Цели урока:
- Проверить усвоения ведущих понятий курса, характеризующих суть живого и «закона» жизни на Земле в целом;
- Развить навыки системного мышления – умение видеть в частном примере проявления общих закономерностей;
- Формировать научное мировоззрение о взаимосвязи живых организмов и жизни на Земле как целостной системы.
Задачи урока:
- Изучить суть «жизни на Земле» в целом;
- Придти к логическому ответу на поставленный вопрос;
- Развивать навыки работы в группах, познакомить в игровой форме с законами жизни.
Тип урока: Обобщение и закрепление пройденного материала.
План урока:
- Организационный момент.
- Обобщение и закрепление ведущих понятий курса.
а) фронтальная беседа с классом по вопросам;
б) индивидуальная работа по карточкам;
в) проверка индивидуальных опережающих заданий; - Здоровьеберегающие технологии (физкультминутка).
- Работа в группах.
- Инсценировка («Встреча человека с солнцем»).
- Закрепление материала.
- Тест-слайд.
- Подведение итогов урока.
- Выставление и комментарии оценок.
- Домашнее задание.
Оборудование: Компьютер, сообщения учащихся, рисунки учащихся, раздаточный материал.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Обобщение и закрепление ведущих понятий курса.
а) фронтальная беседа с классом (вопросы находятся на слайде презентации);
Слово учителя: на протяжении уже долгого времени мы с вами изучаем природу на нашей планете, а сегодня мы ставим конкретную цель, выяснить всё ли мы знаем о жизни на Земле? Итак, проверим основные понятия, характеризующие суть живого и законов жизни на Земле в целом.
Как известно, нас окружает неживая и живая природа. Живые организмы отличаются от неживой природы тем, что они обладают рядом свойств.
- Назовите свойства живых организмов?
Живые организмы дышат:
- Человек дышит носом. Вдыхает кислород а, выдыхает углекислый газ, а у живых организмов из одной клетки газообмен происходит с окружающей средой через поверхность клетки;
- питаются – животные и человек получают с пищей готовые органические вещества;
- растут – некоторые растения всю жизнь – деревья, а другие – лебеда 1 год;
- размножаются – в процессе этого производят новое поколение подобное себе. Разными способами. Половым – верба, кошки, гидра. Бесполым способом – земляника, гидра, дождевой червь – гермафродит.
-
Из чего произошла жизнь? (Жизнь произошла из простейших организмов около 3,5 млрд. лет назад в водной среде.)
-
Какое строение имели первые существа? Первые существа состояли из одной клетки.)
-
Из чего состоят все ныне живущие организмы на Земле? (Все ныне живущие организмы на Земле от амёбы до человека состоят из клеток)
б) индивидуальная работа по карточкам.
Карточка 1. Любой организм возникает только из живых клеток, какими способами может происходить, привести примеры у растений и у животных?
Карточка 2. Всем живым организмам приходится бороться с неблагоприятными условиями, поэтому они производят потомства, больше чем его выживает. Приведете примеры.
в) Проверка индивидуальных опережающих заданий.
I. Нарисуйте любые клетки, которые запомнили. Подпиши, какому живому организму они принадлежат:
А. Клетки растения:
- Клетки зелёного листа – содержат хлорофилл и на свету образуют органические вещества.
- Клетки кожицы листа – плотно прилегают друг к другу, выполняют защитную функцию.
- Клетка стебля – по вытянутым полым клеткам стебля передвигаются растворённые в воде питательные вещества.
Б. Клетки животных и человека:
- Клетки жировой ткани – в клетках жировой ткани человека и животных откладывается запас питательных веществ.
- Клетки кожи – выполняют защитную функцию.
- Мышечные клетки – способны сокращаться, и участвуют в движение.
Проверка карточки 1.
Любой новый организм возникает только из живых клеток:
а) у одних – из живых клеток тела, это бесполое размножение, например у растений новое поколение образуется не только из семян, но и из частей растений: усов и клубней у земляники; части стебля у смородины; части корня у малины. У животных – почкование гидры.
б) у других из ♂ и ♀ половых клеток, это половое размножение. Так размножается ива, лисы.
в) Проверка индивидуальных опережающих заданий (продолжение).
II. Нарисуйте схему двух типов размножения и приведите примеры.
1. Схема бесполого размножения:
В течение лета на теле гидры образуется бугорок – почка. Бугорок растет за счет деления клеток. На его конце появляются щупальца и рот. Так на материнском организме развивается маленькая гидра. Когда гидра подрастёт, она начнет жить самостоятельно, отделившись от материнского организма.
2. Схема полового размножения:
В озёрах, речках или прудах с чистой водой встречается животное около 1 см в длину – гидра. Осенью с понижением температуры воды и уменьшением количества корма гидра размножается с помощью половых клеток. Оплодотворённые яйца перезимовывают, и весной из них выходят новые гидры.
Проверка карточки 2.
