“Цветочный магазин”.
И.п. – стоя.
Делая вдох, представьте себе, что нюхаете цветок. При этом живот выдвигается вперед, ребра расширяются, низ живота произвольно подтягивается. Вдох медленный, плавный. Слайд 3.
Упражнение повторить 3–4 раза.
б) упражнения на овладение постановкой голоса, интонации.
Для твердой атаки звука, воскликнуть:
С ощущением испуга:
Слайд 4.
Слайд 7.
Слайд 8.
|
г) упражнения на соблюдение норм литературного произношения. Слайд 9.
(орфоэпическое чтение слов изучаемого стихотворения).
Детскими
Движется
Качаются
Моего
Замком
д) упражнения на развитие невербальных средств выразительности.
Постарайтесь передать при чтении тон, громкость речи, жесты и мимику героев.
“– Убегу! Из-за одной Ленки убегу” - Слайд 10.
Павлик сжал кулаки
“ – Лена, дай мне одну краску, пожалуйста…”
Лена широко раскрыла глаза.
Брат поднял брови и усмехнулся.
Обобщение: Все изученные упражнения помогут вам выразительно читать любые произведения.
Физкультминутка. (профилактика зрения и осанки.) Слайд 11.
Каждый день, каждый день
Делаем зарядку. (ходьба на месте)
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Глазками моргать,
Глазки закрывать,
Влево вправо посмотреть,
И головкой повертеть,
Весело шагать,
Руки поднимать,
Присесть и встать,
Прыгать и скакать.
IV. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение стихотворения Николая Степановича Гумилева “Детство”.
– А что вы любите так же сильно, как поэт?
V. Знакомство с творчеством Марины Ивановны Цветаевой. Слайд 12.
Рассказ учителя.
Рассмотрите этот портрет. На нем М.И.Цветаева.
Первая книга М.И.Цветаевой появилась в то время, которое принято называть Серебряным веком русской поэзии. Ее юношеские стихи поражают искренностью, они плавны, напевны, легко запоминаются. (1913–1915).
А стихи, написанные годом позже (1916 г.) поражают своей зрелостью. Почти исчезло прежнее кокетство, любование собой. Идет Первая мировая война и в ее стихах появляются солдаты, нищие, бабы. Она, как противница войны, создает самые сильные стихи, из тех, которые были созданы в те годы.
Гражданская война для Цветаевой становится тяжелейшим испытанием. Муж в армии, от голода умирает ее младшая дочь. Но и в это трудное время она не перестает быть поэтом; пишет сотни стихов, поэму “На красном коне” и еще много пьес, проз. Все ее произведения – дневник души автора.
Через два месяца после начала ВОВ М.И.Цветаева ушла из жизни.
Она всегда верила, что все сказанное в стихах сбывается. Сбылись и ее печальные пророчества, но сбылось и другое, написанное еще в счастливые дни юности:
Моим стихам,
как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
Выразительное чтение учителем стихотворения М.И.Цветаевой “Бежит тропинка с бугорка” (стр.147).
Первичное восприятие.
Какими чувствами наполнено стихотворение?
О чем вспоминает автор?
Закройте глаза и представьте картины природы, которые рисовались вашему взору при прослушивании.
Рассмотрите иллюстрацию.
Какими красками описал художник скромный пейзаж? Почему?
Словарная работа. Слайд 13
Как понимаете значение этих слов и выражений? Подберите более точные слова для объяснения.
Рай
Закаты Шпаги Бежит тропинка Был замком царственный сарай Сонно-тяжело качаются мальвы |
– место жизни безгрешных людей после смерти – заход солнца – холодное оружие – сравнение – сравнение – сравнение, название цветов. |
Первичное чтение учащимися.
О чем М. Цветаева вспоминает с радостью, с восторгом? –Прочитайте.
О чем грустит? – Прочитайте.
Какие сравнения использует автор? Для чего?
Определите глаголы. В каком времени они употреблены. – Докажите!
Как они влияют на ваше эмоциональное состояние?
Повторное самостоятельное чтение.
(Не забывайте делать паузы в зависимости от смысла читаемого текста. Читайте неторопливо, мелодично, используя изученные приемы на развитие дыхания, дикции. Используйте, но не злоупотребляйте мимикой, жестами).
Проверка выразительного чтения стихотворения (чтение стоя). Слайд 14.
Что это небольшое стихотворение рассказало вам об авторе?
А есть ли у вас, ребята, любимые уголки природы? – прослушивание рассказов.
Молодцы! Каждый человек бережет в памяти дорогие картины своей малой родины.
Прочитайте цитату из юношеского стихотворения М..Цветаевой.
Как вы понимаете эти строки?
VI. Оценки за урок.
VII. Домашнее задание: перечитать и выучить наизусть стихотворение М.И.Цветаевой (стр. 147, книги 3, часть 2).
По желанию нарисовать свой любимый уголок природы.
Итог урока: Что нового вы узнали на уроке? Чему он вас научил? О чем заставил задуматься? С каким настроением вы уходите с этого урока?
(обратная связь – карточки).
Спасибо за урок!