Самые высокие деревья в соснового лиса раскинули кроны, улавливая больше солнечных лучей. Их могучая корневая система поглощает из почвы воду с растворёнными в ней минеральными веществами. Сильные сосны дадут множество семян, однако прорастут только те из них, которые попадут в благоприятные условия. Но и из проросших семян часть может погибнуть, например, если попадет на почву, уже густо заросшую другими растениями. Значит, у живых организмов приспособленность к условиям среды различная.
в) Проверка индивидуальных опережающих заданий (продолжение).
III.
1. Нарисуйте строение:
а) семени растения;
б) яйца птицы.
2. Укажите, в какой части находится запас питательных веществ, необходимых для развития зародыша.
а) Откуда в семени растения появляется зароды;
б) Нарисуй любую пищевую цепь, доказывающую, что нет вредных организмов.
III. Здоровьесберегающие технологии (физкультминутка).
Сейчас мы поиграем в игру «Деревья – кустарники – травы». Когда услышите название дерева – руки поднимите вверх; название кустарника основная стойка, название травянистого растения – присядьте. Тополь, одуванчик, шиповник, ель, смородина, ромашка, дуб, подорожник, крыжовник.
IV. Работа в группах.
На примере деревьев соснового леса стало понятно, у различных живых организмов приспособленность к условиям среды различная. Дни имеют органы защиты, другие органы нападения. Предлагаю вам разделиться на три команды: 1 – команда будет представлять органы защиты, вторая – органы нападения, 3 – примеры защиты потомства. Даю вам рисунки, а вы выбираете только подходящие вашей команде.
V. Инсценировка («Встреча человека с солнцем»).
Для того, что бы лучше и глубже понять ответ на поставленный вопрос – «Всё ли мы знаем о жизни на Земле?», посмотрим инсценировку «Встреча человека с солнцем».
Действующие лица:
Солнце – ученик 1.
Человек – ученик 2.
Человек: Здравствуй Солнце, что-то ты сегодня не так ярко светишь, как вчера? А ведь вчера было тепло и светло. А сегодня пасмурно и хмуро.
Солнце: Скажи мне, человек, а почему ты так беспокоишься?
Человек: Как же мне не беспокоиться всем – всем на Земле живым организмам для движения и работы необходима энергия. Источником энергии для всех жителей Земли является Солнце. И если вдруг не будешь ты светить, растения не смогут взять энергию и передать её животным и человеку. А растениям нужно достаточное количество света влаги и тепла. И тогда кислорода в окружающею среду будет достаточно поступать.
Солнце: Что будет, если не будет кислорода?
Человек: Что ты, что ты не говори так – всё живое погибнет, нечем будет дышать. Ведь в природе всё взаимосвязано. Все живые организмы дышат. Большинству из них необходим кислород, как и вода, в которой растворяются необходимые для жизни вещества.
Солнце: Получается: дышать, питаться, расселяться живые организмы могут, только живя вместе. Но я смотрю на вас людей сверху и не как не возьму в толк, почему вы люди бесконтрольно уничтожая растения и животных, загрязняя воздух и почву, человек ставит под угрозу существование жизни на Земле, и своей в том числе.
Человек: Да, Ярило – солнышко святило, здесь мы дали маху. Но что же делать, как исправить свои ошибки?
Солнце: Очень просто: человек должен научиться жить в согласии с другими живыми организмами нашей планеты. Таковы законы жизни, которые требуют за собой безоговорочного соблюдения.
Человек: Да, я понял свои ошибки. И теперь, я думаю, чтобы научиться жить всем вместе нужно, очень много знать о жизни живых организмов: растений, животных и человека, бактерий и грибов. И огромное спасибо, что ты мне на это открыла глаза.
Солнце: Да, если ты всегда будешь пользоваться такими простыми истинами, тебе не только я буду светить ярко, но и дороги в такие науки как ботаника– изучающая растения; зоология- животных; анатомия и физиология, микробиология. Всегда будут открыты.
Итак, что показал нам спектакль?
Беседа по вопросам, подведение выводов
– О чем говорит беспокойство человека, когда солнце перестало светить ярче?( отсутствие энергии).
– К чему может привести отсутствие кислорода, воды(гибели живых организмов)
– Что понял человек после разговора с Солнцем(жить в согласии с всеми живыми организмами.)
VI. Закрепление материала.
Вывод по уроку (делают учащиеся).
Давай те ответим на главный вопрос: всё ли мы знаем о жизни на Земле?
На этот вопрос однозначно ответить нельзя, вопрос проблемного характера.
Можно сказать, что мы знаем много и что еще много чего узнаем в дальнейшем.
VII. Тест-слайд.
VIII. Подведение итогов урока.
Наш урок подошел к концу. Давайте ответим на вопрос:
– Что мы на уроке узнали нового? Что было интересного?
– Спасибо.
IX. Выставление и комментарии оценок.
X. Домашнее задание.
Придумать рассказа о происхождение жизни на Земле.